На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Проекты федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации Архив проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации

Проект Федерального закона "О производных финансовых инструментах".



Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О производных финансовых инструментах


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего федерального закона

1. Настоящий федеральный закон определяет основы правового регулирования производных финансовых инструментов, а также регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением производных финансовых инструментов, определяет правовое положение участников рынка производных финансовых инструментов.

2. Настоящий федеральный закон не регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением внебиржевых производных финансовых инструментов, предусматривающих передачу базового актива, за исключением инструментов с регулируемым базовым активом.

Статья 2. Законодательство о производных финансовых инструментах

1. Законодательство о производных финансовых инструментах состоит из настоящего федерального закона, Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.

2. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, определенные в статье 1 настоящего федерального закона, должны соответствовать настоящему федеральному закону. В случае противоречия применяется настоящий федеральный закон.

3. В случаях и пределах, определенных настоящим федеральным законом, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, определенные в статье 1 настоящего федерального закона.

4. Если после заключения производного финансового инструмента принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении производного финансового инструмента, условия заключенного производного финансового инструмента сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 3. Производный финансовый инструмент

1.Производным финансовым инструментом признается договор, по которому возникновение и (или) размер, по крайней мере, одного денежного обязательства зависит от значения и (или) изменения цены, других показателей базового актива, или значения показателя, прямо перечисленного в статье 5 настоящего федерального закона.

2. Стандартными контрактами признаются производные финансовые инструменты, совершаемые на организованном рынке, характеризуемые наличием однородных, взаимозаменяемых при исполнении обязательств, заключаемые и прекращаемые в соответствии с правилами, установленными на данном организованном рынке.

3. Производным финансовым инструментом не признаются:

а) вклады (депозиты) в кредитных организациях;

б) договоры займа и кредитные договоры;

в) сделки, регулируемые в соответствии с главой 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.

г) договоры о гарантиях, выдаваемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, а также договоры поручительства.

Статья 4. Базовый актив

1.Базовым активом производного финансового инструмента является один или несколько объектов гражданских прав, в том числе товары и имущественные права, вытекающие из договоров займа или из других производных финансовых инструментов.

2. В отношении имущества, используемого в качестве базового актива, за исключением имущественных прав, должны выполняться следующие условия:

1) должна быть информация о наличии обращения данных объектов, достаточного для свободного ценообразования, а также отсутствие ограничения оборота данных объектов и/или иного внешнего влияния на ценообразование, за исключением объектов, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи.

2) данное имущество должно характеризоваться родовыми признаками;

данное имущество должно быть взаимозаменяемым.

3) В целях настоящего закона, к имущественным правам, используемым в качестве базового актива, относятся также права требования по денежным обязательствам или передаче регулируемого базового актива, которые могут возникнуть в будущем.

Условия прав требования к третьим лицам, используемых в качестве базового актива, в поставочных производных финансовых инструментах, не должны ограничивать передачу таких прав требований.

Правительство Российской Федерации может устанавливать ограничения на использование в качестве базового актива прав требования по государственным долговым обязательствам и имущественных прав, в отношении имущества, находящегося в государственной собственности.

3. К регулируемым базовым активам относятся объекты гражданских прав, обращение которых регулируется федеральными законами или органом государственной власти в соответствии с федеральными законами, в частности:

1) иностранная валюта;

2) драгоценные металлы,

3) права требования (обязательства), вытекающие из кредитных договоров,

4) эмиссионные ценные бумаги,

5) товары и услуги, на которые установлены государственные тарифы.

4. В качестве базового актива не могут выступать:

1) имущество, изъятое или ограниченное в обороте, за исключением регулируемых базовых активов, прямо перечисленных в пункте 3 настоящей статьи,

2) работы,

3) услуги,

4) требования, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям,

5) нематериальные блага,

6) имущественные права на интеллектуальную собственность; информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну; имущество, ограниченное в обороте, за исключением, регулируемых базовых активов; имущество, находящееся в залоге; права требования кредиторов при ликвидации и банкротстве,

7) права, вытекающие из сделок пари и игр.

Статья 5. Показатель

1. Показатель базового актива может включать в себя стоимость такого базового актива, в том числе процентные ставки, курсы валют; расчетные показатели (индексы) и прочие показатели, соответствующие критериям, установленным или перечисленным настоящим федеральным законом.

2. Расчетным показателем (индексом) признается показатель, определяемый (рассчитываемый) на основании двух и более показателей, соответствующих требованиям настоящего закона. К расчетным показателям (индексам), условия и критерии, установленные подпунктами 1–3 пункта третьего настоящей статьи, применяются одновременно, а по подпунктам 4 и 5 третьего пункта настоящей статьи раздельно к каждому показателю, использованному в расчетном показателе (индексе).

3.Показатель должен отвечать следующим критериям и условиям:

должен иметь количественное выражение;

его абсолютное или относительное значение или значение изменения, используемое для окончательного определения объема денежного обязательства, не могут быть известны сторонам при заключении производного финансового инструмента и стороны и/или их аффилированные лица не могут оказывать прямое влияние на значение или изменение значения показателя, в течение действия производного финансового инструмента;

его значение на момент прекращения денежного обязательства может быть однозначно определено способом, установленным производным финансовым инструментом;

в отношении такого показателя (за исключением показателя базового актива - права требования) существует объем данных (информации) за период не менее трех месяцев до заключения производного финансового инструмента (условие достаточности). При этом данные (информация) о показателе должны быть:

а) публичны,

б) распространяются (раскрываются) на регулярной основе организатором рынка, средствами массовой информации и (или) специализированными организациями, специализирующимися на сборе, анализе и обобщении данных (информации),

в) доступны в течение срока действия обязательств по производному финансовому инструменту.

4.В качестве показателя могут использоваться:

1) показатели погодных условий,

2) тарифы,

3) показатель, связанный с наступлением или не наступлением страхового события или кредитным риском,

4) интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы (исключительно для расчетных показателей (индексов)).

Федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации вправе дополнять данный перечень в порядке, определенном настоящим федеральным законом.

Статья 6. Форма производных финансовых инструментов

1. Стороны могут заключить общий (рамочный) договор, определяющий условия порядок возникновения, изменения и прекращения последующих обязательств из производных финансовых инструментов, а также дополнительные существенные условия. Такой договор должен быть составлен в форме единого документа, подписанного с каждой стороны двумя уполномоченными представителями.

2. Производные финансовые инструменты, совершенные на основании общего (рамочного) договора, должны быть совершены в простой письменной форме.

3. В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами, соглашением сторон производный финансовый инструмент может быть оформлен путем выдачи ценной бумаги.

4. К отношениям по поводу производного финансового инструмента, оформленного ценной бумагой, правила настоящего федерального закона применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.

5. Несоблюдение формы производного финансового инструмента влечет его ничтожность.

Статья 7. Существенные условия производных финансовых инструментов

1. Существенными условиями производного финансового инструмента являются:

1)однозначное определение показателя,

2) наименование базового актива (если таковой имеется), позволяющее однозначно определить такой актив,

3) способ определения объема обязательств,

4) способ и сроки прекращения обязательств.

2. Для стандартного контракта дополнительными существенными условиями являются условие о возможности безусловной перемены лица, а также требования и порядок внесения финансового залога или иного обеспечения обязательств сторон такого контракта

2. Организатором рынка могут быть определены дополнительные существенные условия стандартных контрактов.

