На главную Карта сайта
 
Все новости

25.08.2003 -  О том, как начинающим предпринимателям все-таки удалось вывести свой бизнес из "налоговой тени". В итоге: денег истратили больше, чем заработали, извели две пачки бумаги и потеряли более двух недель.


Вот уже второй месяц корреспонденты «Новой газеты» наблюдают за первыми шагами частной фирмы, основанной компьютерщиком Александром Гребенщиковым и двумя его друзьями.
В предыдущей серии нашей акции «Начинаем бизнес с нуля» мы рассказали о попытке молодых предпринимателей зарегистрировать в установленном законом порядке собственную фирму. Несмотря на весь присутствующий организаторский талант, сделать это не удалось: проведя несколько дней в очередях, наши подшефные получили сухой отказ на бланке налоговой инспекции. Сегодня — материал о том, как начинающим предпринимателям все-таки удалось вывести свой бизнес из «налоговой тени». В итоге: денег истратили больше, чем заработали, извели две пачки бумаги и потеряли более двух недель

Кабинетный кросс: забег номер два
Александр разочарован: пришел очередной отказ из налоговой инспекции. Впал в депрессию. Два дня ни с кем не разговаривал. Вечером третьего дня напился. Утром четвертого собрал всех и сообщил:
— Я был не прав. Мы плохо работали — это факт. Теперь все будет иначе.
— С чего начнем все заново?
— С регистрации.
— А на кой черт нам эта регистрация сдалась? Если не выходит, так, может, извратимся? Сейчас многие без нее работают!
— Зарегистрироваться надо! Во-первых, для солидности. А во-вторых, для того, чтобы получить кредит на дальнейшее развитие предприятия. Современным бизнесменам никак нельзя без регистрации — это тоже факт…
Он появился на пороге фирмы, озарив тесную комнатушку отблесками будущих миллионов. Он — заказчик. Первый. Клиент серьезный и со связями. Предложил решить все проблемы: зарегистрировать компанию через знакомую контору в Зеленограде. Вопрос с финансами был решен таким образом: заказчик оплачивает всю работу по регистрации фирмы из суммы сделки, заключенной с Александром на создание интернет-сайта с перенесением информации на лазерный диск.
От неожиданно свалившегося на голову счастья Александр задумался. Два часа он слонялся туда-сюда по кабинету и что-то бубнил себе под нос.
— Нужно оформить доверенность на человека, работающего в регистрирующей компании, чтобы он мог от моего лица вести все регистрационные дела. Выбрать банк, где будет открыт счет будущей компании, найти бухгалтера…
«Гений», — подумали все. Александр сел за свое рабочее место и позвонил приятелю, осветителю Сергею, — бухгалтеру по изначальному образованию.
Договорились, что, пока нет денежных оборотов, работа с Сергеем будет строиться на условиях взаимовыручки: он помогает ребятам, они — ему.
Банк выбирали по двум критериям: чтобы находился рядом и чтобы не брали денег за обслуживание счета. Перебрали несколько вариантов, в том числе и в Зеленограде. Заходили в Банк Москвы, Специнвестбанк, Академхимбанк, Альфа-банк и Внешторгбанк. Выбрали Автобанк — он оказался ближе других к офису.
А тут подошла радостная весть: с регистрацией все в порядке. Порядок обошелся в 600 у.е. недополученной прибыли.

Разминка
Бухгалтер Сергей контролировал процесс, проверяя регистрацию организации. В 35-й налоговой инспекции Зеленограда женщина-инспектор округлой наружности, лениво обмахиваясь бумагой вместо веера, сообщила, что нас в базе данных нет. От поиска в бумажном журнале мадам отказалась по известной формуле: «Вас много, а я одна». Если бы «Лаборатория массмедиа» действительно не была внесена в компьютер, ребятам пришлось бы уплатить штраф в 50 МРОТ. В срочном порядке Сергей побежал в контору, которая занималась регистрацией, взял копию сообщения о постановке на учет и показал в налоговой инспекции. Назревавший конфликт был улажен.
Затем две недели ушло на заполнение трех комплектов документов для налоговиков. Журнальный столик офиса был завален декларациями, Налоговым кодексом, конспектами по бухучету, калькуляторами и чистыми листами бумаги. Бухгалтер Сергей заполнял эти декларации по одной-единственной проведенной за отчетный период сделке на сумму 1426 рублей. (Из этих денег наша «Лаборатория массмедиа» сразу же уплатила взнос за открытие банковского счета в размере 500 рублей.)

