Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Пояснительная записка
к проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (далее - законопроект) направлен на установление переходного периода для приведения деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг в соответствие с требованиями, вступившими в силу в конце 2002 г.
После вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2002 года № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о внесении изменений) организаторы торговли, не являющиеся фондовыми биржами, утратили право осуществлять листинг ценных бумаг, то есть допускать ценные бумаги к торгам путем их включения в котировальные списки.
На момент вступления в силу Закона о внесении изменений (30 декабря 2002 г.) листинг ценных бумаг осуществлялся рядом основных российских организаторов торговли (в том числе Московской межбанковской валютной биржей), при этом в котировальные списки были включены ценные бумаги значительного числа крупнейших российских эмитентов.
Закон о внесении изменений не установил переходного периода для прекращения листинга такими организаторами торговли. Между тем, немедленное прекращение листинга ценных бумаг могло бы привести к ряду негативных последствий, в том числе к срочной продаже ценных бумаг, составляющих активы паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации и других институциональных инвесторов, которые в соответствии с нормативными актами обязаны поддерживать в активах определенную долю ценных бумаг, включенных в котировальные списки. Прекращение листинга само по себе и в сочетании с массовыми продажами ценных бумаг, листинг которых прекращен, институциональными инвесторами могло бы привести к падению цен, к росту стоимости заемных средств для их эмитентов, переоценке ценных бумаг, являющихся предметом залога, и другим негативным последствиям, которые могут повлечь масштабные изменения на финансовом рынке в целом.
Учитывая это, попытка решить возникшие проблемы была предпринята на подзаконном уровне путем установления переходного периода для приведения деятельности организаторов торговли в соответствии с требованиями, введенными Законом о внесении изменений. Однако такое решение не может считаться удовлетворительным с правовой точки зрения. Недостаточным является и установленный срок переходного периода- до 1 июля 2004 г.
В настоящее время организаторы торговли осуществляют мероприятия по приведению своей деятельности в соответствие с новыми требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом, предполагается, что одновременно с прекращением листинга ценных бумаг организаторами торговли, не являющимися фондовыми биржами, он будет возобновляться на фондовых биржах. В соответствии с планами, разработанными организаторами торговли, приведение их деятельности в соответствие с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» может быть завершено к концу 2004 г.
С учетом изложенного, в законопроекте предлагается предусмотреть право организаторов торговли, не являющихся фондовыми биржами, осуществлять листинг ценных бумаг до 1 января 2005 г. При этом, для того, что бы исключить возможность оспаривания правомерности осуществления ими листинга с момента вступления в силу Закона о внесении изменений, предусматривается, что данное право реализуется с 30 декабря 2002 г., то есть положению, закрепляющему данное право, придается обратная сила.
Одновременно с решением вопроса о закреплении переходного периода для прекращения организаторами торговли листинга ценных бумаг, законопроект устраняет ряд внутренних противоречий в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», возникших в связи с отменой права организаторов торговли осуществлять листинг, не устраненных Законом о внесении изменений.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в иные федеральные законы. Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Количество просмотров: 31
|