Статья 8. Виды производных финансовых инструментов

К производным финансовым инструментам относятся, в частности:

1) Фьючерсный договор – стандартный контракт, по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать базовый актив другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором;

2) Форвардный договор – производный финансовый инструмент, по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать базовый актив другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель безусловно обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором;

3) Опционный договор – производный финансовый инструмент, по условиям которого одна сторона (продавец опциона) за плату (опционная премия) предоставляет право другой стороне (покупателю опциона) в установленную дату, в течение установленного периода, или при наступлении определенных обстоятельств в будущем, потребовать возмездной передачи или принятия базового актива или иных обязательств перед покупателем опциона и (или) уплаты денежной суммы в размере разницы между размером обязательства, определяемого в соответствии со значением показателя на момент заключения опционного договора, и значением показателя, на момент исполнения опционного договора, или иную денежную сумму в соответствии с условиями договора;

4) Своп – производный финансовый инструмент, по условиям которого стороны, в установленную дату или период времени в будущем, производят обмен одного базового актива на другой (аналогичный) базовый актив и (или) обмен обязательствами, связанными с разными базовыми активами, и (или) обмен обязательствами, определяемыми на основе значений показателя.

Глава2. Заключение, изменение и прекращение производных финансовых инструментов

Статья 9. Перемена лиц в производных финансовых инструментах

1.По стандартным контрактам допускается исключительно безусловная перемена лица в обязательстве. Согласие другой стороны на замену лица в обязательстве не требуется, если иное не установлено правилами организованного рынка.

2.Если перемена лица в производном финансовом инструменте, совершаемом вне организованного рынка, допускается, данное условие является обязательным условием производного финансового инструмента.

Статья 10.Основания прекращения производного финансового инструмента

1. Производные финансовые инструменты прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим законом, Гражданским кодексом Российской Федерации или соглашением сторон.

3. Основания и порядок досрочного прекращения производного финансового инструмента предусматривается федеральным законами, правилами организованного рынка или соглашением сторон.

Статья 11. Прекращение производного финансового инструмента исполнением

1. Стороны могут предусмотреть условие об альтернативном исполнении обязательств, вытекающих из производных финансовых инструментов. В частности, условием производного финансового инструмента может быть предусмотрена возможность уплатой денег в сумме, составляющей разницу между рыночной ценой базового актива и ценой данного базового актива, определенной при заключении договора, взамен передачи базового актива.

2. Производные финансовые инструменты в зависимости от способа исполнения обязательств подразделяются на поставочные, условные и расчетные.

1) Поставочными признаются производные финансовые инструменты, содержащие безусловное и безотзывное обязательство одной стороны произвести передачу (принятие) базового актива.

2) Условными признаются производные финансовые инструменты, содержащие условное, но безотзывное обязательство (первичное обязательство) одной стороны произвести передачу базового актива, а другой стороны, в момент возникновения первичного обязательства, условное, но безотзывное обязательство принять такой базовый актив.

3) Расчетными признаются производные финансовые инструменты, содержащие безусловное и безотзывное обязательство сторон произвести исключительно денежные расчеты по обязательствам.

3. Исполнение обязательств по поставочным производным финансовым инструментам с регулируемыми базовыми активами осуществляется в порядке, определенном федеральными законами или в порядке, установленном в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения с данными базовыми активами.

При заключении указанного производного финансового инструмента одна из сторон должна иметь соответствующее разрешение (лицензию) на осуществление деятельности с данным базовым активом или заключение такого производного финансового инструмента. В случае несоблюдения данного правила данный договор считается незаключенным.

Статья 12. Прекращение производного финансового инструмента в связи с истечением срока действия

1. Производные финансовые инструменты могут прекращаться в связи с истечением срока, в течение которого одна сторона имела право требовать исполнения обязанности другой стороной, но не воспользовалась им.

2. Основание прекращения производного финансового инструмента, указанное в пункте первом настоящей статьи, должно являться обязательным условием производного финансового инструмента.

Статья 13. Прекращение производного финансового инструмента взаимозачетом (неттингом)

Обязательства из производных финансовых инструментов могут быть прекращаются полностью или частично на основании соглашения о взаимозачете (неттинге), если иное не предусмотрено законом или иными нормативными актами. Правила прекращения обязательств взаимозачетом (неттингом) определяются законом.

Статья 14. Особенности производных финансовых инструментов, связанных с кредитными договорами и кредитными рисками.

1. Кредитный производный финансовый инструмент - производный финансовый инструмент, по которому одна сторона (покупатель защиты от кредитного риска) передает кредитный риск другой стороне (продавец защиты от кредитного риска), то есть размер денежного обязательства продавца защиты от кредитного риска зависит от величины кредитного риска.

2. Под кредитным риском понимается вероятность неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору займа, права требований, по которому являются базовым активом кредитного производного финансового инструмента и/или наступления иного события, влияющего на способность заемщика исполнять свои обязательства по займам или приводящего к ухудшению качества и снижению стоимости прав требований, передача кредитного риска по которым является предметом кредитного производного финансового инструмента.

3. Кредитный производный финансовый инструмент с базовым активом в виде прав требования по денежным обязательствам может быть заключен в отношении обязательств, которые возникнут в будущем.

4. Кредитор имеет право изменять, расторгать и передавать права требования третьим лицам по договору займа, только с согласия другой стороны по производному финансовому инструменту, по которому права требования по денежным обязательствам являются базовым активом производного финансового инструмента, если иное не установлено законом или договором. Кредитор по договору займа несет ответственность перед другой стороной за действительность обязательства должника и договоров о его обеспечении, но не за исполнение обязательства должника.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором (продавцов кредитного риска), покупатель кредитного риска вправе потребовать от кредитора (продавцов кредитного риска) уступки доли в праве требования кредитора по обязательству должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

6. При реализации своих прав и исполнении обязанностей кредитора по отношению к должнику и лицам, обеспечившим обязательства должника, кредитор (продавец кредитного риска) обязан действовать добросовестно и разумно, не препятствуя выполнению должником обязательства перед кредитором. Расходы кредитора (продавца кредитного риска) в результате таких действий могут возмещаться покупателем кредитного риска в объемах и в порядке, установленных договором.

7. Продавцом защиты от кредитного риска может выступать только квалифицированный пользователь, перечисленный в пунктах 1-5, 8, 14 и 15 статьи 15 настоящего федерального закона.

Глава 3. Деятельность на рынке производных финансовых инструментов

Статья 15. Пользователи рынка производных финансовых инструментов

1. Пользователи рынка производных финансовых инструментов могут быть квалифицированными и неквалифицированными.

2. Квалифицированными пользователями являются:

1) Российская Федерация,

2) субъекты Российской Федерации,

3) муниципальные образования,

4) Центральный банк Российской Федерации (Банк России),

5) международные финансовые организации, в которых участвует Российская Федерация,

6) иностранные государства,

7) товарные и фондовые биржи,

8) кредитные организации,

9) страховые организации,

10) дилеры, брокеры и управляющие рынка ценных бумаг,

11) управляющие компании пенсионных фондов,

12) профессиональные участники рынка производных финансовых инструментов,

13) открытые акционерные общества, при совершении производных финансовых инструментов, базовым активом которых является товар, связанный с основной деятельностью данного лица,

14) иностранные юридические лица, подпадающие в одну из категорий перечисленных в подпунктах 8-12 настоящего пункта, в соответствии с законодательством страны, где такие лица зарегистрированы,

15) дочерние общества лиц, указанных в подпунктах 8-14 настоящего пункта, в случае если основное общество (товарищество) имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания и несет субсидиарную ответственность по производным финансовым инструментам.

3. Иные пользователи признаются неквалифицированными пользователями рынка производных финансовых инструментов.

Статья 16. Профессиональная деятельность на рынке производных финансовых инструментов

1. Профессиональной деятельностью на рынке производных финансовых инструментов признается деятельность брокера, финансового консультанта, доверительного управляющего, деятельность по организации рынка производных финансовых инструментов, клиринговая деятельность, деятельность по осуществлению поставки и хранению базовых активов.

2. Для целей настоящего федерального закона, клиентом признается пользователь рынка производных финансовых инструментов, с которым или для которого профессиональный участник рынка производных финансовых инструментов оказывает или планирует оказывать или предлагает оказать услуги, в рамках деятельности перечисленной в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 17. Брокерская деятельность

1. Для целей настоящего закона под брокерской деятельностью понимается оказание услуг агента, поверенного или комиссионера, действующего на основании соответствующего договора, другим участникам рынка по совершению производных финансовых инструментов с третьими лицами.

