На главную Карта сайта
 
Все новости

21.11.2017 - События -  Цифровые налоги себя оправдывают. Сборы ФНС России по-прежнему растут быстрее зарплат, прибылей и инфляции. Сборы ФНС России в консолидированный бюджет за десять месяцев 2017 года выросли на 19%, в федеральный — на 30%, пятая часть дополнительных сборов — 286 млрд руб.— была обеспечена улучшением администрирования и стратегией максимально «бесконтактной» и цифровизированной работы с налогоплательщиком. Следующей после НДС, социальных сборов и алкогольных акцизов сферой активности ФНС должны стать самозанятые. С 2018 года ФНС будет предлагать цифровые решения для добровольной легализации самозанятых.

Данные об итогах работы ФНС за январь—октябрь обнародованы службой после встречи главы ФНС Михаила Мишустина с президентом Владимиром Путиным накануне профессионального праздника службы — Дня работника налоговой службы, отмечаемого сегодня. Напомним, проекты ФНС в 2015–2016 годах, существенно улучшившие собираемость налогов, для Минфина облегчили тяжесть антикризисной программы бюджетной консолидации, впрочем, статистика 2017 года показывает, что эти ресурсы пока не исчерпаны — из отчетности ФНС января—октября следует, что по всем видам налогов новые практики администрирования продолжают давать результаты.

 

Рост цен на нефть в 2017 году увеличил долю налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 20% до 23%, это 3,3 трлн руб., часть роста ненефтегазовых доходов также связана с ростом нефтяных цен. Тем не менее, по оценке ФНС, ненефтегазовые доходы, полученные за счет улучшения налогового администрирования, составили за десять месяцев 2017 года 286 млрд руб.— 21% от общего прироста поступлений без НДПИ, и этот результат получен без роста налоговых ставок.

 

Продолжает приносить дивиденды государству автоматизированная система контроля (АСК) НДС, несмотря на уже происшедшее в 2014–2016 годах «обеление» этого сектора. По оценке ФНС, в текущий период объем сомнительных операций с НДС составил около 96 млрд руб., или 1% от всех операций,—еще в первом квартале 2016 года этот показатель составлял 8%. Прирост собираемости НДС за десять месяцев 2017 года год к году составил 12,3% — в реальном выражении это рост не менее чем на 5–6%. При этом борьба с неуплатой НДС не носит характер полицейской — так, по данным ФНС, без проведения проверок, автоматизированными начислениями АСК НДС с уточнением 90 тыс. деклараций сумма сборов увеличена с начала года на 69 млрд руб.

 

Рост сбора акцизов составил год к году 18,4%, при этом наибольший рост продемонстрировали акцизы на крепкий алкоголь — 17% (при росте ставок на 4,6% с начала 2017 года), ФНС объясняет это «волновым эффектом» от обеления отрасли после мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными структурами в 2016 году. Поступления по налогу на прибыль показывают сходную динамику — 18,8% роста год к году, однако здесь ключевым фактором ФНС считает рост ВВП (за три квартала 2017 года еще сохранялась небольшая рецессия).

 

Наиболее интересна динамика налогов и сборов, зависящих от доходов физлиц. Напомним, рост номинальных зарплат в РФ в 2016–2017 годах существенно затормозился, реальные располагаемые доходы как минимум стагнируют. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет при этом увеличилось за январь—октябрь 2017 года год к году на 8% (номинальный рост зарплат за три квартала — 6,7%), поступление страховых взносов, которые ФНС администрирует с начала 2017 года,— на 8,6%. Расхождение между динамикой роста уплаты НДФЛ и соцсборов крайне необычно, по всем существующим оценкам, уход от уплаты НДФЛ гораздо менее распространен, чем занижение базы по уплате соцсборов. В любом случае превышение на 1,5–2 процентных пункта темпов роста налогов и сборов физлиц над темпами роста номинальных доходов — это также результат изменения администрирования и выхода части рынка труда из «тени». Часть эффекта, не объясняющего происходящее полностью,— взыскание ФНС задолженности по соцсборам, составившее за десять месяцев 2017 года 95,7 млрд руб.

 

Серая занятость и самозанятость, отметим, остаются крупнейшими ресурсами для роста сбора налогов — ФНС оценивает предельно неформальную занятость в 2017 году в них в 15 млн человек. В 2018 году определенное давление на него уже будет оказывать перенесенная на год реформа системы учета розничных продаж через новое поколение контрольно-кассовой техники. Тем не менее проблема крупного сегмента рынка труда, имеющего помимо прочего долгосрочные потенциальные проблемы с доступом к системе ОМС и пенсионного страхования, вряд ли может быть решена только администрированием. На встрече главы ФНС с президентом Михаил Мишустин представил данные исследований ФНС по 9 тыс. самозанятых, в ходе которого исследовались возможные условия их добровольной легализации — более 50% опрошенных готовы к такому шагу при условии разумной ставки налогообложения, отсутствия отчетности по их предпринимательской деятельности и бесконтактного взаимодействия с ФНС.

 

По данным “Ъ”, в ближайшие месяцы ФНС должна представить свое видение системы «электронной» легализации такого рода доходов — через мобильное приложение и автоматизированной уплаты налога с операций. «Экзотичность» мобильных приложений для таких целей уже в прошлом: так, по данным ФНС, 44% имущественных налогов физлиц в РФ в 2017 году на 37,6 млрд руб. было оплачено интернет-банкингом через сервисы на сайте ФНС, там зарегистрировано 27 млн граждан.

Коммерсантъ 21.11.2017

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

10.12.2018
Извещение о сделке с заинтересованностью

20.11.2018
Предоставление информации финансовому управляющему акционера физлица банкрота

16.11.2018
Изменение места нахождения эмитента в процессе размещения дополнительных акций

08.11.2018
обязательный аудит в процедуре ликвидации

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group