На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Проекты федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации Архив проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Заключение Комитета Государственной Думы по собственности



03 апреля 2003 г. № 3.9-86/1


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по собственности

на проект федерального закона № 302706-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(в части исключения института казенных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уточнения порядка государственной регистрации унитарных предприятий, уточнения полномочий собственника имущества унитарного предприятия).


Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный законопроект и сообщает следующее.

Практика применения Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», наряду с его очевидными достоинствами, выявила ряд недостатков. К их числу можно отнести излишнюю бюрократизацию согласования совершаемых унитарным предприятием крупных сделок, невозможность придания дочерним унитарным предприятиям статуса самостоятельных предприятий, недостаточность сроков для приведения уставов унитарных предприятий в соответствие с положениями указанного Федерального закона и некоторые другие. Законопроект направлен на устранение ряда отмеченных недостатков указанного Федерального закона.

Законопроект упрощает для унитарного предприятия процедуру голосования в органах управления хозяйственных обществ и товариществ принадлежащими ему акциям (долям, паям). В тех случаях, когда унитарному предприятию принадлежит менее 25 процентов акций (долей, паев) в уставном (складочном) капитале общества или товарищества, унитарное предприятие вправе проводить голосование без согласования с собственником имущества унитарного предприятия (пункт «г» статьи 1 законопроекта).

Законопроект уточняет критерий отнесения совершаемой унитарным предприятиям сделки к крупной, устраняя имеющуюся диспозитивность такого критерия, и значительно упрощает процедуру согласования совершения крупных сделок, предусматривая возможность предварительного согласования ряда совершаемых крупных сделок (пункт «т» статьи 1 законопроекта). Отметим, что именно согласование крупных сделок в настоящее время вызывает значительные проблемы в деятельности унитарных предприятий.

Законопроект определяет круг лиц, которые вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации государственного или муниципального предприятия, в случаях, предусмотренных пунктом 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (пункт «н» статьи 1 законопроекта).

Законопроектом предлагается унифицировать процедуру принятия решений о создании федеральных государственных предприятий. В соответствии с положениями абзаца пятого пункта «е» законопроекта исключительным правом создавать такие предприятия наделяется Правительство Российской Федерации. Соответственно, указанное право утрачивают федеральные органы исполнительной власти, такие, как Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности России, Управление делами Президента Российской Федерации и другие (пункт «е» статьи 1 законопроекта). Данные положения законопроекта соответствуют пункту 1 (подпункт «г») статьи 114 Конституции Российской Федерации.

Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2004 года сроки приведения уставов унитарных предприятий в соответствие с положениями Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Это позволит унитарным предприятиям и собственникам их имущества более качественно подготовить новые редакции уставов таких предприятий (пункт «ц» статьи 1 законопроекта).

Комитет поддерживает внесение указанных изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и считает внесенный законопроект актуальным и своевременным.

В то же время Комитет считает необходимым дать отдельные замечания по законопроекту.

Законопроект изменяет порядок формирования уставного фонда государственного или муниципального предприятия. Статья 13 (пункт 1) Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. В соответствии с положениями абзаца второго пункта «л» статьи 1 законопроекта уставной фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником до государственной регистрации такого предприятия. Такая новелла законопроекта на практике вызовет непреодолимые трудности, поскольку не представляется возможным передать имущество государственному или муниципальному предприятию для формирования его уставного фонда (то есть совершить сделку с таким предприятием) в связи с тем, что до государственной регистрации юридического лица такое лицо как участник гражданского оборота попросту не существует (п. 3 статьи 49, п. 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимо также уточнить редакцию абзаца третьего пункта «л» статьи 1 законопроекта, так как неясно, кому должно передаваться «иное имущество».

В связи с высказанными замечаниями по пункту «л» статьи 1 законопроекта было бы правильным рассмотреть вопрос о целесообразности оставления в тексте законопроекта связанного с этим пунктом абзаца второго пункта «м» статьи 1 законопроекта.

