Замечания и дополнения Совета Федерации по федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Замечания и предложения
по Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон “Об акционерных обществах”
1. В новой редакции статьи 12 и пункта 1 статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривается возможность изменения устава общества, связанного с увеличением его уставного капитала, созданием и ликвидацией филиалов и представительств, по решению совета директоров (наблюдательного совета). Это положение противоречит пункту 1 статьи 100 Гражданского кодекса Российской Федерации о праве акционерного общества увеличивать уставной капитал лишь по решению общего собрания, подпункту 1 пункта 1 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, пункту 4 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений определяются в соответствии с Кодексом, законом об акционерных обществах и уставом общества.
2. В новой редакции статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривается, что в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра общества должен быть регистратор (пункт 32 статьи 1 Федерального закона). Это положение не согласуется со статьей 8 Федерального закона "О рынке ценньк бумаг", устанавливающей необходимость ведения реестра регистратором при численности владельцев, превышающих 500.
3. В пункте 3 статьи 35 замена слов "Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации" на "федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг", предполагает создание нового органа, на который в бюджете на 2001 год средств не предусмотрено (противоречие Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год").
4. Вводимая норма о принятии простым большинством общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 49 рассматриваемого закона) кадровых назначений может привести к ослаблению, а то и к потере государственного влияния на управление в акционерных обществах, где государственный пакет акций составляет менее 50 %, не достаточный для контроля над акционерным обществом, и к резкому увеличению споров по избранию директоров, и, соответственно, к количеству исков в суды.
5. В предлагаемой редакции пункта 5 статьи 1 сохраняется устаревший критерий о том, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, действует не позднее окончания определенного планом приватизации срока продажи акций, находящихся в государственной собственности. При сохранении такой нормы имеются возможности для размывания государственного пакета акций - (путем дополнительной эмиссии) и соответственного уменьшения стоимости этих акций. Аналогичное замечание касается пункта 6 статьи 28 рассматриваемого проекта.
6. Новая редакция абзаца б пункта 3 статьи 7 устанавливает, что акционеры или общество могут воспользоваться правом преимущественного приобретения акций в течение двух месяцев, если более короткий срок не предусмотрен уставом. Теоретически такая норма позволяет установить сколь угодно малый срок в уставе и тем самым практически лишить общество или акционеров возможности реализовать свое право преимущественного приобретения акций.
7. Абзац 7 вышеназванного пункта устанавливает, что акционеры или общество могут потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Такая формулировка не соответствует гражданскому законодательству, поскольку сначала необходимо применить последствия недействительности сделки.
8. Нельзя согласиться с введением в пункте 3 статьи 25 института дробных акций. Объектом гражданского права является акция. Дробная акция фактически является общей собственностью и вопросы обращения дробной акции должны решаться с учетом особенностей установленных главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако в рассматриваемом проекте это не сделано. Кроме того, указанная норма противоречит новой редакции статьи 28, где установлено, что увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций, в результате которого образуются дробные акции не допускается.
9. Уменьшение минимального размера резервного фонда общества до 5 процентов (статья 35) снижает гарантии кредиторам общества.
10. Согласно проекту (пункт 2 статьи 47) дополнительные к предусмотренным федеральным законом требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров могут устанавливаться Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
11. Общее собрание акционеров лишается права предусмотреть в уставе дополнительные вопросы, решаемые квалифицированным большинством на общем собрании, по сравнению с вопросами, указанными в законе в абзаце втором пункта 2 статьи 49.
12. Совет директоров лишается права предлагать общему собранию количественный и персональный состав счетной комиссии. Более того, в обществе с числом акционеров более 500 права сформировать счетную комиссию лишаются и сами акционеры , в том числе и государство, т.к. в этом случае функции счетной комиссии будет выполнять регистратор, проверяющий полномочия и регистрирующий лиц для участия в общем собрании (статья 58). Кто будет нести ответственность за правильность подсчета голосов - неизвестно.
13. В пункте б статьи 71 предусматривается, что представители государства в Совете директоров несут ответственность за убытки перед обществом наряду с другими членами Совета директоров. Это противоречит Федеральному закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", в силу которого представители согласовывают свое голосование в письменной форме. Может быть что-то одно - либо, согласование голосования, либо своя ответственность.
Количество просмотров: 53
|