2. Профессиональный участник рынка производных финансовых инструментов, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

3. Брокеры, за исключением брокеров – квалифицированных пользователей, указанных в подпунктах 8-11 и подпунктов 14,15 пункта 2 статьи 15 настоящего федерального закона, обязаны быть участниками (членами) биржи, на которой осуществляют свою деятельность, или членами саморегулируемой организации на финансовых рынках в соответствии с федеральными законами, имеющей компенсационные механизмы, отвечающие требованиям настоящего федерального закона.

4. Правилами биржевого организованного рынка или внутренними положениями саморегулируемой организации могут быть предусмотрены дополнительные требования к брокерам.

5. Перед началом оказания услуг клиенту брокер обязан заключить с ним договор о предоставлении брокерских услуг, включающий в себя следующие существенные условия:

1) перечень и описание предоставляемых услуг,

2) права и обязанности клиента и брокера,

3) размер и форма вознаграждения за услуги, а также порядок возмещения расходов, связанных с оказанием услуг,

4) ограничения, установленные клиентом, на совершение производных финансовых инструментов от имени и (или) за счет клиента, и (или) специальные требования клиента к таким производным финансовым инструментам, если такие ограничения или требования имеют место,

5) условия, при которых брокер может принимать решения за клиента, а также ответственность брокера за такие решения.

6) максимальную величину либо процент имущества (средств) клиента, переданного брокеру для производных финансовых инструментов, которое может быть использовано брокером для исполнения обязательств по производным финансовым инструментам, включая обязательств по обеспечению исполнения обязательств;

7) механизмы защиты имущества клиента, правила и порядок распоряжения имуществом клиента, переданным брокеру, в соответствии с требованиями, установленными статьей 34 настоящего федерального закона;

8) полномочия брокера по реализации имущества клиента и прекращения производного инструмента способом, отличным от исполнения и (или) продажи прав требования по таким инструментам;

6. Существенным условием договора брокера с клиентом при оказании брокером услуг клиенту на биржевом рынке является признание брокером и клиентом правил биржевого рынка и обязанности клиента по соблюдению таких правил.

7. Существенным условием договора брокера с клиентом при оказании брокером услуг клиенту на организованном биржевом рынке, является признание брокером и его клиентом правил клиринговой организации и обязанности клиента по соблюдению таких правил. При невыполнении клиентом правил клиринговой организации, брокер обязан немедленно уведомить клиринговую организацию, правила которой были нарушены клиентом.

8. Существенным условием договора брокера с клиентом при оказании брокером услуг клиенту на рынке, правилами которого установлены требования по внесению финансового залога и (или) предоставления иных видов обеспечения является безусловное обязательство клиента по своевременному внесению финансового залога и (или) иного обеспечения в соответствии с установленными правилами, а также безусловное право брокера на использование имущества, переданного брокеру клиентом, на исполнение обязательств клиента по такому финансовому залогу и (или) иному обеспечению.

9. До начала оказания услуг брокер обязан предоставить клиенту, являющемуся неквалифицированным пользователем, уведомления в соответствии со статьей 32 настоящего федерального закона.

10. Брокер обязан предоставлять уведомления клиентам о совершении для них производных финансовых инструментов в форме (письменной или электронной), предусмотренной договором. Уведомление о совершении производного финансового инструмента должно содержать следующую информацию:

1) существенные условия или ссылку на спецификацию производного финансового инструмента,

2) количество заключенных или прекращенных производных финансовых инструментов,

3) уплаченная стоимость (цена) права требования и (или) полученная стоимость обязательства по каждому из производных финансовых инструментов.

11. Брокер обязан предоставлять клиентам отчеты не реже чем раз в месяц, по форме, предусмотренной договором с клиентом, содержащие следующую информацию:

1) о движении средств по специальному брокерскому счету клиента и/или использовании иного имущества клиента, переданного брокеру, в течение периода за который предоставляется отчет,

2) о производных финансовых инструментах клиента, прекращенных за период, включая прибыли и убытки, полученные в результате прекращения производных финансовых инструментов по состоянию на дату предоставления такого отчета,

3) о производных финансовых инструментах, совершенных (заключенных) для клиента за отчетный период, а также список действующих производных финансовых инструментов клиента, оценку размера (объема) обязательств и прав требований по каждому производному финансовому инструменту, а в случае опционных договоров, в том числе величину показателя, использованного для их исполнения, по состоянию на дату предоставления такого отчета,

4) о сумме внесенного и возвращенного финансового залога и (или) иного обеспечения обязательств клиента,

5) о сумме иных обязательств и прав требований клиента, при их наличии.

Статья 18. Финансовый консультант

1. Для целей настоящего закона под оказанием услуг финансового консультанта признается деятельность по определению стоимости и (или) разработке методологии определения стоимости производных финансовых инструментов (размера обязательств по договору) и/или предоставление рекомендаций по заключению и прекращению производных финансовых инструментов. Лицо, осуществляющее такую деятельность, именуется финансовым консультантом на рынке производных финансовых инструментов.

2. Финансовым консультантом может быть только юридическое лицо, являющееся квалифицированными пользователем.

3. Финансовые консультанты, за исключением финансовых консультантов – квалифицированных пользователей, указанных в подпунктах 8-11 и подпункта 14 пункта 2 статьи 15 настоящего федерального закона, обязаны страховать свой риск профессиональной ответственности по такой деятельности в соответствии с федеральным законом о страховании профессиональной ответственности или быть членом саморегулируемой организации, имеющей компенсационные механизмы, отвечающие требованиям настоящего федерального закона.

4. При осуществлении деятельности финансовый консультант на рынке производных финансовых инструментов обязан:

а) получить письменное подтверждение от клиента о том, что клиент в полной мере понимает ограниченный характер предоставляемых консультаций;

б) вести письменный учет информации о предоставленных услугах, включая как операции от собственного имени, так и операции от имени клиента;

в) информировать клиента о комиссии, вознаграждении, или других выгодах, которые могут возникать от клиента, действующего на основании рекомендаций такого консультанта, либо каком ином имущественном (денежном) или другой интересе финансового консультанта, который может повлиять на рекомендации,

г) до начала оказания услуг, финансовый консультант обязан предоставить клиенту, являющемуся неквалифицированным пользователем, уведомление в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.

Статья 19. Доверительное управление на рынке производных финансовых инструментов

1. Для целей настоящего федерального закона под оказанием услуг по доверительному управлению на рынке производных финансовых инструментов признается деятельность по управлению имуществом клиентов с целью получения доходов исключительно от производных финансовых инструментов.

2. Лицо, осуществляющее деятельность по управлению инвестициями на рынке производных финансовых инструментов, в том числе через управляемые брокерские счета именуется управляющим рынка производных финансовых инструментов.

3. Денежные средства клиентов, переданные ими доверительному управляющему для инвестирования в производные финансовые инструменты, а также денежные средства, полученные по производным финансовым инструментам, совершенным доверительным управляющим на основании договоров с клиентами, должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом доверительным управляющим в кредитной организации (специальный брокерский счет). Доверительный управляющий обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на отдельном банковском (счетах), и отчитываться перед клиентом. На денежные средства клиентов, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам доверительного управляющего. Доверительный управляющий не вправе зачислять собственные денежные средства на отдельный банковский счет (счета), за исключением случаев их возврата клиенту и / или предоставления займа клиенту.

Требования настоящего пункта не распространяются на кредитные организации.

