Данные об итогах работы ФНС за
январь—октябрь обнародованы службой после встречи главы ФНС Михаила Мишустина с президентом Владимиром Путиным накануне
профессионального праздника службы — Дня работника налоговой службы, отмечаемого
сегодня. Напомним, проекты ФНС в 2015–2016 годах, существенно улучшившие
собираемость налогов, для Минфина облегчили тяжесть антикризисной программы
бюджетной консолидации, впрочем, статистика 2017 года показывает, что эти
ресурсы пока не исчерпаны — из отчетности ФНС января—октября следует, что по
всем видам налогов новые практики администрирования продолжают давать
результаты.
Рост цен на нефть в 2017 году
увеличил долю налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 20% до 23%, это 3,3
трлн руб., часть роста ненефтегазовых доходов также
связана с ростом нефтяных цен. Тем не менее, по оценке ФНС, ненефтегазовые доходы, полученные за счет улучшения
налогового администрирования, составили за десять месяцев 2017 года 286 млрд
руб.— 21% от общего прироста поступлений без НДПИ, и этот результат получен без
роста налоговых ставок.
Продолжает приносить дивиденды
государству автоматизированная система контроля (АСК) НДС, несмотря на уже
происшедшее в 2014–2016 годах «обеление» этого сектора. По оценке ФНС, в текущий
период объем сомнительных операций с НДС составил около 96 млрд руб., или 1% от
всех операций,—еще в первом квартале 2016 года этот
показатель составлял 8%. Прирост собираемости НДС за десять месяцев 2017 года
год к году составил 12,3% — в реальном выражении это рост не менее чем на 5–6%.
При этом борьба с неуплатой НДС не носит характер полицейской — так, по данным
ФНС, без проведения проверок, автоматизированными начислениями АСК НДС с
уточнением 90 тыс. деклараций сумма сборов увеличена с начала года на 69 млрд
руб.
Рост сбора акцизов составил год к
году 18,4%, при этом наибольший рост продемонстрировали акцизы на крепкий
алкоголь — 17% (при росте ставок на 4,6% с начала 2017 года), ФНС объясняет это
«волновым эффектом» от обеления отрасли после мероприятий, проводимых совместно
с правоохранительными структурами в 2016 году. Поступления по налогу на прибыль
показывают сходную динамику — 18,8% роста год к году, однако здесь ключевым
фактором ФНС считает рост ВВП (за три квартала 2017 года еще сохранялась
небольшая рецессия).
Наиболее интересна динамика
налогов и сборов, зависящих от доходов физлиц. Напомним, рост номинальных
зарплат в РФ в 2016–2017 годах существенно затормозился, реальные располагаемые
доходы как минимум стагнируют. Поступление НДФЛ в
консолидированный бюджет при этом увеличилось за январь—октябрь 2017 года год к
году на 8% (номинальный рост зарплат за три квартала — 6,7%), поступление
страховых взносов, которые ФНС администрирует с начала 2017 года,— на 8,6%. Расхождение между динамикой роста уплаты НДФЛ
и соцсборов крайне необычно, по всем существующим
оценкам, уход от уплаты НДФЛ гораздо менее распространен, чем занижение базы по
уплате соцсборов. В любом случае превышение на 1,5–2
процентных пункта темпов роста налогов и сборов физлиц над темпами роста
номинальных доходов — это также результат изменения администрирования и выхода
части рынка труда из «тени». Часть эффекта, не объясняющего происходящее полностью,— взыскание ФНС задолженности по соцсборам, составившее за десять месяцев 2017 года 95,7 млрд
руб.
Серая занятость и самозанятость, отметим, остаются крупнейшими ресурсами для
роста сбора налогов — ФНС оценивает предельно неформальную занятость в 2017 году
в них в 15 млн человек. В 2018 году определенное давление на него уже будет
оказывать перенесенная на год реформа системы учета розничных продаж через новое
поколение контрольно-кассовой техники. Тем не менее проблема крупного сегмента
рынка труда, имеющего помимо прочего долгосрочные потенциальные проблемы с
доступом к системе ОМС и пенсионного страхования, вряд ли может быть решена
только администрированием. На встрече главы ФНС с президентом Михаил Мишустин представил данные исследований ФНС по 9 тыс. самозанятых, в ходе которого исследовались возможные условия
их добровольной легализации — более 50% опрошенных готовы к такому шагу при
условии разумной ставки налогообложения, отсутствия отчетности по их
предпринимательской деятельности и бесконтактного взаимодействия с
ФНС.
По данным “Ъ”, в ближайшие месяцы
ФНС должна представить свое видение системы «электронной» легализации такого
рода доходов — через мобильное приложение и автоматизированной уплаты налога с
операций. «Экзотичность» мобильных приложений для таких целей уже в прошлом:
так, по данным ФНС, 44% имущественных налогов физлиц в РФ в 2017 году на 37,6
млрд руб. было оплачено интернет-банкингом через сервисы на сайте ФНС, там
зарегистрировано 27 млн граждан.
Коммерсантъ
21.11.2017