Кроме того, выдвинуто предложение
о льготном налогообложении оборота ИС. Ряд экспертов ЦСР в особом мнении
предлагают считать институт ИС анахронизмом, сдерживающим развитие экономики
РФ.
Доклад о будущем системы ИС
подготовлен рабочей группой, в составе которой в основном были представители
структур, придерживающихся более или менее традиционных взглядов на этот
институт: «Роснано», «Сколково», Минобрнауки, ФРИИ, «Иннопрактики», Федеральной
службы по интеллектуальной собственности (ФСИС). Несмотря на это, авторы исходят
из традиционных для РФ крайне алармистских подходов к текущей системе
регулирования оборота ИС в стране, признавая нынешним лидером рынка ИС Китай,
предполагая патентную активность, оценки ИС в активах компаний и прочие
показатели этого ряда адекватной мерой описания текущей ситуации. «Особое
мнение» неназванных экспертов ЦСР, описывающих ИС как отмирающий в будущем
искусственный механизм доминирования крупных и активных на этом рынке экономик,
не описано, в докладе она лишь отмечается в расчете на «дальнейшую
дискуссию».
В докладе прямо констатируется,
что в России не сформировалась «культура работы с объектами интеллектуального
права», несмотря на все усилия в этой сфере, закончившиеся созданием ФСИС, и
основной краткосрочной (до 2019 года) идеей ЦСР является быстрое ее создание,
вплоть до популяризации (очевидно, на бюджетные средства) идей оборота ИС в
обществе. Весьма ценным в докладе между тем является постановка вопроса о
среднесрочных перспективах развития рынка ИС — в качестве принятой рабочей
версии описывается быстрая цифровизация объектов ИС и развитие в мире
автоматизированных систем их оборота без участия человека. Этот сценарий
предполагает достаточно быстрое (влияющее на основные индустрии до 2025 года)
продвижение технологий «Индустрии 4.0» и «цифровых фабрик», использующих
цифровые модели в производственном процессе. Неучастие государства в этих
процессах предсказуемо объявлено риском, на основании этого предлагается как
можно быстрее достроить систему оборота ИС в России, руководствуясь в том числе
идеями проекта IPNet Национальной технологической инициативы, создать
законодательную базу по взаимодействию будущих автоматизированных депозитариев
ИС с государственными реестрами, упростить систему патентования в
РФ.
Административной идеей доклада до
2019 года является централизация в одном федеральном органе исполнительной
власти всей госполитики в отношении ИС: исходя из того, что авторы в целом
критически относятся к высокой патентной активности университетов и научных
учреждений под контролем Минобрнауки, таким органом видится скорее
преобразованное ФСИС или подобная госструктура. Также срочными мерами
предлагается упрощение налогообложения оборота нематериальных активов, льготная
ставка в 5% по налогу на прибыль от оборота доходов от распоряжения результатами
интеллектуальной деятельности, упрощение патентования. Еще одна мера помимо
стандартных — субсидирование (в данном случае уместно говорить о спонсировании)
правовой охраны ИС российских субъектов за пределами России.
Долгосрочно же ЦСР предлагает
осуществить меры по созданию единой и стандартной для всей экономики «открытой
публичной частно-государственной сетевой технологической платформы», описание
которой довольно подробно с точки зрения того, что в ней должно присутствовать и
зачем она нужна (в частности, она объявлена фактором «вовлечения в продуктивную
экономику творческого потенциала нации» и «объединения “русского мира”»), но
довольно туманно в части предлагаемых механизмов ее создания. Альтернатива
программе — это помимо прочего и «развитие соответствующих платформ не на
территории России» — в докладе выглядит малоубедительной угрозой: российский
IT-рынок, пока главная в процессе развития ИС отрасль, весьма бурно развивается
в последние пять-шесть лет именно по этой модели, и реальных «катастрофических»
последствий уменьшения возможностей государства в этой сфере пока предъявить не
удается.
Коммерсантъ
02.10.2017