На главную Карта сайта
 
Все новости

27.11.2017 - События -  Черный список перепишут набело. Банковские клиенты получат защиту по закону. Депутаты подготовили поправки к антиотмывочному закону 115-ФЗ, направленные на защиту добросовестных клиентов банков от попадания в черный список отказников. Особое внимание уделено гражданам — проект предполагает прямой запрет банкам закрывать единственные счета физлиц. Кроме того, кредитным организациям придется пояснять клиентам причины отказа, а те получат право доказать свою добросовестность и покинуть список. Учитывая критичность ситуации — массовые блокировки и отказы, порожденные списком, разработчики обещают, что проект вступит в силу уже в 2018 году.

В распоряжении “Ъ” оказался проект поправок к 115-ФЗ, главная цель которого — оградить добросовестных клиентов банков от попадания в черные списки отказников. Проект подготовлен депутатами при участии ЦБ и Росфинмониторинга. По словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, ситуация с черным списком критическая, необходим механизм реабилитации, поэтому проект будет внесен в декабре сразу ко второму чтению. «Мы надеемся, что с принятием этого законопроекта добропорядочные клиенты банков будут в большей степени защищены от формальных подходов отдельных кредитных организаций,— отметил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.— Законопослушные граждане и компании должны быть ограждены от жестких мер, направленных на пресечение деятельности нарушителей противолегализационного законодательства». Но, подчеркнул статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный, нельзя говорить о либерализации антиотмывочного законодательства: «Мы выравниваем баланс интересов».

 

Черный список ЦБ рассылает с июня. В него попадают клиенты, которым отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает доступа к банковским услугам: как правило, таким клиентам отказывают в приеме на обслуживание и проведении платежей (см. “Ъ” от 6 октября).

 

До недавнего времени механизма реабилитации клиентов не существовало. При этом количество отказников стремительно растет: с июня по октябрь оно выросло с 200 тыс. до 460 тыс. (см. “Ъ” от 24 октября).

 

Одной из важных новелл документа является прямой запрет для банков закрывать единственный счет клиента-физлица, если он используется для получения зарплаты или социальных выплат. «За компании есть кому заступиться — бизнес-сообщества, омбудсмен. При столкновении с отказами банков именно граждане являются наиболее незащищенными, и, мы считаем, необходимо это исправить»,— пояснил Павел Ливадный.

 

Кроме того, проект дает клиенту право запросить у банка причины отказа в проведении операций или в открытии счета, чтобы представить документы и доказать свою добросовестность. Новый п. 13.4 ст. 7 проекта прямо указывает, что клиент вправе с учетом полученной от банка информации представить в течение десяти дней необходимые документы. Если банк после этого откажется исключить клиента из черного списка отказников (направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение), то клиент банка может подать жалобу в специальную межведомственную комиссию.

 

Эксперты считают, что подобные поправки необходимы, но законопроект нуждается в доработке. «Проект за все хорошее и против всего плохого, но где конкретика,— поясняет руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.— Бизнесу нужны четко работающие механизмы, а в тексте их нет». Она привела в пример механизм блокировки счетов по решению налоговиков — там четко и ясно описан механизм, все сроки, документы — и высказала пожелание, чтобы и в отношении блокировок по 115-ФЗ была та же ясность.

 

Глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго согласен, что проект «оставляет вопросы». Если суммировать сроки рассмотрения жалобы клиента и принятия решения, то деньги у клиента банка могут зависнуть на два месяца, отмечает юрист.

 

При этом в документе нет ни слова про ответственность банка за необоснованное включение клиентов в черный список. «Если банк принял неверное решение и фактически лишил своего клиента доступа к деньгам, то кто и как компенсирует ему ущерб? — говорит Евгений Корчаго.— Для компании же замораживание средств на два месяца — это фактически банкротство».

 

Авторы законопроекта понимают, что документ сыроват, и обещают исправиться. «Вопрос об ответственности банков — важный и глубокий, требующий тщательного анализа и детальной проработки,— отметил Анатолий Аксаков.— Думаю, этот вопрос нужно будет поднять отдельно и внести отдельным проектом».

 

По словам Дмитрия Скобелкина, порядок работы апелляционных комиссий будет согласован с Росфинмониторингом и четко регламентирован подзаконными актами. Прочие вопросы авторы проекта также пообещали снять, главное — чтобы механизм заработал с начала 2018 года.

Коммерсантъ 27.11.2017

 

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group