4. Доверительный управляющий вправе совершать производные финансовые инструменты в соответствии с полномочиями, предоставленными учредителями доверительного управления (инвесторами). Полномочия доверительного управляющего должны быть определены в инвестиционной декларации. Инвестиционная декларация должна также содержать:

1) обязательства по раскрытию информации доверительным управляющим в соответствии с требованиями настоящего федерального закона;

2) требования к финансовым показателям инвестиций на рынке производных финансовых инструментов;

3) инвестиционные цели и описание производных финансовых инструментов, которые будут использованы для достижения таких целей;

5. Доверительный управляющий, являющийся квалифицированным пользователем, указанным в подпунктах 8 и 10 пункта 2 статьи 15 настоящего федерального закона, вправе оказывать услуги любым пользователям.

6. Участники рынка производных финансовых инструментов, не соответствующие требованиям пункта 5 настоящей статьи, могут оказывать услуги доверительного управляющего исключительно квалифицированным пользователям.

7. Доверительный управляющий обязан страховать свою профессиональную ответственность, либо быть участником соглашений, гарантирующих такое страхование, либо ответственности, или быть членом саморегулируемой организации, имеющей компенсационные механизмы, отвечающие требованиям настоящего федерального закона, за исключением случаев, если число учредителей управления (инвесторов) составляет менее 20.

8. Доверительный управляющий обязан не реже одного раза в месяц проводить оценку стоимости (размера обязательств и прав требований) производных финансовых инструментов и предоставить клиенту отчет, который должен содержать следующую информацию:

1) об изменении стоимости имущества, находящегося в управлении;

2) о размере денежных средств клиента;

3) о стоимости полученного обеспечения;

4) о размере вознаграждения за управление средствами;

5) о производных финансовых инструментах клиента, прекращенных за период, включая прибыли и убытки, полученные в результате прекращения производных финансовых инструментов по состоянию на дату предоставления такого отчета,

6) о производных финансовых инструментах, совершенных (заключенных) для клиента за отчетный период, а также список действующих производных финансовых инструментов клиента, оценку размера (объема) обязательств и прав требований по каждому производному финансовому инструменту, а в случае опционных договоров, в том числе величину показателя, использованного для их исполнения, по состоянию на дату предоставления такого отчета.

Статья 20. Организованный рынок производных финансовых инструментов

1. Для целей настоящего федерального закона под организованным рынком производных финансовых инструментов признается место или система, включая автоматизированную систему, где или с помощью которой, публично объявляются цены на производные финансовые инструменты с обязательством совершения сделок по объявленным ценам, вне зависимости от факта совершения таких сделок.

2. Под управлением (распоряжением) в целях настоящего федерального закона понимается установление правил доступа участников на организованный рынок для заключения, изменения и прекращения на нем производных финансовых инструментов.

3. Организатором рынка производных финансовых инструментов признается юридическое лицо, под управлением (распоряжением) которого находится организованный рынок производных финансовых инструментов, которое:

1) оказывает услуги, способствующие заключению и прекращению производных финансовых инструментов, или

2) выступает или предлагает выступить стороной в производных финансовых инструментах на таком организованном рынке путем публичного объявления цен покупки или продажи определенных видов производных финансовых инструментов с обязательством заключения соответствующих договоров в соответствии с объявленными условиями.

4. Организованный рынок может быть биржевым и внебиржевым.

5. Под организованным внебиржевым рынком понимается рынок, на котором участвуют исключительно дилеры рынка производных финансовых инструментов, совершающие сделки от своего имени и за свой счет. Организатор рынка, совершающий производные финансовые инструменты от своего имени и за свой счет, признается дилером рынка производных финансовых инструментов. Дилером может быть только коммерческая организация.

6. Для целей настоящего федерального закона организованным биржевым рынком признается организованный рынок, на котором пользователи производных финансовых инструментов могут участвовать через брокера или прямо, в порядке, определенном правилами биржи. Организатор такого рынка называется биржей.

7. Организатор рынка производных финансовых инструментов обязан иметь правила организованного рынка, обязательные для исполнения участниками такого рынка, обеспечивающие:

1) действительность производных финансовых инструментов;

2) надежность процесса ценообразования и выполнение рынком функции определения размера обязательств и прав требования по производным финансовым инструментам в ходе свободных торгов, включая наличие механизмов, обеспечивающих хранение и защиту (от несанкционированного изменения) информации и перечня мер, направленных на предотвращение неправомерного использования инсайдерской информации; наличие механизмов защиты от манипулирования ценами, обмана и иной недобросовестной практики (неправомерного поведения), включая санкции, применяемые организатором рынка в отношении нарушителей;

3) раскрытие информации и предоставление информации органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, или Центральному банку Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего федерального закона;

4) наличие механизмов контроля за выполнением правил и принуждения к исполнению таких правил.

8. Несоответствие правил требованиям настоящего федерального закона не приводит к недействительности производных финансовых инструментов.

Статья 21. Требования к организатору биржевого рынка и к деятельности на таком рынке

1. На бирже совершаются исключительно стандартные контракты.

2. Биржа обязана обеспечить клиринг. Биржа вправе осуществлять клиринговую деятельность самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, или заключить договор с клиринговой организацией.

3. Правила биржи должны содержать следующие положения дополнительно требованиям, определенным пунктом 7 статьи 20 настоящего федерального закона:

а) требования к участникам биржевых торгов, в том числе к их квалификации, финансовому состоянию, предоставлению бухгалтерской отчетности, подтвержденной аудиторской организацией,

б) дисциплинарные процедуры, применимые к участникам биржевых торгов при нарушении правил,

в) порядок и условия совершения сделок на бирже,

г) порядок и правила согласования и утверждения спецификаций производных финансовых инструментов,

д) процедуры разрешения споров между участниками биржевых торгов, а также между участниками биржевых торгов и их клиентами (третейские процедуры).

4. Принятие, отмена или изменение правил биржи вступает в силу только после утверждения уполномоченным органом такой биржи.

5. Биржа может отказать в предоставлении права участвовать в биржевых торгах, а также ограничить или прекратить допуск к биржевым торгам по основаниям, связанным с финансовым состоянием, деловой репутацией, а также по иным основаниям, предусмотренным правилами биржи.

6. Биржа обязана иметь компенсационные фонды и механизмы, в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.

Статья 22. Клиринговая деятельность

1. Клиринговая деятельность - деятельность по определению обязательств участников клиринга по производным финансовым инструментам, включая обязательства по внесению и возврату обеспечения, в том числе проведение взаимозачета (неттинг) и зачета обязательств участников клиринга и проведение расчетов по обязательствам и правам требований участников клиринга. Лицо, осуществляющее клиринговую деятельность на рынке производных финансовых инструментов, называется клиринговой организацией.

2. Организатор внебиржевого рынка производных финансовых инструментов может быть клиринговой организацией. Биржа может заниматься клиринговой деятельностью, за исключением деятельности по организации расчетов по обязательствам и правам требований участников клиринга.

3. В случае, если организатор рынка и клиринговая организация являются отдельными лицами существенным условием такого договора является обязательство организатора рынка обеспечить соблюдение участниками организованного рынка правил клиринга и клиринговой деятельности (правил клиринга).

4. Клиринговая организация имеет право устанавливать порядок прекращения обязательств участниками клиринга и требования к обеспечению обязательств таких участников, если иное не установлено договором с организатором рынка. Договор клиринговой организации и организатора рынка не может ограничивать права клиринговой организации по ее действиям в чрезвычайной ситуации, в соответствии с правилами клиринга.

