На главную Карта сайта
 
Все новости

25.08.2003 -  О том, как начинающим предпринимателям все-таки удалось вывести свой бизнес из "налоговой тени". В итоге: денег истратили больше, чем заработали, извели две пачки бумаги и потеряли более двух недель.


Вот уже второй месяц корреспонденты «Новой газеты» наблюдают за первыми шагами частной фирмы, основанной компьютерщиком Александром Гребенщиковым и двумя его друзьями.
В предыдущей серии нашей акции «Начинаем бизнес с нуля» мы рассказали о попытке молодых предпринимателей зарегистрировать в установленном законом порядке собственную фирму. Несмотря на весь присутствующий организаторский талант, сделать это не удалось: проведя несколько дней в очередях, наши подшефные получили сухой отказ на бланке налоговой инспекции. Сегодня — материал о том, как начинающим предпринимателям все-таки удалось вывести свой бизнес из «налоговой тени». В итоге: денег истратили больше, чем заработали, извели две пачки бумаги и потеряли более двух недель

Кабинетный кросс: забег номер два
Александр разочарован: пришел очередной отказ из налоговой инспекции. Впал в депрессию. Два дня ни с кем не разговаривал. Вечером третьего дня напился. Утром четвертого собрал всех и сообщил:
— Я был не прав. Мы плохо работали — это факт. Теперь все будет иначе.
— С чего начнем все заново?
— С регистрации.
— А на кой черт нам эта регистрация сдалась? Если не выходит, так, может, извратимся? Сейчас многие без нее работают!
— Зарегистрироваться надо! Во-первых, для солидности. А во-вторых, для того, чтобы получить кредит на дальнейшее развитие предприятия. Современным бизнесменам никак нельзя без регистрации — это тоже факт…
Он появился на пороге фирмы, озарив тесную комнатушку отблесками будущих миллионов. Он — заказчик. Первый. Клиент серьезный и со связями. Предложил решить все проблемы: зарегистрировать компанию через знакомую контору в Зеленограде. Вопрос с финансами был решен таким образом: заказчик оплачивает всю работу по регистрации фирмы из суммы сделки, заключенной с Александром на создание интернет-сайта с перенесением информации на лазерный диск.
От неожиданно свалившегося на голову счастья Александр задумался. Два часа он слонялся туда-сюда по кабинету и что-то бубнил себе под нос.
— Нужно оформить доверенность на человека, работающего в регистрирующей компании, чтобы он мог от моего лица вести все регистрационные дела. Выбрать банк, где будет открыт счет будущей компании, найти бухгалтера…
«Гений», — подумали все. Александр сел за свое рабочее место и позвонил приятелю, осветителю Сергею, — бухгалтеру по изначальному образованию.
Договорились, что, пока нет денежных оборотов, работа с Сергеем будет строиться на условиях взаимовыручки: он помогает ребятам, они — ему.
Банк выбирали по двум критериям: чтобы находился рядом и чтобы не брали денег за обслуживание счета. Перебрали несколько вариантов, в том числе и в Зеленограде. Заходили в Банк Москвы, Специнвестбанк, Академхимбанк, Альфа-банк и Внешторгбанк. Выбрали Автобанк — он оказался ближе других к офису.
А тут подошла радостная весть: с регистрацией все в порядке. Порядок обошелся в 600 у.е. недополученной прибыли.

Разминка
Бухгалтер Сергей контролировал процесс, проверяя регистрацию организации. В 35-й налоговой инспекции Зеленограда женщина-инспектор округлой наружности, лениво обмахиваясь бумагой вместо веера, сообщила, что нас в базе данных нет. От поиска в бумажном журнале мадам отказалась по известной формуле: «Вас много, а я одна». Если бы «Лаборатория массмедиа» действительно не была внесена в компьютер, ребятам пришлось бы уплатить штраф в 50 МРОТ. В срочном порядке Сергей побежал в контору, которая занималась регистрацией, взял копию сообщения о постановке на учет и показал в налоговой инспекции. Назревавший конфликт был улажен.
Затем две недели ушло на заполнение трех комплектов документов для налоговиков. Журнальный столик офиса был завален декларациями, Налоговым кодексом, конспектами по бухучету, калькуляторами и чистыми листами бумаги. Бухгалтер Сергей заполнял эти декларации по одной-единственной проведенной за отчетный период сделке на сумму 1426 рублей. (Из этих денег наша «Лаборатория массмедиа» сразу же уплатила взнос за открытие банковского счета в размере 500 рублей.)

