ФНС и ЦБ совместным письмом
определили, как мегарегулятор будет через налоговые
органы подтверждать достоверность отчетности отдельных компаний. Применяться
такой подход будет в случае надзорных действий в отношении кредитной
организации, контроля за собственниками банков (владеющими более чем 10% акций),
контроля за некредитными финансовыми организациями, в
рамках противодействия инсайду и т. д. При этом Банк России, согласно документу,
вправе интересоваться достоверностью отчетности как самих поднадзорных, так и
клиентов банков. Проверить достоверность отчетности можно лишь в случае, если
сама компания дала налоговикам согласие на разглашение налоговой
тайны.
В письме отдельно указано, что
Банк России вправе запрашивать информацию о достоверности отчетности заемщиков
банков, если сумма кредита превышает 60 млн руб. или же сведения о заемщике
отражаются в формах отчетности банка «Данные о крупных ссудах» или «Данные о
концентрации кредитного риска». К направляемому в ФНС запросу Банк России должен
приложить отчетность, достоверность которой хочет установить.
На ответ ФНС отводится 10 дней. В
ФНС отметили, что достоверность отчетности можно подтвердить за любой период.
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе ФНС, «в согласии предусмотрена возможность
указания периода, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются
общедоступными. Налогоплательщик вправе указать любой период».
Особую важность письмо ЦБ имеет
именно в отношении проверки отчетности заемщиков банков. По оценкам участников
рынка, кредиты на сумму порядка 60 млн руб. берут компании с выручкой 400–500
млн в год, то есть попадающие под критерий малого бизнеса. «Сейчас подобное
согласие банки запрашивают в исключительных случаях,—
отметил собеседник “Ъ” в банке из топ-20.— Однако если ЦБ будет активно
интересоваться отчетностью заемщиков, его придется требовать на постоянной
основе». По словам другого собеседника “Ъ” из числа банкиров, Банк России и
ранее проверял по своим каналам через ФНС достоверность бухгалтерской отчетности
заемщиков. «Сейчас они фактически легализуют этот порядок, но существенно
расширяют сферу его применения»,— отмечает он. В ЦБ не
ответили на запрос “Ъ” о пояснении, в связи с чем потребовались подобные
изменения.
По мнению экспертов, основные
проблемы, с которыми могут столкнуться банкиры,—
проверка отчетности небольших компаний. По словам директора департамента
клиентского менеджмента Sberbank CIB Игоря Буланцева, с подтверждением достоверности отчетности крупных
заемщиков проблем не будет, эти компании в основном публичны и сами раскрывают
свою отчетность. «Сложности могут быть у организаций со сложной структурой
бизнеса или недавно организованных,— отмечает зампред
правления ОТП-банка Сергей Капустин.— У них может быть отчетность не до конца
прозрачная, и во время возможных проверок регулятора могут появляться
дополнительные вопросы».
По мнению экспертов, обмен
данными будет даже более полезен ФНС, чем ЦБ. «Крайне редки случаи, когда
финансовая отчетность компании лучше ее реального состояния,— отмечает собеседник “Ъ” в крупном банке.— Чаще
наоборот, вполне успешные и уверенные компании умышленно занижают показатели для
снижения налогов, тогда как банку показывают реальное финансовое положение». По
мнению юристов, главное — полностью формализовать процесс. «Обмен информацией
между ФНС и ЦБ получает юридический статус, полученная в рамках данного обмена
информация может быть представлена в качестве доказательства в суде»,— отмечает управляющий партер «Дмитрий Малеев и партнеры»
Дмитрий Малеев.
Коммерсантъ
19.10.2017