5. Клиринговая организация обязана разработать и утвердить, в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, правила клиринга и клиринговой деятельности (правила клиринга), обеспечивающие:

1) обособленный учет обязательств каждого участника клиринга и (или) клиентов участников клиринга,

2) обособленный учет финансового залога и иного обеспечения обязательств по производным финансовым инструментам каждого из участника клиринга и (или) клиентов участников клиринга,

3) правила и основания прекращения обязательств участников клиринга и (или) их клиентов,

4) ограничения на общую сумму обязательств каждого участника клиринга по производным финансовым инструментам с учетом финансового залога и иного обеспечения таких обязательств (лимитах) и принуждения к исполнению таких ограничений,

5) введение механизмов исполнения участниками клиринга своих обязательств, включая требований по внесению финансового залога и иного обеспечения, а также требования к участникам клиринга по исполнению своих обязательств;

6) введение методов определения размера обязательств участников клиринга, включая требований по внесению финансового залога и (или) иного обеспечения,

7) введение механизмов и процедур взаимодействия с третьими сторонами по исполнению обязательств участников клиринга,

8) наличие защитных мероприятий в случае наступления чрезвычайных ситуаций, в том числе досрочное прекращение обязательств и проведение взаимозачета (неттинга) обязательств участников клиринга, требований по внесению дополнительного обеспечения, изменение лимитов участников, приостановку доступа участников клиринга к услугам клиринговой организации, временное прекращение клиринга,

9) наличие процедур и порядка разрешения споров между участниками клиринга, участниками клиринга их клиентами, участниками клиринга и организатором рынка по вопросам клиринга,

10) механизмы и процедуры контроля за деятельностью клиринговой организации и ее клиринговых членов, в том числе за полнотой и своевременностью исполнения клиринговыми членами своих обязанностей, в соответствии с правилами клиринга и принуждения к исполнению таких правил.

6. Клиринговая организация обязана иметь гарантийные соглашения и (или) иные фонды в размере, достаточном для того, чтобы, по меньшей мере, возместить убытки участников, возникшие в результате неисполнения обязательств одного из участников.

7. Правила клиринга и клиринговой деятельности являются неотъемлемой частью договора между клиринговой организацией и участником клиринга.

Статья 23. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке производных финансовых инструментов

1. Допускается совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке производных финансовых инструментов, за исключением случаев, указанных в настоящей статье.

2. Не допускается совмещение деятельности:

1) организатора биржевого и внебиржевого рынка,

2) биржевого организатора рынка и брокера,

3) клиринговой организации и брокера.

Статья 24. Требования, предъявляемые к профессиональным участникам рынка производных финансовых инструментов и квалифицированным пользователям

1. Годовая бухгалтерская отчетность профессионального участника рынка, за исключением бухгалтерской отчетности финансовых консультантов и организаторов внебиржевого организованного рынка:

а) подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке;

б) содержать комментарии по политике и системам управления рисками, применяемыми таким участником, связанными с производными финансовыми инструментами;

в) содержать количественную информацию на конец отчетного периода по возможным обязательствам профессионального участника рынка по производным финансовым инструментам, в том числе по видам инструментов, в соответствии со статьей 8 и пунктом 2 статьи 11 настоящего федерального закона, и по базовым активам:

1) при обращении таких инструментов на организованном рынке в рыночной оценке обязательств и прав требования на дату составления финансовой отчетности,

2) при обращении таких инструментов на внебиржевом рынке, по оценке финансового консультанта рынка производных финансовых инструментов либо собственной оценке. В последнем случае, финансовая отчетность должна содержать описание методологии, по которой производилась такая оценка.

2. Годовая бухгалтерская отчетность профессионального участника рынка, указанная в пункте первом настоящей статьи, должна быть доступна по запросу третьих лиц.

3. Профессиональные участники рынка производных финансовых инструментов обязаны вести учет своих сделок с производными финансовыми инструментами, а также сделок лиц, для которых таким участником оказываются профессиональные услуги. Данные такого учета должны храниться не менее 5 лет с момента прекращения производных финансовых инструментов.

Глава 4. Защитные меры

Статья 25. Ограничения и специальные требования к заключению и прекращению определенных видов производных финансовых инструментов

1. Фьючерсные договоры в отношении регулируемых базовых активов, за исключением прав требований (процентных ставок), могут заключаться и прекращаться только на организованном биржевом рынке. Фьючерсные договоры с базовым активом – иностранной валютой и правами требований (процентные ставки) могут заключаться и прекращаться, кроме биржевого рынка, на организованном внебиржевом рынке между кредитными организациями.

2. Клиринговая организация, может выступать стороной в поставочном производном финансовом инструменте только в случае:

а) если производным финансовым инструментом предусмотрено прекращение обязательств по основаниям указанным в статье 13 настоящего федерального закона, за исключением случаев, когда базовым активом является регулируемый базовый актив, или

б) всегда существует аналогичное обратное обязательство или право требования с другим участником клиринга.

3. Биржа не может выступать стороной в производном финансовом инструменте, кроме случаев совмещения функций организованного рынка и клиринговой организации.

4. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, могут совершать производные финансовые инструменты только через профессиональных участников рынка, за исключением доверительного управляющего, указанного в пункте 6 статьи 19 настоящего федерального закона.

Требования физических лиц, основанные на производных финансовых инструментах, совершенных с нарушением данного правила, не подлежат судебной защите.

5. Одной из сторон по производным финансовым инструментам с базовым активом в виде валютных ценностей должен выступать уполномоченный банк.

6. Производные финансовые инструменты, с показателем, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 5 настоящего федерального закона, могут заключаться и прекращаться исключительно на организованном рынке.

Статья 26. Требования по раскрытию информации на рынке производных финансовых инструментов

1. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в порядке и в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей.

2. Организатор рынка обязан обеспечить раскрытие следующей информации:

а) правила допуска участников рынка к торгам;

б) порядок принятия спецификации производного финансового инструмента, внесения изменений и прекращения действия спецификации;

в) список производных финансовых инструментов, совершаемых на организованном рынке;

г) правила совершения производных финансовых инструментов, включая порядок прекращения обязательств по производным финансовым инструментам, совершаемым на организованном рынке и проведения расчетов;

д) расписание предоставления услуг организованным рынком.

3. Организатор рынка обязан предоставить любому лицу информацию о дате, времени, виде, базовом активе производного финансового инструмента, заключаемого на таком организованном рынке, а также показателе, о цене (размере права требования и/или обязательства) по такому инструменту на любую дату торгов.

4. Клиринговая организация, осуществляющие деятельность на рынке производных финансовых инструментов, обязана предоставить любому лицу информацию об общей сумме обязательств ее клиринговых членов по каждому организованному рынку производных финансовых инструментов на любую дату проведения клиринга.

5. Биржи и клиринговые организации, осуществляющие деятельность на рынке производных финансовых инструментов, обязаны ежеквартально публиковать в средствах массовой информации дополнительно следующую информацию: расчет и размер собственных средств (капитал), баланс, отчет о прибылях и убытках.

Статья 27. Манипулирование ценами

1. На рынке производных финансовых инструментов запрещается манипулирование ценами.

2. В целях настоящего федерального закона под манипулированием ценами, понимается умышленные действия (бездействие) одного или нескольких участников рынка, как путем заключения и прекращения производных финансовых инструментов, так путем предложения заключения и прекращения производных финансовых инструментов, или сделок с базовыми активами, направленные на поддержание или изменение размера обязательств по производным финансовым инструментам, количества производных финансовых инструментов или заявок на их совершение, когда такие действия могут ввести в заблуждение других лиц относительно действительного показателя базового актива, размера обязательства/права требования по производному финансовому инструменту либо количества заключенных или прекращенных производных финансовых инструментов, в частности, побудить такие другие лица к заключению или прекращению производного финансового инструмента на основании величины показателя базового актива, существенно отличающегося от действительной рыночного значения такого показателя, либо воздержаться от заключения или прекращения производных финансовых инструментов.

3. Манипулированием ценами, в частности, является:

1) распространение заведомо ложной или неполной информации,

2) заключение мнимых сделок,

3) заключение сделки с базовым активом, стороны которой имеют неизвестную другим лицам договоренность о совершении впоследствии сделки, в результате которой стороны возвратят друг другу все полученное по предыдущей сделке,

4) заключение производного финансового инструмента, по которому обеими сторонами является одно и то же лицо,

5) заключение производных финансовых инструментов или сделок с базовыми активами и/или выставление заявок на их заключение по цене базовых активов или прав требований и обязательств по таким инструментам, существенно отличающейся от рыночной цены, в периоды времени, которые, исходя из сложившейся практики или правил организатора рынка, задают ценовой уровень,

6) подача заявок двумя или более лицами, действующими по предварительной договоренности, неизвестной организатору рынка, в результате чего заключается один или несколько производных финансовых инструментов или сделок с базовыми активами по заранее согласованной цене,

4. Факт манипулирования ценами на рынке производных финансовых инструментов признается в судебном порядке.