На старт!
У Сережи двоится в глазах. Чтобы пробраться в налоговую, нужно сначала посетить Фонд социального страхования — региональное отделение по юридическому адресу организации.
11.00. Панельная пятиэтажка грязно-белого цвета, в которой целый подъезд занимает Зеленоградское отделение Фонда соцстрахования. Внутри — бывшие квартиры… Переход по кабинетам приравнивается к переходу из одной коммуналки в другую. Очередь.
— Извините, пожалуйста. Не подскажете ли вы…
— Очередь справок не дает, — заявил остряк в очках.
Оказалось, что занимать очередь в тот или иной кабинет нужно в зависимости от «номера выданного свидетельства о постановке на учет в Фонд социального страхования». На дверях кабинетов вместо табличек приклеены бумажки с соответствующими номерами, на скотче.
12.00. Верхний этаж. Скучно. Стоящим в очереди опытные бухгалтеры наперебой дают умные советы. В итоге, правда, выяснилось, что третья часть толпящихся — курьеры, развозящие документы туда, куда их отправит начальство. Константин, молодой человек лет двадцати пяти, с энтузиазмом рассказал, как часто он ездит в налоговую инспекцию и различные фонды, какие длинные везде очереди, старые, неприглядные, обшарпанные здания и неприветливый обслуживающий персонал. На вопрос, почему он работает курьером, Константин, не раздумывая, ответил, что его вполне устраивает зарплата 100 долларов, особенно если учесть, что он научился проворачивать дела быстро и у него остается много свободного времени.
13.30. Кабинет. Выясняется, что у «Лаборатории массмедиа» не записана группа риска, к которой организация относится по виду своей деятельности. Нужно идти в отдел регистрации, где определят этот самый вид и присвоят группу риска.
13.50. Лестница этажом ниже. Местный бюрократ — молоденькая девушка. Вежлива и слишком старательна. Здесь до сих пор используют систему ОКОНХ (общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства), которая уже устарела и теперь именуется ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Между ними существуют расхождения, поэтому необходимо сверять коды видов групп по двум таблицам. Морока…
14.12. Опять наверх. Отдали расчет по социальному налогу и получили соответствующие отметки в декларациях. Тут же было заполнено заведенное на «Лабораторию массмедиа» дело.
14.45. Выйдя на улицу, с облегчением вздохнули: первый этап пройден.
Через два дня
Налоговая инспекция Зеленограда. Очередь пришлось занимать ранним утром. Неподалеку от входа уже стояли мрачные владельцы фирм «без образования юридического лица» с невыспавшимися физиономиями. Видно было, что потенциальные налогоплательщики замерзли и пытались согреться: молодой парень в кожаной куртке даже развел на газоне чадящий мусорный костерок.
У Сережи помимо деклараций с собой бухгалтерский баланс (в нем отражаются уставной капитал, расчетный и кассовый счета, а также дебиторские и кредиторские задолженности) и отчет о прибылях и убытках, которые также подаются раз в квартал и также в трех экземплярах.
На третьем этаже административного здания обслуживаются юридические лица. Заняли очередь. В ожидании, когда откроется заветная дверь, Сережа занялся другими заботами. Дело в том, что, если прибыль организации меньше, чем один миллион рублей в квартал, компания может быть освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость. Для этого нужно подать специальное уведомление. Как?
Сережа пошел к налоговому инспектору, у которого не было очереди, потому что сам он был в отпуске. Потом Сережу отправили к начальнику отдела камеральных проверок (это значит, что для проверки приезжаешь ты к ним, а не они к тебе), а оттуда — в киоск, за бланком уведомления.
Сережа заполнил уведомление об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Приложил к нему один экземпляр отчета о прибылях и убытках, заменивший выписку из бухгалтерского баланса, а также купил и заполнил журнал учета продаж и журнал учета выписанных счетов-фактур. Наконец все было подготовлено. Вошел в инспекцию и стал ждать своей очереди.
Система работает по принципу общественного туалета. Принимают четыре кабинета, и очередь по ним распределяется так: откуда человек вышел, туда ты и заходишь. Зато настоящие туалеты (самая необходимая вещь в длинных очередях) там отсутствуют. Точнее, они есть, но только для сотрудников, которые посещают их, оснащенные персональным ключом.
Наконец-то. Попали в кабинет. Строгая девушка буквально выхватила из рук все документы, с неимоверной скоростью проставила штамп на каждую декларацию и сделала соответствующие отметки. После этого она подобрела и приняла от нас заодно и бухгалтерский баланс, и отчет о прибылях и убытках без соответствующих отметок Комитета по статистике.
Зато уведомление об освобождении от налогов никто из конторских принимать не захотел. Мы слонялись из кабинета в кабинет, пока снова не попали к начальнику отдела камеральных проверок, а он переадресовал нас еще в два кабинета. В одном из них нам сказали «приходите завтра», в другом задали уже знакомый вопрос: «А это разве ко мне?». Мы дружно кивнули и отдали документы. Вроде бы взял…

