Вчера Банк России сообщил о
начале добровольной аттестации аудиторских организаций, которые в будущем
планируют проверять общественно значимые организации (ОЗО). Проект закона по
реформе аудита, внесенный в Госдуму 27 сентября, предусматривает, что к аудиту
подобных компаний могут быть допущены лишь аудиторы из реестра ЦБ. К ОЗО
относятся банки, ПАО, эмитенты, страховые и клиринговые компании,
негосударственные пенсионные фонды и др. Аттестация позволит ЦБ предварительно
изучить отрасль и в дальнейшем ускорить процесс формирования реестра аудиторских
организаций, отмечается в сообщении. Аудиторам это поможет сформировать
понимание того, что в их деятельности требует улучшений для включения в реестр,
пояснили в ЦБ.
Аттестация подразумевает довольно
глубокое погружение в бизнес аудитора. В анкете ЦБ требует сообщить обо всех аудиторах работавших в компании в 2014–2017 годах, в
том числе в каких проверках участвовал специалист и в каком качестве
(руководителя проверки или члена группы). Кроме того, от аудиторской организации
потребуется раскрыть информацию обо всех клиентах-ОЗО начиная с 2014 года.
Придется рассказать участникам аттестации и обо всех нарушениях, выявленных
внешним контролем качества (Федеральное казначейство (ФК) и саморегулируемые
организации (СРО)) в отношении как компании, так и ее сотрудников. Кроме того,
ЦБ может запросить в ходе аттестации дополнительные сведения и документы,
инициировать встречи с представителями аудиторской организации.
К параметрам, которым должны
соответствовать проходящие аттестацию аудиторы, у участников рынка есть вопросы.
Наибольшую часть из них вызывают критерий сопоставимости численности аудиторов с
объемом аудиторских услуг компании и требования к деловой репутации. «Нам
хочется удостовериться в том, что исключены случаи, при которых аудиторская
организация с одним аудитором в штате подписывает за год несопоставимое
количество аудиторских заключений»,— поясняют данное
требование в пресс-службе ЦБ. При этом четких количественных критериев нет. Как
следует из материалов ЦБ, положительной деловая репутация может считаться, если
отсутствуют факты участия в аудиторских проверках банков или некредитных организаций с выражением немодифицированного заключения, если ЦБ впоследствии признал
отчетность недостоверной, были нарушения внутреннего контроля и системы
управления рисками, что привело к санации или отзыву лицензии. При этом должен
быть установлен факт нарушения аудиторской организацией требований
законодательства, правил независимости аудиторов, кодекса профессиональной
этики. Как именно будет устанавливаться факт нарушения, в ЦБ не поясняют,
отмечая лишь, что, возможно, с учетом информации, имеющейся у СРО и Федерального
казначейства.
При этом в ЦБ обещают —
автоматизма в принятии решений не будет. «Крайне важно, чтобы ЦБ применял
мотивированное суждение, а не подходил формально, поскольку у большинства
компаний выявлялись хотя бы незначительные нарушения»,—
отмечает партнер Deloitte Игорь Токарев. По данным ФК,
в 2016 году аудиторы получили 120 предупреждений, 44 предписания об исправлении
нарушений, 13 компаниям приостанавливалось членство в СРО и 11 были
исключены.
Хотя аудиторы отнеслись к
предложенной аттестации настороженно, добровольцы уже есть. «На мой взгляд,
попробовать пройти аттестацию стоит, хотя очень смущает, что проект закона еще и
первое чтение не прошел»,— отмечает заместитель главы
«Финэкспертизы» Наталья Борзова. «Правила игры еще
могут измениться»,— соглашается партнер EY Игорь Буян.
«ЦБ хочет понять, как сочетаются его критерии с реалиями рынка, и это разумно,— отмечает глава СРО ААС Ольга Носова.— Например, в
нашем СРО на попадание в реестр аудиторов ОЗО могут претендовать всего лишь 19
компаний».
Коммерсантъ
10.11.2017