На главную Карта сайта
 
Все новости

16.10.2017 - События -  План конкуренции пока не указ. Кремль вернул правительству масштабные идеи ФАС России о ее развитии. Кремль вернул в Белый дом конфликтный проект указа президента о Национальном плане развития конкуренции, подготовленный ФАС. В администрации президента, как ранее и в правительстве и деловых кругах, высказали к документу массу нареканий: основная часть предложенных мер «запретительная и не направлена на развитие инвестиционной привлекательности и расширение участников рынка», а замечания не учтены, говорится в заключении АП.

В Белом доме, однако, рассчитывают переработать план и все же зафиксировать его президентским указом — это позволит включить развитие конкуренции в политическую повестку и придать этому направлению значимость, говорят чиновники.

 

В распоряжении “Ъ” оказалась переписка ФАС и администрации президента об одной из наиболее противоречивых инициатив главы антимонопольной службы Игоря Артемьева за последние годы — проекте указа президента о Национальном плане развития конкуренции, разработанном ФАС еще летом 2016 года.

 

Документ, если бы он был подписан Владимиром Путиным, резко расширил бы полномочия службы: в частности, она намеревалась контролировать разработку инвестпрограмм госмонополий, конкуренцию в импортозамещении, учитывать ее развитие при подготовке нормативных актов других ведомств, контролировать создание ГУПов и МУПов, принуждать крупный частный бизнес к закупкам у малого и снижать долю государства в экономике за счет его выхода из госкомпаний в конкурентных отраслях. Для этого ФАС добивалась права координировать свою деятельность с силовыми ведомствами через Генпрокуратуру, чтобы лучше отслеживать появление картелей на рынках.

 

Еще на стадии обсуждения документ вызвал массу нареканий со стороны бизнеса (см., например, “Ъ” от 2 и 7 ноября 2016 года). Развитие конкуренции само по себе не конечная цель органов власти, а средство стимулирования экономического роста, и в некоторых отраслях ее рост может «входить в противоречие с иными государственными задачами» — констатировали тогда в РСПП. В союзе возражали и против новых полномочий ФАС (ее ведущей роли в координации мероприятий плана), и против включения в борьбу за конкуренцию Генпрокуратуры. К декабрю 2016 года деловые объединения (РСПП и «Деловую Россию») поддержали и в Белом доме (см. “Ъ” от 6 декабря 2016 года) — основными оппонентами ФАС выступили Минэкономики, Минстрой и Минэнерго, полагавшие, что усиление полномочий службы нарушит регулирование профильных для них отраслей экономики и будет иметь отрицательный эффект на экономический рост. В итоге проекты президентского указа «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики» и Национального плана развития конкуренции на 2017–2018 годы были внесены в Белый дом с грифом «ДСП» и с серьезными разногласиями.

 

В процессе обсуждения проекта в АП перечень претензий к инициативе господина Артемьева существенно расширился. Нарекания Главного правового управления президента вызвал первый же пункт документа, предлагающий «считать активное содействие развитию конкуренции в РФ приоритетным направлением деятельности президента и правительства…». «Предложение представляется некорректным и подлежит исключению, поскольку направленность деятельности президента и правительства определена Конституцией»,— говорится в заключении ГПУ. Далее управление отмечает, что нацплан «преследует те же цели, что и документы стратегического планирования», но у него «отсутствует преемственность» с «программными документами, определяющими вектор развития антимонопольного регулирования». В управлении АП по применению информтехнологий и развитию электронной демократии прогнозировали «сложности при определении места проекта указа в системе правовых актов» и при применении его положений. В контрольном управлении АП указали ФАС на то, что с конкуренцией плохо и в отраслях, где нет госмонополий (как, например, в ЖКХ), предложив сосредоточиться на «формировании эффективной конкурентной среды и прозрачных механизмов тарифообразования на указанных рынках». Также в управлении возражали против запрета на приобретение государством частных компаний в конкурентных отраслях, настаивая на принятии таких решений исходя из их экономической целесообразности. В целом позицию АП кратко передает формулировка помощника президента Игоря Левитина: «Основная часть мер, предусмотренных проектом указа, запретительная и не направлена на развитие инвестиционной привлекательности и расширение участников рынка».

 

Отметим, что силовой блок ранее согласовал проект плана без разногласий. Летом ФАС даже рапортовала о промежуточном успехе — поручении Владимира Путина службе совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и Генпрокуратурой до 1 октября при необходимости создать специальный координационный орган по борьбе с картелями. Тогда же ФАС сообщила, что подготовила законопроект об альтернативной подследственности: сейчас картельные дела расследуют только органы внутренних дел, а при принятии законопроекта заниматься этим сможет любой правоохранительный орган, что угрожало резко расширить возможности злоупотреблений и использования тематик ФАС СК и ФСБ в конкурентной борьбе в том числе за рынки госзаказа.

 

О том, что в итоге разработка ФАС вернулась в правительство и указом президента в нынешнем виде оформлена не будет, источники “Ъ” в органах власти заговорили в конце сентября. Как следует из документов, обсуждению сложившейся ситуации было посвящено отдельное совещание у Дмитрия Медведева 28 сентября (формально Белый дом сообщал, что на нем Игорь Артемьев представил традиционно неутешительный доклад о развитии конкуренции в РФ в 2016 году). Однако, кроме того, к совещанию ФАС внесла в аппарат правительства пакет материалов «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в РФ» с неясным формальным статусом — по сути, это был переработанный проект президентского указа. Вопрос о том, какой статус теперь придать инициативе ФАС, отдельно рассматривался на совещании у Дмитрия Медведева, но окончательного решения, будет ли она зафиксирована постановлением или распоряжением правительства, тогда принято не было.

 

Отказ Кремля поддерживать сырой, но хотя бы формально проконкурентный проект ФАС последовал за другой неудачей правительства в этой сфере — поправки в законы о закупках госкомпаний и о контрактной системе, посвященные их «цифровизации» для повышения прозрачности, Белый дом не смог провести через Госдуму из-за противодействия госкомпаний, несмотря на прямое поручение президента. Теперь, по словам федерального чиновника, знакомого с ходом процесса, прорабатывается вариант обращения Белого дома к президенту с предложением все же зафиксировать проконкурентные идеи ФАС указом — в таком формате тема развития конкуренции станет уже политической повесткой. Для этого «Основные направления…», внесенные службой, будут перерабатываться — чтобы снять замечания АП. Вероятно, в процессе переработки правительство использует возможность включить в новую редакцию и ряд инициатив, которые оказалось неспособно реализовать в форме законопроектов. В самой ФАС вчера сообщили, что служба «продолжает работу над проектом указа президента». «Мы находимся в стадии согласования между правительством и администрацией президента»,— сказал “Ъ” представитель службы.

Коммерсантъ 16.10.2017

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group