Р.S. Для справки: в некоторых достаточно развитых странах для того, чтобы начать свое дело, нужно отправить 1 (одно) уведомление в 1 (одну) инстанцию. И не ждать никакого согласия.

К СВЕДЕНИЮ НАЧИНАЮЩИХ БИЗНЕСМЕНОВ
Понесенные затраты:
Стоимость бланков налоговых деклараций — 30х5 = 150 руб.
Бухгалтерские книги и журналы — 30х4 = 120 руб.
Пластиковые папки (файлы) — 3х3 = 9 руб.
Ксерокопия 20 листов — 20х4 = 80 руб.
Проезд до города Зеленограда на автобусе — 8х10 = 80 руб.
Взнос за открытие счета — 500 руб.
Итого: 939 руб.
Прибыль за отчетный период — 1426 руб.
Чистая прибыль — 487 руб.
Бумаги изведено ровно 2 пачки.

Комплект налоговых деклараций, которые вы заполняете, если даже ваша прибыль равна 0:
1. Титульный лист.
2. Налоговые декларации по расчету сумм налогов.
3. Разделы (приложения), содержащие данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).
4. По налогу с продаж.
5. По налогу на прибыль.
6. По налогу на рекламу.
7. По налогу на добавленную стоимость (НДС).
8. По единому социальному налогу (с него идут отчисления в Фонд социального страхования, медицинского страхования, Пенсионный фонд).
А также:
9. Расчет по налогу на имущество.
10. Справка об отнесении организации к субъектам малого предпринимательства.
11. Сведения о рублевых и валютных счетах.
12. Бухгалтерский баланс.
13. Отчет о прибылях и убытках.
14. Уведомление «Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость» (НДС).
Все это в трех экземплярах.
Один комплект документов сдается в Фонд социального страхования (ФСС) вместе со специальным расчетом по единому социальному налогу, второй — в налоговую инспекцию, а третий остается у налогоплательщика.

Выучите все это, и если не сойдете с ума, то вполне можете попробовать открыть свой бизнес.


Новая газета




ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

17.07.2018
Доверительное управление акциями

04.07.2018
ООО в Белоруси. Как узнать долю и как выйти?

03.07.2018
Положение об ЕИО-сделка с заинтересованностью?

03.07.2018
Ликвидационная комиссия

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group