Как стало известно “Ъ”, на
прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным
министерствам подготовить и представить предложения об «изменении
законодательства о естественных монополиях». В аппарате господина Шувалова “Ъ”
подтвердили факт отправки соответствующего письма. Оно стало ответом на
обращение в Белый дом главы ФАС Игоря Артемьева от 26 октября (копия есть у
“Ъ”). В нем господин Артемьев вновь поднял вопрос о том, что понятие
«естественные монополии» устарело, и предложил ликвидировать закон о
естественных монополиях, заменив его поправками к закону о защите конкуренции.
Сейчас компании, попадающие под определение естественной монополии, заносятся в
специальный реестр и подлежат более жесткому регулированию со стороны ФАС (в
частности, по тарифам).
Новое определение естественной
монополии, по мнению ФАС, должно соответствовать ключевому критерию — обладание
«сетевыми активами» (линейные объекты инфраструктуры). К естественным монополиям
ФАС предлагает относить транспортировку газа по трубопроводам, нефти и
нефтепродуктов — по магистральным трубопроводам, услуги по передаче
электроэнергии и тепла, водоснабжение и водоотведение с использованием
централизованных систем, железнодорожные перевозки по путям общего пользования и
общедоступную электросвязь. Как пояснил “Ъ” начальник правового управления ФАС
Артем Молчанов, сейчас при определении естественной монополии анализируется
деятельность организации, а не рынок, что неправильно. При новом подходе могут
перестать рассматриваться как естественные монополии аэропорты и порты, а также
общедоступная почтовая связь, ледокольные проводки и оперативно-диспетчерское
управление в электроэнергетике.
В Минэкономики заявили, что их
позиция по этому вопросу, «включающая указание на риски предлагаемых решений,
пока находится в стадии формирования». В Минкомсвязи и
Минтрансе сообщили, что письмо ФАС получено. В Минэнерго и Минстрое не дали
комментариев.
Представители бизнес-сообщества
не смогли предоставить “Ъ” оперативный комментарий. Дискуссия о выведении
стивидоров из реестра субъектов естественных монополий ведется несколько лет,
либерализация отрасли началась в 2013 году. Операторы морских терминалов
настаивают, что на рынке уже существует конкуренция, сейчас по поручению
вице-премьера Аркадия Дворковича ведется
соответствующий анализ. Свои предложения на этот счет уже обнародовала ФАС (см.
“Ъ” от 25 сентября). В конце 2015 года ФАС дерегулировала часть ключевых тарифов в аэропортах
Московского авиационного узла, что, впрочем, вызвало недовольство со стороны
ряда авиакомпаний (см. “Ъ” от 28 августа).
Закрепление понятия естественной
монополии в законе о защите конкуренции позволит не ориентироваться слепо на
статус в реестре, как сейчас, а проверять посредством анализа рынка, существует
ли конкуренция, полагает советник Антимонопольного бюро Андрей Закатаев. Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов
отмечает, что, поскольку ключевые сферы — транспортировка энергоресурсов,
передача энергии и воды, а также железнодорожные перевозки — продолжат считаться
естественными монополиями, правка законодательства мало что изменит на практике.
По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила
Бурмистрова, у ФАС сейчас очень широкие полномочия,
особенно после получения права регулировать тарифы, что сочетается с «чрезмерной
активностью в части возбуждения судебных дел, большинство из которых ФАС из-за
слабости методологической базы, излишне коротких сроков расследования и
недостаточной квалификации персонала проигрывает». По его мнению, отказ от
отнесения портов и аэропортов к естественным монополиям — позитивный шаг в
условиях усиливающейся конкуренции на рынке стивидорных услуг и ввода новых
мощностей по перевалке.
Коммерсантъ
13.11.2017