Статья 28. Использованием инсайдерской информации

1. Заключение производных финансовых инструментов на основе инсайдерской информации, а также предоставление такой информации или основанных на ней рекомендаций третьими лицами. Под инсайдерской информацией понимается информация, не являющаяся общедоступной, раскрытие которой может оказать существенное влияние на цены производных финансовых инструментов.

2. Лица, обладающие в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с участником рынка производных финансовых инструментов, в ходе выполнения своих обязанностей, получившие доступ к информации, которая не была публично раскрыта, не вправе заключать или прекращать или делать предложение о заключении или прекращении производных финансовых инструментов за свой счет или для других лиц, опираясь на использование такой информации.

3. Лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не вправе раскрывать каким-либо другим лицам, ни прямо, ни косвенно, никакую информацию, полученную в ходе выполнения своих обязанностей, которая не была публично раскрыта, если им известно или если есть основания предполагать, что им должно быть известно, что эти другие лица используют эту информацию для заключения или прекращения производных финансовых инструментов.

Статья 29. Реклама, предложение услуг на рынке производных финансовых инструментов

Предложение об оказании услуг на рынке производных финансовых инструментов или заключения и прекращения производного финансового инструмента, в том числе при помощи рекламы, не может содержать информацию, преднамеренно вводящую в заблуждение участников рынка производных финансовых инструментов и обещания на получение определенной прибыли.

Статья 30. Обязанности квалифицированных пользователей и профессиональных участников при совершении производного финансового инструмента с неквалифицированным пользователем

1. Квалифицированные пользователи и, в случаях, установленных настоящим федеральным законом, профессиональные участники рынка должны предоставить до заключения производного финансового инструмента с неквалифицированным пользователем или до предоставления услуг клиенту – неквалифицированному пользователю уведомление в письменной форме, содержащее следующие обязательные положения:

1) поясняющие особенности производного финансового инструмента, в том числе характеристики и подробную информацию о существенных условиях такого инструмента, в соответствии с первой главой настоящего федерального закона;

2) поясняющие особенности принимаемых неквалифицированным пользователем или клиентом обязательств, в том числе методологию и принципы определения объема (размера) и особенностей исполнения и/или прекращения таких обязательств, включая обязательства по внесению обеспечения.

2. Уведомление может содержать информацию только о производных финансовых инструментах, предлагаемых неквалифицированному пользователю или клиенту, являющемуся неквалифицированным пользователем. Один экземпляр уведомления должен быть подписан клиентом и передан квалифицированному пользователю или профессиональному участнику рынка до заключения производного финансового инструмента, который обязан обеспечить хранение данного документа в течение пяти лет, начиная со дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора.

3. Квалифицированные пользователи и, в случаях, установленных настоящим федеральным законом, профессиональные участники рынка производных финансовых инструментов должны предоставить до заключения производного финансового инструмента с неквалифицированным пользователем или до предоставления услуг клиенту (в том числе, совершения сделок для клиента) уведомление о рисках неквалифицированного пользователя или клиента (возможных убытках) в соответствии с требованиями, установленными статьей 31 настоящего федерального закона.

4. В случае нарушения положений, установленных пунктами 1-3 настоящей статьи, профессиональный пользователь или профессиональный участник рынка возмещает убытки неквалифицированному пользователю и (или) клиенту – неквалифицированному пользователю, понесенные в результате заключения или прекращения производных финансовых инструментов.

Статья 31. Уведомление о рисках, связанных с производными финансовыми инструментами

1. Уведомление о рисках, предоставляемое в письменной форме в порядке, установленном настоящей статьей, должно содержать следующие положения о рисках стороны производного финансового инструмента:

1) права требования такой стороны по производным финансовым инструментам могут потерять свою силу или обесцениться,

2) общие убытки от операций с производными финансовыми инструментами могут быть значительными и на момент заключения производных финансовых инструментов невозможно оценить вероятность и размер таких убытков, при этом вероятность убытков будет сохраняться в течение всего периода действия таких инструментов и может значительно превысить размер предоставленного стороной обеспечения,

3) существует возможность того, что производные финансовые инструменты, которые должны были бы исключить или ограничить убытки по уже заключенным производным финансовым инструментам, не смогут быть заключены в необходимый момент или период времени или смогут быть заключены на невыгодных условиях,

4) существует возможность того, что при определенных рыночных условиях невозможно будет прекратить производные финансовые инструменты или они не смогут быть прекращены на приемлемых для стороны условиях,

5) существует возможность того, что при определенных рыночных условиях производные финансовые инструменты могут быть принудительно досрочно прекращены с убытком для стороны,

6) вероятность понести убытки увеличивается, если для исполнения обязательств по производным финансовым инструментам привлекается займ (кредит).

2. Если обязательство по производным финансовым инструментам или вытекающее из них встречное требование номинированы в иностранной валюте, уведомление должно содержать положение о рисках, связанных с изменением курса валюты.

3. Биржа может включать дополнительные положения в уведомление о рисках и/или устанавливать специальную форму и требования по уведомлению о рисках, касательно отдельных стандартных контрактов, с учетом требований пунктов 1-2 настоящей статьи.

Статья 32. Предотвращение недобросовестной практики брокеров в отношении клиентов

1. Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с собственными операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

2.Если брокер, получает указание от клиента на заключение или прекращение производного финансового инструмента на бирже, такой брокер не вправе проводить взаимозачет (неттинг) такой сделки со своей сделкой с аналогичным инструментом или со сделками по указанию других лиц.

3. В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.

Статья 33. Защита имущества клиента, переданного брокеру

1. Имущество клиента, которому брокер оказывает услуги, переданное брокеру или полученное в результате совершения и исполнения производных финансовых инструментов клиентом, должно храниться и учитываться отдельно от имущества брокера, в частности:

1) денежные средства такого клиента должны быть размещены на отдельном банковском счете (счетах), открываемых брокером в кредитной организации (специальные брокерские счета);

2) ценные бумаги должны храниться на отдельных депо счетах в депозитариях;

3) биржевые товары, в соответствии с правилами биржевого склада, если правилами биржи не предусмотрено иное.

2. Требования подпункта 1 пункта 1 не распространяются на кредитные организации.

3. В соответствии с договором об оказании брокерских услуг клиенту, брокер имеет право распоряжаться имуществом клиента, переданного брокеру и для которого брокер оказывает услуги, только при совершении производных финансовых инструментов в интересах такого клиента, в том числе для обеспечения исполнения обязательств такого клиента в соответствии с правилами биржи или клиринговой организации, осуществления расчетов по обязательствам клиента, возникшим по производным финансовым инструментам.

4. Предоставление брокером займа клиенту для исполнения обязательств клиента не допускается, за исключением случаев, когда клиентом выступает квалифицированный пользователь.

5. В случае предоставления брокером займа такому квалифицированному пользователю, в том числе исполнением обязательств за такого клиента, предоставленные средства должны учитываться брокером как часть средств (имущества) такого лица с одновременным отражением обязательств клиента в своей финансовой отчетности.

6. Брокер может использовать имущество, переданное ему клиентом, в собственных интересах, только если такое право брокера прямо предусмотрено договором.

7. Обращение взыскания по долгам брокера на имущество, принадлежащее клиенту, которому брокер оказывает услуги, не допускается. При банкротстве данного лица данное имущество включается в конкурсную массу.