Следует отметить несоответствие положений пункта «п» статьи 1 законопроекта положениям пункта 1 статьи 297 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанным пунктом законопроекта «казенное предприятие вправе отчуждать принадлежащее ему имущество или иным способом распоряжаться им только в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации», в то время как Гражданский кодекс РФ требует согласия собственника имущества казенного предприятия. Очевидно, что «порядок» может как предусматривать согласие собственника, так и нет.

Предлагается исключить абзац четвертый пункта «р» статьи 1 законопроекта, поскольку в противном случае возникнет противоречие с пунктом 4 статьи 18, пунктом 1 статьи 19, пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Следует уточнить критерий отнесения сделки к крупной для казенных предприятий. Очевидно, что такой критерий, определенный как более 10 процентов от размера уставного фонда унитарного предприятия, в случае казенного предприятия применить будет невозможно, поскольку в казенном предприятии уставной фонд не образуется (пункт 5 статьи 12 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Соответственно, любая сделка, совершенная казенным предприятием, может быть отнесена к крупной.

В целях устранения возможных разночтений при применении положений абзаца второго пункта «у» статьи 1 законопроекта, его предлагается изложить в следующей редакции:

«2. Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств, за исключением случаев, когда размер осуществляемых государственным или муниципальным предприятием в течение одного квартала заимствований не превышает пяти процентов размера уставного фонда такого предприятия.».

Пункт «ф» статьи 1 законопроекта устанавливает, что аудиторская проверка деятельности унитарного предприятия может быть проведена в любое время по требованию собственника имущества предприятия. Представляется, что такая норма направлена на усиление контроля со стороны собственника за финансово-хозяйственной деятельностью унитарного предприятия. В то же время, законопроект не устанавливает никакого ограничения на количество и периодичность проводимых по инициативе собственника аудиторских проверок унитарного предприятия, которые предприятие должно оплачивать за счет собственных средств. Представляется разумным установить определенные ограничения на количество или периодичность аудиторских проверок, чтобы предотвратить ситуации, когда проведение аудиторских проверок по инициативе собственника имущества унитарного предприятия оборачивается для предприятия значительными финансовыми затратами.

Необходимо обратить внимание, что ряд положений законопроекта, предусматривающих ликвидацию казенных предприятий, не полностью согласуются с положениями Гражданского кодекса РФ, что отражено в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту.

Положения абзаца четвертого пункта «ц» законопроекта допускают существование дочерних предприятий, созданных до вступления в силу Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», при условии приведения их уставов в соответствие в положениями указанного Федерального закона. В тоже время Гражданский кодекс РФ, содержащий исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусматривает возможности создания и деятельности такой разновидности коммерческой организации как дочернее унитарное предприятие. В связи с этим следует рассмотреть возможность включения в законопроект положений, предусматривающих предоставление дочерним унитарным предприятиям статуса самостоятельного унитарного предприятия.

Нуждается в дополнительном обосновании положения законопроекта, предусматривающие ликвидацию казенных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункты «а», «в», «д», «е», «о», «п», «р» статьи 1 законопроекта). Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривается, что на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований такие предприятия могут создаваться в основном для решения социальных задач, учитывая, что значительная часть населения в настоящее время не может в полном объеме оплачивать оказываемые ему социальные услуги. С учетом реального положения дел с решением социальных задач в регионах, и принимая во внимание, что за прошедшие со дня вступления в силу указанного Федерального закона несколько месяцев трудно сделать вывод о нецелесообразности института казенных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляется разумным осуществить их ликвидацию тогда, когда вследствие роста реальных доходов большая часть населения сможет полностью оплачивать социальные услуги. По мнению Комитета, решение о ликвидация института казенных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть принято только с учетом мнений регионов.

Законопроект также требует значительной редакционной и юридико-технической доработки.

Основываясь на изложенном, Комитет одобряет концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом отмеченных замечаний.

Заместитель председателя Комитета


Н.В.Арефьев

[p]


Количество просмотров: 32





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group