Авторы исследования (эксперты
нантской бизнес-школы Audencia Лайнус Симинг и Маша Бедендо, а также
научный сотрудник Цюрихского университета Эмилия
Гарсия-Аппендини) ставили своей целью «понять, как
принадлежность к какой-либо культуре влияет на решения финансового характера в
бизнесе». Исследователи подчеркивают, что в современном мире, когда основные
операции компании могут находиться в одной стране, ее штаб-квартира в другой, а
глава компании может быть даже с другого континента, довольно сложно вычленить
преобладание какого-либо культурного фактора в организации в
целом.
Для чистоты эксперимента авторы
обратились к региону Южный Тироль, где преобладает два народа — итальянского и
немецкого происхождения. Оба исповедуют католицизм, однако говорят на разных
языках, принадлежат к разным культурным традициям, а их дети имеют возможность
ходить в разные школы. Чтобы минимизировать фактор глобализации, был проведен
анализ деятельности 4003 компаний малого и среднего бизнеса, где работают в
основном местные жители.
Результаты показали довольно
четкое разделение в манере ведения бизнеса, в частности, принятия финансовых
решений.
В компаниях с преобладанием немцев больше
средств направляется на укрепление собственного капитала и меньше — на кредиты
другим компаниям или клиентам. В свою очередь, в итальянских компаниях кредитный
портфель создается заметно активнее, чем в немецких.
В компаниях, где преобладают
немцы, больше внимания уделяется налаживанию и поддержанию контактов формального
порядка, в том числе с государственными учреждениями и партнерами. Итальянские
же компании больше предпочитают деловые контакты неформального характера, чаще
нанимают сотрудников через личные связи, а не через кадровые агентства,
используют для займов и ссуд личные связи и т. д.
В компаниях с преобладанием
немецких топ-менеджеров отмечен больший размер самой компании и ее собственных
операций, чем в итальянских (усредненный условный показатель 14,1 пункта у
немцев по сравнению с 13,4 у итальянцев). В то же время в итальянских компаниях
общий размер активов выше, чем у немцев: 0,214 пункта по сравнению с 0,176. Это,
в частности, объясняется более активным ссуживанием
средств и оборотом денег. При этом операционная маржа у итальянцев ниже, чем в
немцев (0,234 пункта и 0,295 пункта).
Если говорить о гендерном
разнообразии, то преобладание мужчин на посту гендиректора очевидно и среди
немцев, и среди итальянцев. Однако у итальянцев перевес в сторону мужчин чуть
меньше, чем у немцев (0,848 по сравнению с 0,9).
При этом немцам удается дольше
сохранять свои компании. Усредненный условный показатель по возрасту компаний
составляет у них 16 пунктов по сравнению с 14,1 у итальянцев.
Исследователи перечисляют целый
ряд факторов, которыми вызваны такие различия в ведении бизнеса.
Большее предпочтение формальных
контактов среди немецких компаний они объясняют тем, что местные немцы несут в
себе заметное наследие Австро-Венгерской империи. Она славилась четкой работой
формальных организационных структур — государственных, деловых, финансовых и т.
д., при этом с высоким уровнем общественного доверия к таким структурам и
привычкой налаживания контактов и связей с их помощью.
Еще одним важным показателем
культурного различия является сам язык. Исследователи отмечают, что носители
языков, в которых формы будущего времени менее выражены или разнообразны
(например, немецкий или японский языки), склонны накапливать больше средств, чем
люди, которые говорят на языках с более развитыми и многообразными формами
будущего времени (например, английский, французский или итальянский
языки).
Авторы обратили внимание на
различие в этимологии слова «долг» в немецком и итальянском
языках.
По-немецки «долг, задолженность» — «Schuld». Среди других значений этого слова есть и такие как
«вина», «кабала». По-итальянски же «долг» («debito»)
означает просто «быть обязанным кому-то сумму денег».
А среди синонимов есть и «доля в
бизнесе».
Подводя итог, авторы отмечают,
что различия не мешают плодотворному сотрудничеству немецких и итальянских
компаний. Экономическое развитие региона Южный Тироль находится примерно на
уровне других регионов развитых стран Европы.
«Разные культуры дополняют друг
друга. Единый подход к регулированию не всегда работает в равной мере, поэтому
регуляторам и политикам необходимо учитывать культурные различия. Кроме того, в
вопросах финансового образования необходимо уделять больше внимания культурным
особенностям населения»,— призывают авторы.
Коммерсантъ
23.09.2017