Проект поправок к законопроекту
«О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых
организаций» НАПФ получила от Минфина в сентябре. В начале этой недели СРО НПФ
направила свои замечания в финансовое ведомство (оба документа есть у “Ъ”). Сам
законопроект в первом чтении утвержден Госдумой еще в 2014 году. Работа над ним
активизировалась в конце 2016 года после встречи президента Владимира Путина с
активистами «Общероссийского народного фронта». В последней редакции проекта
фронт работ института финансового уполномоченного серьезно расширяется:
предполагается, что помимо банков и страховщиков они будут разбираться с
жалобами граждан на НПФ, брокеров и целый ряд других представителей финрынка.
Финансовые омбудсмены будут в
досудебном порядке разбирать жалобы граждан на действия участников финрынка в связи с неисполнением или ненадлежащим
исполнением услуг. Участие в таком имущественном споре для гражданина будет
бесплатным. А в случае оспаривания или неисполнения решения омбудсмена финорганизацией служба также будет представлять интересы
гражданина в суде.
Реакция лоббистов НПФ на проект
оказалась крайне жесткой. По оценке НАПФ, речь идет о дублировании функций уже
действующих СРО, которые работают с жалобами потребителей и проверяют участников
рынка. При этом вызывают вопросы как компетенция будущих омбудсменов, так и
расчет сборов на финансирование работы новой службы. «Законопроект накладывает
существенные и при этом непрозрачные новые расходы на НПФ без какой-либо
гарантии, что спор клиента и фонда будет рассмотрен профессионально, непредвзято
и без существенных ошибок»,— пояснил президент НАПФ
Константин Угрюмов. Предельный размер сборов для НПФ, согласно проекту,
ограничен 0,25% от «объема вырученных средств от реализации финансовых услуг» в
год. «Если сравнивать это в частности с management
fee (фиксированное вознаграждение НПФ.— “Ъ”), который необходим фондам для поддержания
деятельности и обсуждается на уровне 0,75% от стоимости чистых активов, 0,25% —
слишком большая величина,— уверен гендиректор НПФ “Будущее” Николай Сидоров.—
Кроме того, допрасходы скажутся на доходности,
начисляемой на счета».
Участники рынка говорят и о
других рисках. «Мы видим условия для формирования практики “формальных
решений”»,— отмечает замгендиректора НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления» Иван
Евстифеев, отмечая, что у клиентов фондов уже есть «комплексный набор
инструментов защиты прав, включая внесудебные процедуры в СРО». Впрочем, пока
статистика не в пользу фондов. По итогам переходной кампании 2016 года ЦБ в пять
раз больше жалоб на действия НПФ, чем за три предыдущих года в целом (см. “Ъ” от
19 июля и 21 августа).
В ЦБ поддерживают проект закона:
«Клиент, как правило, является слабой стороной в споре с финансовой
организацией. Сфера применения законопроекта должна распространяться на все
сегменты финансового рынка, деятельность которых связана с предоставлением услуг
физическим лицам». Там уточнили, что внедрение института по секторам будет идти
поэтапно, работу НПФ затронет в последнюю очередь, а величина сборов будет
зависеть от количества споров и результатов. В частности, ЦБ готов финансировать
деятельность службы в течение первого года ее существования, чтобы участники
рынка «использовали это время для изменения процедур, уменьшив количество
споров».
Коммерсантъ
05.10.2017