На главную Карта сайта
 
Все новости

13.11.2017 - События -  К монополиям подтягивают инфраструктуру. ФАС России может ослабить регулирование. ФАС сделала шаг вперед в борьбе за изменение законодательства о естественных монополиях — первый вице-премьер Игорь Шувалов дал ведомствам поручение проработать вопрос. ФАС настаивает, в частности, чтобы естественными монополиями считались только владельцы «сетевых» инфраструктурных активов. В результате в эту категорию могут не попасть порты и аэропорты, а также почтовая связь, ледокольные проводки и диспетчер энергосистемы АО «Системный оператор».

Как стало известно “Ъ”, на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным министерствам подготовить и представить предложения об «изменении законодательства о естественных монополиях». В аппарате господина Шувалова “Ъ” подтвердили факт отправки соответствующего письма. Оно стало ответом на обращение в Белый дом главы ФАС Игоря Артемьева от 26 октября (копия есть у “Ъ”). В нем господин Артемьев вновь поднял вопрос о том, что понятие «естественные монополии» устарело, и предложил ликвидировать закон о естественных монополиях, заменив его поправками к закону о защите конкуренции. Сейчас компании, попадающие под определение естественной монополии, заносятся в специальный реестр и подлежат более жесткому регулированию со стороны ФАС (в частности, по тарифам).

 

Новое определение естественной монополии, по мнению ФАС, должно соответствовать ключевому критерию — обладание «сетевыми активами» (линейные объекты инфраструктуры). К естественным монополиям ФАС предлагает относить транспортировку газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов — по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электроэнергии и тепла, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, железнодорожные перевозки по путям общего пользования и общедоступную электросвязь. Как пояснил “Ъ” начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, сейчас при определении естественной монополии анализируется деятельность организации, а не рынок, что неправильно. При новом подходе могут перестать рассматриваться как естественные монополии аэропорты и порты, а также общедоступная почтовая связь, ледокольные проводки и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.

 

В Минэкономики заявили, что их позиция по этому вопросу, «включающая указание на риски предлагаемых решений, пока находится в стадии формирования». В Минкомсвязи и Минтрансе сообщили, что письмо ФАС получено. В Минэнерго и Минстрое не дали комментариев.

 

Представители бизнес-сообщества не смогли предоставить “Ъ” оперативный комментарий. Дискуссия о выведении стивидоров из реестра субъектов естественных монополий ведется несколько лет, либерализация отрасли началась в 2013 году. Операторы морских терминалов настаивают, что на рынке уже существует конкуренция, сейчас по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича ведется соответствующий анализ. Свои предложения на этот счет уже обнародовала ФАС (см. “Ъ” от 25 сентября). В конце 2015 года ФАС дерегулировала часть ключевых тарифов в аэропортах Московского авиационного узла, что, впрочем, вызвало недовольство со стороны ряда авиакомпаний (см. “Ъ” от 28 августа).

 

Закрепление понятия естественной монополии в законе о защите конкуренции позволит не ориентироваться слепо на статус в реестре, как сейчас, а проверять посредством анализа рынка, существует ли конкуренция, полагает советник Антимонопольного бюро Андрей Закатаев. Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов отмечает, что, поскольку ключевые сферы — транспортировка энергоресурсов, передача энергии и воды, а также железнодорожные перевозки — продолжат считаться естественными монополиями, правка законодательства мало что изменит на практике. По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, у ФАС сейчас очень широкие полномочия, особенно после получения права регулировать тарифы, что сочетается с «чрезмерной активностью в части возбуждения судебных дел, большинство из которых ФАС из-за слабости методологической базы, излишне коротких сроков расследования и недостаточной квалификации персонала проигрывает». По его мнению, отказ от отнесения портов и аэропортов к естественным монополиям — позитивный шаг в условиях усиливающейся конкуренции на рынке стивидорных услуг и ввода новых мощностей по перевалке.

Коммерсантъ 13.11.2017

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group