Статья 34. Защита имущества членов клиринговых организаций, переданных такой организации

1. В случаях, когда клиринговая организация получает от клирингового члена или его клиента имущество для использования в качестве финансового залога или иного обеспечения обязательств такого клиента по производным финансовым инструментам или имущество, полученное в результате прекращения производных финансовых инструментов, такое имущество должно учитываться и храниться отдельно от имущества клиринговой организации, в частности:

1) денежные средства клирингового члена и его клиента должны быть размещены на отдельном банковском счете (счетах), открываемых клиринговой организацией (клиринговые счета). В случаях, когда биржа осуществляет клиринговую деятельность, биржа открывает клиринговые счета в кредитной организации, проводящей расчеты по обязательствам клиринговых членов биржи;

2) ценные бумаги должны храниться на отдельных депо счетах в депозитариях;

3) биржевые товары, в соответствии с правилами биржевого склада, если иное не установлено правилами биржи, которую обслуживает клиринговая организация.

2. Использование, отчуждение или передача имущества, полученного клиринговой организацией, должны осуществляться в соответствии со следующим:

а) имущество, полученное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может использоваться исключительно для расчетов по обязательствам таких клиентов, включая обязательства по внесению обеспечения, в соответствии с правилами организатора рынка или клиринговой организации;

б) имущество, полученное в гарантийные фонды клиринговой организации, может использоваться исключительно для расчетов по обязательствам таких клиентов, включая обязательства по внесению обеспечения, в соответствии с правилами организатора рынка или клиринговой организации либо для расчетов, осуществляемых с целью обеспечения целостности клиринговой организации, в соответствии с правилами такой организации.

3. В случаях, когда имущество получено клиринговой организацией в гарантийные фонды:

а) клиринговая организация в соответствии со своими правилами, может инвестировать денежные средства исключительно через размещение в государственные долговые обязательства. Клиринговая организация по соглашению со своими членами может получать денежные средства от таких инвестиций.

б) клиринговая организация может осуществлять управление ценными бумагами, при условии предъявления требования о возврате таких ценных бумаг своим членам, такой возврат может быть осуществлен путем передачи однородных ценных бумаг. Клиринговая организация также должна перечислить доход, полученный по таким ценным бумагам клиринговым членам, если иное не предусмотрено соглашением с членами клиринговой организации.

4. Обращение взыскания по долгам клиринговой организации на имущество, принадлежащее клиринговому члену или его клиенту, за исключением имущества, переданного в гарантийные фонды, не допускается. При банкротстве данного клирингового члена или его клиента данное имущество включается в конкурсную массу клирингового члена или его клиента.

5. При ликвидации клиринговой организации, лицо, осуществляющее такую ликвидацию обязано:

1) передать имущество, полученное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи другим клиринговым организациям,

2) в соответствии с правилами клиринга или по просьбе клирингового члена или его клиента обеспечить прекращение производных финансовых инструментов такого клирингового члена и/или его клиенту и передать им имущество, оставшееся после удовлетворения обязательств такого клирингового члена или его клиента.

6. В случае невыполнения клиринговым членом правил клиринга, в части исполнения своих обязательств по производным финансовым инструментам или в случае несостоятельности такого клирингового члена, клиринговая организация, в соответствии со своими правилами, имеет право:

1) принудительно, в том числе досрочно, прекратить собственные производные финансовые инструменты клирингового члена,

2) передать имущество клиентов клирингового члена, находящееся у такого члена, при достаточности имущества клирингового члена, другим клиринговым членам,

3) реализовать имущество, переданного ей клиринговым членом в неденежной форме. Реализация имущества и расчеты с клиринговым членом проводятся в соответствии с законодательством,

4) использовать имущество, полученное от клирингового члена для выполнения обязательств по производным финансовым инструментам такого члена.

7. Положения подпунктов 1, 3 и 4 пункта 8 настоящего закона применяются аналогично в отношении клиента клирингового члена.

8. Превышение стоимости использованного в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящей статьи имущества над обязательствами клирингового члена или его клиента, возвращается клиринговому члену или его клиенту соответственно.

Статья 35. Компенсационные фонды или иные компенсационные механизмы

1. В случаях, устанавливаемых настоящим федеральным законом, профессиональные участники должны создавать компенсационные фонды или быть участниками иных компенсационных соглашений, обеспечивающих возмещение убытков клиентов, возникших в результате присвоения (растраты) клиентских средств, мошенничества или применения недобросовестной практики со стороны профессиональных участников рынка или членов таких профессиональных участников.

2. Из средств данных фондов должно осуществляться возмещение клиентам убытков, возникающих вследствие неправомерного присвоения и/или использования клиентских активов (имущества), независимо от того, платежеспособным или неплатежеспособным является профессиональный участник по вине которого, возникли убытки клиента.

3. Такие фонды и соглашения должны покрывать все имущество клиентов, в том числе имущество, внесенное в обеспечение обязательств клиента.

4. Средства таких фондов (соглашений) не могут использоваться для возврата займов, которые клиенты предоставляют профессиональным участникам рынка или иных средств, которыми брокер распоряжается от своего имени, а не от имени клиента, или внебиржевых производных финансовых инструментов, совершаемых данными профессиональными участниками для клиента.

5. Биржи, осуществляющие деятельность на рынке производных финансовых инструментов, должны определить процедуры разрешения споров, связанных с возможными требованиями клиентов к таким фондам.

6. В случае, если профессиональный участник рынка производных финансовых инструментом является одновременно профессиональным участником иных финансовых рынков, возможные требования клиентов к таким фондам должны быть отделены от компенсационных соглашений по другим рынкам.

Статья 36. Чрезвычайные ситуации

1. Под чрезвычайной ситуацией понимается, ситуация в которой:

а) существует угроза неисполнения обязательств по значительному количеству производных финансовых инструментов на организованном рынке или на биржевом рынке базового актива,

б) существует угроза значительного отрицательного воздействия рынка производных финансовых инструментов за счет увеличения необеспеченных обязательств на таком рынке, на финансовый рынок Российской Федерации,

в) в течение короткого периода времени происходит значительное изменение показателя,

г) вводятся законодательные ограничения на обращение базового актива либо приостанавливается деятельность биржевого рынка базового актива,

д) наступление обстоятельств (событий), препятствующих осуществлению деятельности клиринговой организации, в соответствии и в порядке, определенными правилами клиринга,

е) наступление обстоятельств (событий), препятствующих осуществлению деятельности организатора рынка, в соответствии и в порядке, определенными правилами торгов.

2. В чрезвычайной ситуации организатор рынка в соответствии и в порядке, определнном правилами организованного рынка, вправе:

а) приостановить торги производными финансовыми инструментами,

б) прекратить досрочно обязательства участников такого организованного рынка и произвести расчеты или потребовать от клиринговой организации произвести расчеты по таким обязательствам на момент их прекращения,

в) предпринять иные действия, определенные правилами организованного рынка.

Организатор рынка обязан немедленно уведомить орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, о таких действиях.

3. В случае чрезвычайной ситуации клиринговая организация в соответствии и в порядке, определенном правилами клиринга, обязана:

а) потребовать от организатора рынка временной приостановки торгов производными финансовыми инструментами,

б) принудительно-досрочно прекратить обязательства участников такого организованного рынка и произвести расчеты по таким обязательствам,

в) потребовать внесения дополнительного обеспечения от участников клиринга,

г) изменить лимиты участникам клиринга и их клиентам,

д) предпринять иные действия в соответствии с правилами клиринговой организации.

Клиринговая организация обязана немедленно уведомить Центральный банк Российской Федерации о таких действиях.

4. Органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации в чрезвычайной ситуации, вправе требовать от бирж принятия мер или осуществления действий для защиты от последствий чрезвычайной ситуации, включая досрочное прекращение производных финансовых инструментов, изменение лимитов, временной приостановки торговли производными финансовыми инструментами, увеличение уровня обеспечения, и ограничение совершения производных финансовых инструментов исключительно сделками, направленными на их прекращение.

