В Арбитражном суде Москвы прошли
предварительные слушания по иску о признании недействительными операций по
списанию средств со счета в ВТБ и зачислению на счет карты умершего клиента НПФ
«Благосостояние» (реализует корпоративную пенсионную систему РЖД) в
Сбербанке.
По словам заместителя
исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Ивана Волкова, фонд оспаривает
сделки по списанию и зачислению средств «как совершенные под влиянием
существенного заблуждения» — фонд не знал и не мог знать о смерти пенсионера.
Между тем на обращения НПФ с просьбой вернуть переплату банки ответили
отказом.
«Банк не является участником
правоотношений по выплате пенсий, а выступает стороной договора банковского
счета (вклада), заключенного с клиентом»,— пояснили в
пресс-службе Сбербанка. Там добавили, что списание денежных средств со счета
клиента без его распоряжения «допускается только по решению суда, а также в
случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и
клиентом». «При перечислении пенсионных средств на счета застрахованных лиц ВТБ
выполняет расчетную функцию, действуя по поручению соответствующих пенсионных
фондов»,— подчеркивают и в пресс-службе ВТБ. При этом
родственники умершего клиента, не зная пин-кода карты,
также не могут получить переплаченные средства.
«Из-за пробелов в
законодательстве единственный способ вернуть средства фонда — через суд. Мы
рассчитываем сформировать практику подобных дел для ускорения возврата переплат
и в перспективе досудебного решения подобных споров»,—
говорит Иван Волков.
Проблема переплат на счета
умерших клиентов актуальна для фондов с пенсионными резервами. В отличие от
системы обязательного пенсионного страхования (ОПС, администрируется Пенсионным фондом России, оперативно
получающим информацию о смерти клиентов), где массовые выплаты начнутся с 2021
года, в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) получателями
пенсий де-факто является более 1,5 млн человек.
Зачастую после смерти клиента его
родные и близкие не спешат информировать об этом НПФ либо по незнанию, либо
получая за него негосударственную пенсию. Если же выплаты по пенсионному плану
клиента были пожизненными, а не срочными, прав на их получение после смерти
клиентов у родственников нет — средства должны идти в резерв НПФ. Расходы же на
переплату умершим клиентам, если они сняты с их счетов, фонды вынуждены
компенсировать из собственных средств. По оценке гендиректора НПФ
«ЛУКОЙЛ-Гарант» Дениса Рудоманенко, на переплаты
умершим клиентам НПФ направляли около 1 млрд руб. в год.
Для решения проблемы переплат на
счета умерших клиентов Банк России инициировал поправки к федеральному закону
«Об актах гражданского состояния» (см. “Ъ” от 26 июля). Регулятор считает
целесообразным предоставление фондам информации о смерти клиентов из единого
реестра данных ЗАГСа, который будет функционировать с
1 января 2018 года. Пока же фонды пытаются решить проблему другими путями. Так,
с августа текущего года в рамках системы межведомственного электронного
взаимодействия НПФ подключились к «сервисному концентратору МВД» — по запросу
там можно получить данные о достоверности паспорта клиента и факте смерти (см.
“Ъ” от 28 августа).
Такое взаимодействие ускоряет
процесс и снижает риски переплат, однако не решает проблему полностью. Поэтому
участники пенсионного рынка рассчитывают на положительную судебную практику.
«Ряд судебных решений в пользу фондов сделает процедуру возврата нормой»,— считает господин Рудоманенко.
Успешные разбирательства в пользу НПФ усилят их позицию в новых спорах, однако
не гарантируют полной победы. Вопросы взаимодействия банка и НПФ, отмечает
партнер Lidings Степан Гузей, в любом случае будут оставаться в судебной плоскости,
поскольку возврат денежных средств вне решения суда будет являться нарушением
законодательства о банковской деятельности.
Коммерсантъ
08.11.2017