В распоряжении “Ъ” оказался
проект поправок к 115-ФЗ, главная цель которого — оградить добросовестных
клиентов банков от попадания в черные списки отказников. Проект подготовлен
депутатами при участии ЦБ и Росфинмониторинга. По
словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова,
ситуация с черным списком критическая, необходим механизм реабилитации, поэтому
проект будет внесен в декабре сразу ко второму чтению. «Мы надеемся, что с
принятием этого законопроекта добропорядочные клиенты банков будут в большей
степени защищены от формальных подходов отдельных кредитных организаций,— отметил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.— Законопослушные граждане и компании должны быть
ограждены от жестких мер, направленных на пресечение деятельности нарушителей
противолегализационного законодательства». Но,
подчеркнул статс-секретарь Росфинмониторинга Павел
Ливадный, нельзя говорить о либерализации антиотмывочного законодательства: «Мы выравниваем баланс
интересов».
Черный список ЦБ рассылает с
июня. В него попадают клиенты, которым отказали в обслуживании или проведении
операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически
лишает доступа к банковским услугам: как правило, таким клиентам отказывают в
приеме на обслуживание и проведении платежей (см. “Ъ” от 6
октября).
До недавнего времени механизма
реабилитации клиентов не существовало. При этом количество отказников
стремительно растет: с июня по октябрь оно выросло с 200 тыс. до 460 тыс. (см.
“Ъ” от 24 октября).
Одной из важных новелл документа
является прямой запрет для банков закрывать единственный счет клиента-физлица,
если он используется для получения зарплаты или социальных выплат. «За компании
есть кому заступиться — бизнес-сообщества, омбудсмен. При столкновении с
отказами банков именно граждане являются наиболее незащищенными, и, мы считаем,
необходимо это исправить»,— пояснил Павел Ливадный.
Кроме того, проект дает клиенту
право запросить у банка причины отказа в проведении операций или в открытии
счета, чтобы представить документы и доказать свою добросовестность. Новый п.
13.4 ст. 7 проекта прямо указывает, что клиент вправе с учетом полученной от
банка информации представить в течение десяти дней необходимые документы. Если
банк после этого откажется исключить клиента из черного списка отказников
(направить в Росфинмониторинг соответствующее
сообщение), то клиент банка может подать жалобу в специальную межведомственную
комиссию.
Эксперты считают, что подобные
поправки необходимы, но законопроект нуждается в доработке. «Проект за все
хорошее и против всего плохого, но где конкретика,—
поясняет руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.— Бизнесу нужны четко работающие механизмы, а в
тексте их нет». Она привела в пример механизм блокировки счетов по решению
налоговиков — там четко и ясно описан механизм, все сроки, документы — и
высказала пожелание, чтобы и в отношении блокировок по 115-ФЗ была та же
ясность.
Глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»
Евгений Корчаго согласен, что проект «оставляет
вопросы». Если суммировать сроки рассмотрения жалобы клиента и принятия решения,
то деньги у клиента банка могут зависнуть на два месяца, отмечает
юрист.
При этом в документе нет ни слова
про ответственность банка за необоснованное включение клиентов в черный список.
«Если банк принял неверное решение и фактически лишил своего клиента доступа к
деньгам, то кто и как компенсирует ему ущерб? — говорит Евгений Корчаго.—
Для компании же замораживание средств на два месяца — это фактически
банкротство».
Авторы законопроекта понимают,
что документ сыроват, и обещают исправиться. «Вопрос об ответственности банков —
важный и глубокий, требующий тщательного анализа и детальной проработки,— отметил Анатолий Аксаков.— Думаю, этот вопрос
нужно будет поднять отдельно и внести отдельным проектом».
По словам Дмитрия Скобелкина, порядок работы апелляционных комиссий будет
согласован с Росфинмониторингом и четко
регламентирован подзаконными актами. Прочие вопросы авторы проекта также
пообещали снять, главное — чтобы механизм заработал с начала 2018 года.
Коммерсантъ
27.11.2017