На старт!
У Сережи двоится в глазах. Чтобы пробраться в налоговую, нужно сначала посетить Фонд социального страхования — региональное отделение по юридическому адресу организации.
11.00. Панельная пятиэтажка грязно-белого цвета, в которой целый подъезд занимает Зеленоградское отделение Фонда соцстрахования. Внутри — бывшие квартиры… Переход по кабинетам приравнивается к переходу из одной коммуналки в другую. Очередь.
— Извините, пожалуйста. Не подскажете ли вы…
— Очередь справок не дает, — заявил остряк в очках.
Оказалось, что занимать очередь в тот или иной кабинет нужно в зависимости от «номера выданного свидетельства о постановке на учет в Фонд социального страхования». На дверях кабинетов вместо табличек приклеены бумажки с соответствующими номерами, на скотче.
12.00. Верхний этаж. Скучно. Стоящим в очереди опытные бухгалтеры наперебой дают умные советы. В итоге, правда, выяснилось, что третья часть толпящихся — курьеры, развозящие документы туда, куда их отправит начальство. Константин, молодой человек лет двадцати пяти, с энтузиазмом рассказал, как часто он ездит в налоговую инспекцию и различные фонды, какие длинные везде очереди, старые, неприглядные, обшарпанные здания и неприветливый обслуживающий персонал. На вопрос, почему он работает курьером, Константин, не раздумывая, ответил, что его вполне устраивает зарплата 100 долларов, особенно если учесть, что он научился проворачивать дела быстро и у него остается много свободного времени.
13.30. Кабинет. Выясняется, что у «Лаборатории массмедиа» не записана группа риска, к которой организация относится по виду своей деятельности. Нужно идти в отдел регистрации, где определят этот самый вид и присвоят группу риска.
13.50. Лестница этажом ниже. Местный бюрократ — молоденькая девушка. Вежлива и слишком старательна. Здесь до сих пор используют систему ОКОНХ (общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства), которая уже устарела и теперь именуется ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Между ними существуют расхождения, поэтому необходимо сверять коды видов групп по двум таблицам. Морока…
14.12. Опять наверх. Отдали расчет по социальному налогу и получили соответствующие отметки в декларациях. Тут же было заполнено заведенное на «Лабораторию массмедиа» дело.
14.45. Выйдя на улицу, с облегчением вздохнули: первый этап пройден.
Через два дня
Налоговая инспекция Зеленограда. Очередь пришлось занимать ранним утром. Неподалеку от входа уже стояли мрачные владельцы фирм «без образования юридического лица» с невыспавшимися физиономиями. Видно было, что потенциальные налогоплательщики замерзли и пытались согреться: молодой парень в кожаной куртке даже развел на газоне чадящий мусорный костерок.
У Сережи помимо деклараций с собой бухгалтерский баланс (в нем отражаются уставной капитал, расчетный и кассовый счета, а также дебиторские и кредиторские задолженности) и отчет о прибылях и убытках, которые также подаются раз в квартал и также в трех экземплярах.
На третьем этаже административного здания обслуживаются юридические лица. Заняли очередь. В ожидании, когда откроется заветная дверь, Сережа занялся другими заботами. Дело в том, что, если прибыль организации меньше, чем один миллион рублей в квартал, компания может быть освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость. Для этого нужно подать специальное уведомление. Как?
Сережа пошел к налоговому инспектору, у которого не было очереди, потому что сам он был в отпуске. Потом Сережу отправили к начальнику отдела камеральных проверок (это значит, что для проверки приезжаешь ты к ним, а не они к тебе), а оттуда — в киоск, за бланком уведомления.
Сережа заполнил уведомление об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Приложил к нему один экземпляр отчета о прибылях и убытках, заменивший выписку из бухгалтерского баланса, а также купил и заполнил журнал учета продаж и журнал учета выписанных счетов-фактур. Наконец все было подготовлено. Вошел в инспекцию и стал ждать своей очереди.
Система работает по принципу общественного туалета. Принимают четыре кабинета, и очередь по ним распределяется так: откуда человек вышел, туда ты и заходишь. Зато настоящие туалеты (самая необходимая вещь в длинных очередях) там отсутствуют. Точнее, они есть, но только для сотрудников, которые посещают их, оснащенные персональным ключом.
Наконец-то. Попали в кабинет. Строгая девушка буквально выхватила из рук все документы, с неимоверной скоростью проставила штамп на каждую декларацию и сделала соответствующие отметки. После этого она подобрела и приняла от нас заодно и бухгалтерский баланс, и отчет о прибылях и убытках без соответствующих отметок Комитета по статистике.
Зато уведомление об освобождении от налогов никто из конторских принимать не захотел. Мы слонялись из кабинета в кабинет, пока снова не попали к начальнику отдела камеральных проверок, а он переадресовал нас еще в два кабинета. В одном из них нам сказали «приходите завтра», в другом задали уже знакомый вопрос: «А это разве ко мне?». Мы дружно кивнули и отдали документы. Вроде бы взял…

Р.S. Для справки: в некоторых достаточно развитых странах для того, чтобы начать свое дело, нужно отправить 1 (одно) уведомление в 1 (одну) инстанцию. И не ждать никакого согласия.

К СВЕДЕНИЮ НАЧИНАЮЩИХ БИЗНЕСМЕНОВ
Понесенные затраты:
Стоимость бланков налоговых деклараций — 30х5 = 150 руб.
Бухгалтерские книги и журналы — 30х4 = 120 руб.
Пластиковые папки (файлы) — 3х3 = 9 руб.
Ксерокопия 20 листов — 20х4 = 80 руб.
Проезд до города Зеленограда на автобусе — 8х10 = 80 руб.
Взнос за открытие счета — 500 руб.
Итого: 939 руб.
Прибыль за отчетный период — 1426 руб.
Чистая прибыль — 487 руб.
Бумаги изведено ровно 2 пачки.

Комплект налоговых деклараций, которые вы заполняете, если даже ваша прибыль равна 0:
1. Титульный лист.
2. Налоговые декларации по расчету сумм налогов.
3. Разделы (приложения), содержащие данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).
4. По налогу с продаж.
5. По налогу на прибыль.
6. По налогу на рекламу.
7. По налогу на добавленную стоимость (НДС).
8. По единому социальному налогу (с него идут отчисления в Фонд социального страхования, медицинского страхования, Пенсионный фонд).
А также:
9. Расчет по налогу на имущество.
10. Справка об отнесении организации к субъектам малого предпринимательства.
11. Сведения о рублевых и валютных счетах.
12. Бухгалтерский баланс.
13. Отчет о прибылях и убытках.
14. Уведомление «Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость» (НДС).
Все это в трех экземплярах.
Один комплект документов сдается в Фонд социального страхования (ФСС) вместе со специальным расчетом по единому социальному налогу, второй — в налоговую инспекцию, а третий остается у налогоплательщика.

Выучите все это, и если не сойдете с ума, то вполне можете попробовать открыть свой бизнес.


Новая газета




ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group