Госконтроль занимает четвертое
место в списке проблем бизнеса — вслед за высокими тарифами и ценами,
избыточными налогами и недостатком кадров, заявил вчера глава РСПП Александр
Шохин на форуме «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы
бизнеса и государства». 40% опрошенных бизнес-объединением предпринимателей
жаловались на давление со стороны надзорных органов, с плановыми проверками в
2017 году столкнулись 87%, с внеплановыми — 47%. Несмотря на участие в реформе
представителей бизнеса, подготовивших свыше 400 предложений, темпы их проработки
властью недостаточны, заявил господин Шохин. По его словам, в первую очередь
необходимы пересмотр обязательных требований, проверочных листов и видов
контроля, поправки в КоАП, позволяющие заменять штрафы на предупреждения, и
совершенствование разрешительной деятельности. Кроме того, необходимо внедрять
принцип «one in — two out» (введение нового
требования только при отмене двух старых) и запустить реальную оценку
фактического воздействия КНД на бизнес: не только пилотные проекты, а массовый
процесс.
По словам министра по вопросам
«Открытого правительства» Михаила Абызова, за год
властям удалось систематизировать картину КНД и «разложить функции госконтроля
по полочкам». За два года число плановых проверок сократилось с более чем 1 млн
до 450 тыс. (на 15% в 2016-м и на 30% в 2017 году). По итогам 2018 года их число
должно сократиться в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. Однако по мере снижения
административной нагрузки на первое место стала выходить излишняя бюрократизация
работы надзорных органов с предпринимателями. Поэтому одним из приоритетов
работы властей в 2018 году станет внедрение технологий — вслед за ФНС, ФТС и
Рострудом систему личных кабинетов планируют запустить
и другие ведомства, сообщил господин Абызов. Также
среди приоритетов — профилактика, которая позволит охватить в 20 раз больше
поднадзорных субъектов, чем проверки, и правка КоАП в части соразмерности
штрафов размеру бизнеса.
Продолжения требует и реформа
внеплановых проверок — хотя их число за 2017 год, вопреки опасениям, не выросло,
а несколько сократилось, оно по-прежнему превышает миллион. Законодательство не
дает надзорным органам «мягких» инструментов: они обязаны провести проверку по
жалобе, и этот механизм может использоваться в борьбе с конкурентами, посетовал
министр. Дать контролерам новый инструментарий (включая право проводить
мониторинг и запрос информации) должен законопроект о муниципальном контроле и
надзоре (внесен в конце 2017 года в Госдуму), в его принятии заинтересованы и
депутаты. По словам главы комитета по контролю и регламенту Ольги Савастьяновой, сейчас КНД затратна, неэффективна и ущербна для экономики. Однако,
несмотря на в целом положительную оценку проекта, его еще будут дорабатывать:
необходимо минимизировать субъективность подходов при реализации норм, уйдя от
двойственных и абстрактных формулировок, и уточнить критерии и методологию
распределения бизнеса по категориям риска, отметила депутат.
В правительстве не ждали, что к
концу 2017 года удастся перевести на новые рельсы столько видов КНД. «Глаза
боятся, а руки делают»,— заявил замглавы Минэкономики
Савва Шипов. Развитие реформы он видит в пересмотре обязательных требований
(через три года после запуска реформы предлагается отказаться от всех норм,
принятых до введения оценки регулирующего воздействия) и в сокращении числа
разрешительных режимов с 500 до пяти базовых (вводить новые сможет только
правительство). Подготовленный министерством законопроект о разрешительной
деятельности также позволит трактовать сомнения в пользу бизнеса, дает ему
возможность досудебного обжалования и позволит полностью отказаться от бумаги,
переведя разрешения в электронный вид. Кроме того, в рамках программы «Цифровая
экономика» предполагается реформировать и систему отчетности бизнеса: сначала
сформировать реестр всех форм и требований, а затем — систему «одного окна» для
отчетности. Обкатать пилотный проект по сбору данных можно будет как раз в
рамках реформы КНД, отметил господин Шипов.
Коммерсантъ
07.02.2018