Банк России создал механизм, в
рамках которого сведения о добросовестных клиентах могут быть исключены из баз
данных об отказах, сообщается на сайте регулятора. «Банки могут аннулировать
направленные в Росфинмониторинг сведения об
отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по
основаниям, не связанным с риском отмывания доходов, полученных преступным
путем, и финансирования терроризма»,— отмечают в
ЦБ.
Черный список отказников ЦБ
рассылает банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в
обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ.
Попадание в список фактически лишает компанию или физлицо доступа к банковским
услугам — другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание
таких клиентов, кроме того, банки могут блокировать переводы своих клиентов
компаниям из списка (см. “Ъ” от 6 октября).
На необходимости введение
механизма реабилитации клиентов из черного списка изначально настаивало
банковское и бизнес-сообщество, а также Росфинмониторинг. Однако рассылка списка стартовала без
механизма исключения. ЦБ понадеялся на ответственное отношение банков при
применении списка, однако они подошли к вопросу формально. В результате клиенты
столкнулись с массовыми блокировками и отказами кредитных организаций. Только за
время рассылки список увеличился более чем вдвое: с 200 тыс. до 460 тыс.
клиентов по состоянию на конец октября (см. “Ъ” от 24 октября). По данным
общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали
около 500 тыс. счетов предпринимателей.
Механизм, анонсированный ЦБ,
описан в методических рекомендациях Банка России и Росфинмониторинга. В них регулятор акцентирует внимание
кредитных организаций на необходимости взвешенно использовать информацию об
отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с
риском отмывания доходов и финансирования терроризма. «Анализ информации об
отказах, получаемой от Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также
поступающих в Банк России обращений лиц, в отношении которых имели место случаи
отказов, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций принимает решения,
руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском ПОД/ФТ
клиента»,— отмечается в материалах ЦБ. Регулятор также
рекомендует банкам определить подразделение или сотрудника, уполномоченных
рассматривать жалобы клиентов на отказы в получении банковских
услуг.
По мнению
участников рынка, инициатива ЦБ полезна, но требует тщательного контроля со
стороны регулятора. По словам собеседника “Ъ” в банке из топ-5, для банков
реализация рекомендаций ЦБ по исключению клиентов из банков не будет излишне
сложной. «ЦБ рекомендует банкам создавать подразделения специальные в банках,
которые будут заниматься урегулированием конфликтных ситуаций в данной
сфере,— говорит собеседник “Ъ”.— Однако на практике
подразделения по работе с проблемными клиентами уже есть в крупных банках,
достаточно подключить к ним в более плотное взаимодействие сотрудников отдела
комплаенса». По словам главы коллегии адвокатов «
Старинский,
Корчаго и партнеры»
Евгения
Корчаго, в новых методических рекомендациях
представляют опасность положения, касающиеся исключения из черного списка
клиентов в связи со снижением риска по ПОД/ФТ (в связи с представлением
документов). «Это оценочные понятия, а где оценка — там риск
коррупции,— указывает он.—
Даже сейчас, когда механизма
реабилитации не было, имели место факты оказания недобросовестными банкирами
“услуг” по выведению средств компаний с заблокированного счета».
В Банке России, похоже, понимают,
что отдавать ситуацию на откуп банкам не стоит. «Качество и эффективность
реализации кредитными организациями полномочий по отказам, а также результаты
рассмотрения ими связанных с этим жалоб находятся в зоне пристального внимания
Банка России и учитываются регулятором при анализе деятельности банков»,— отмечается в сообщении регулятора.
Коммерсантъ
14.11.2017