5. Центральный банк Российской Федерации в чрезвычайной ситуации вправе требовать от клиринговых организаций принятия мер или осуществления действий для защиты от последствий чрезвычайной ситуации, включая принудительное досрочное прекращение производных финансовых инструментов, изменение лимитов, увеличение уровня обеспечения.

Глава 5. Регулирование рынка производных финансовых инструментов

Статья 37. Признание или непризнание отдельных видов обязательств производными финансовыми инструментами

1. Требования к порядку заключения и прекращения производных финансовых инструментов, показателем которых, в соответствии с подпунктом 3) пункта 4 статьи 5, является наступление или ненаступление страхового события, устанавливаются федеральным органом, регулирующим деятельность страховых организаций.

2. Требования к порядку заключения и прекращения производных финансовых инструментов, показателем которых в соответствии с подпунктом 3) пункта 4 статьи 5, является кредитный риск, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Статья 38. Лицензирование деятельности на рынке производных финансовых инструментов

1. Деятельность на рынке производных финансовых инструментов, соответствующая требованиям настоящего федерального закона, не лицензируется и для нее не требуется отдельных разрешений (лицензий), за исключением случаев установленных настоящей статьей.

2. Биржа, осуществляющая деятельность на рынке производных финансовых инструментов, должна иметь лицензию на осуществление деятельности товарной или фондовой биржи (организатора торговли на рынке ценных бумаг).

3. Клиринговая организация, за исключением биржи, обязана иметь лицензию на осуществление банковских операций. Центральный банк Российской Федерации вправе установить к бирже, осуществляющей клиринговую деятельность, требования по величине и порядку расчета собственного капитала биржи и иные требования, обеспечивающие исполнение обязательств клиринговых членов такой биржи и самой биржи.

Статья 39. Согласование спецификаций стандартных контрактов

1. Согласование спецификаций организованного внебиржевого рынка не требуется.

2. Спецификация стандартного контракта биржей должна быть согласована с органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, или Центральным банком Российской Федерации, в порядке установленном настоящей статьей.

3. Спецификация стандартного контракта биржей предоставляется органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, или Центральному банку Российской Федерации до началов торгов по производному финансовому инструменту. Биржа не имеет права начинать торги до согласования спецификации.

4. В случае, орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или Центральный банк Российской Федерации не предоставил бирже в 30 дневный срок мотивированные возражения по спецификации стандартного контракта, спецификация считается согласованной.

5. Отказ в согласовании спецификации стандартного контракта органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, или Центрального банка Российской Федерации может быть мотивирован исключительно несоответствием требованиям, установленным главами 1 и 2, статьями 25 и 37 настоящего федерального закона, невозможностью пресечения недобросовестной практики в соответствии со статьями 27 и 29 настоящего федерального закона.

6. В случае отказа в согласовании спецификации стандартного контракта органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, или Центральным банком Российской Федерации такой отказ может быть обжалован в судебном порядке. Соответствующий орган или Центральный банк, отказавший в согласовании спецификации, не имеет права согласовывать идентичную спецификацию для другой биржи.

7. Орган исполнительной власти или Центральный банк Российской Федерации присваивает уникальный номер согласованной спецификации и обязан опубликовать существенные условия стандартного контракта, спецификацию которого он согласовал.

8. Порядок допуска стандартных контрактов иностранных организаторов рынка к совершению на организованном рынке Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 40. Правила организованного рынка

1. Правила организованного внебиржевого рынка направляются в уведомительном порядке в орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.

2. Правила организованного биржевого рынка направляются в орган исполнительной власти, выдавший лицензию (разрешение) на деятельность соответствующей товарной или фондовой биржи (организатора торговли на рынке ценных бумаг).

3. В случае изменения правил либо появления обстоятельств, препятствующих соблюдению правил, организатор рынка обязан в течение 3 рабочих дней направить уведомление в уполномоченный орган, в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.

Статья 41. Утверждение правил клиринговой деятельности

1. Правила клиринговой деятельности утверждаются Центральным банком Российской Федерации в срок не более 20 рабочих дней со дня их подачи в Центральный банк Российской Федерации клиринговой организацией. В случае, если Центральный банк Российской Федерации не предоставил клиринговой организации мотивированный отказ в установленный срок, такие правила считаются утвержденными.

2. Основанием для отказа в утверждении правил может быть несоблюдение требований настоящего федерального закона и законодательства регулирующего клиринговую деятельность.

Статья 42. Регулирование деятельности по поставке и хранению базовых активов

1. Деятельность по обеспечению поставки и хранению регулируемого базового актива регулируется законодательством, регулирующим такой базовый актив.

2. Деятельность по обеспечению передачи и хранению базовых активов, относимых законодательством к биржевым товарам, за исключением регулируемых активов, перечисленных в пункте 4 статьи 4 настоящего федерального закона, регулируется органом государственной власти, отвечающим за регулирование и деятельность товарных бирж.

Глава 6. Ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона

Статья 43. Последствия нарушения правил и требований, установленных настоящим федеральным законом

1. Деятельность лица, признаваемая деятельностью профессионального участника рынка производных инструментов, при несоответствии требований настоящего федерального закона считается незаконной.

2. Нарушение правил совершения (заключения, изменения, прекращения) производных финансовых инструментов влечет гражданскую, административную и уголовную ответственность.

3. Неквалифицированный пользователь вправе требовать возмещение убытков от сделок на рынке производных финансовых инструментов от профессионального участника рынка производных инструментов, нарушившего правила информирования неквалифицированного пользователя, определенные настоящим федеральным законом или в порядке, определенном настоящим федеральным законом.

Квалифицированный пользователь освобождается от ответственности, если докажет, что неквалифицированный пользователь действовал заведомо неосмотрительно и неосторожно.

4. При неисполнении брокером требований статьи 32 и 33 настоящего федерального закона, брокер обязан возместить клиенту полученные убытки, в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

5. Несоблюдение правил организованного рынка или клиринговой организации участником рынка является основанием для временной приостановки членства такого участника на организованном рынке или в клиринговой организации, исключения такого участника рынка из членов такого организованного рынка или клиринговой организации и, в случаях установленных законодательством, приостановления деятельности такого участника рынка.

6. Несоблюдение правил деятельности на рынке производных финансовых инструментов биржей или клиринговой организацией является основанием для приостановления деятельности таких организаций и отзыва лицензии, в порядке установленном федеральными законами.

7. В случае не соблюдения требований пункта 4 статьи 18 настоящего федерального закона финансовый консультант обязан возместить клиенту убытки, которые понесены в результате предоставления недостаточно обоснованных рекомендаций, за исключением случаев, когда информация, предоставленная клиентом, не соответствовала действительности и рекомендации консультанта, основанные на такой информации, были верными.

Глава 7. Заключительные и переходные положения

Статья 44. Заключительные положения

1. Профессиональные участники рынка производных финансовых инструментов обязаны привести свои документы и отношения с клиентами в соответствие с требованиями настоящего федерального закона в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления закона в силу.

2. В случае необходимости регистрации, согласования или утверждения правил, для приведения таких правил в соответствии с настоящим федеральным законом, такие участники освобождаются от уплаты любых сборов.

3. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.

4. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.

5. С целью обеспечения согласованной политики на рынке производных финансовых инструментов, поручить государственному органу по регулированию деятельности товарных бирж, Центральному банку Российской Федерации и федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего федерального закона разработать и утвердить совместный нормативный правовой акт, устанавливающий основные требования по распознанию производных финансовых инструментов при расчете обязательных нормативов деятельности участников рынка, в том числе в расчете достаточности капитала, требования к раскрытию информации участниками рынка производных финансовых инструментов, порядок обмена информацией между регуляторами по деятельности регулируемых организаций на рынке производных финансовых инструментов, а также устанавливающий порядок предупреждения чрезвычайных ситуаций на финансовом рынке и согласованных действий органов федеральной власти для разрешения таких чрезвычайных ситуаций.

Президент

Российской Федерации

[p]


Количество просмотров: 204





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group