Вчера в Госдуме состоялся первый
круглый стол, посвященный передаче полномочий регулирования рынка аудита ЦБ. В
рамках него руководитель департамента по корпоративному управлению ЦБ Елена
Курицына объявила, что 18 сентября проект по реформе отрасли был согласован
первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Глава думского комитета по финансовому
рынку Анатолий Аксаков отметил, что ожидает внесения проекта в Госдуму на этой
неделе.
Пожелания участниками рынка были
высказаны самые различные. Глава СРО РСА Людмила Козлова попросила расширить
критерии обязательности аудита в соответствии с предложениями, обсуждавшимися
ранее (см. “Ъ” от 30 августа). Председатель комитета по финансовым услугам
«Деловой России» Галина Изотова предрекла смерть аудита в регионах (где в итоге
реформы может не остаться удовлетворяющих критериям) и попросила ЦБ выработать
меры поддержки в защиту региональных аудиторов. Глава АПР Владимир Гусаков
попросил разрешить совместительство в аудите, которое фактически запрещает
проект, так как аудит — вещь сезонная, и многие вне сезона работают
преподавателями, бухгалтерами и т. д. Его поддержала глава СРО ААС Ольга Носова,
при этом дополнительно подняв вопрос об изменении критериев численности членов
СРО — перейти от количественных показателей к долям рынка. По словам
руководителя департамента аудиторских услуг КПМГ Кирилла Алтухова, необходимо
пересмотреть многие элементы, которые могут быть переданы в СРО,— и внешний
контроль качества, и аттестацию, и методическую работу.
Депутаты обещали учесть мнение
рынка, но попросили участников встречи представить дополнительные аргументы
(цифры, статистику и пр.). Елена Курицына как представитель ЦБ от комментариев
по данным вопросам воздержалась.
Кроме того, в рамках круглого
стола была высказана позиция крупнейших игроков аудиторского рынка о
необходимости создания независимого органа, куда аудиторы смогут обратиться за
защитой в случае несогласия с вынесенными в их адрес предписаниями ЦБ. Данный
вопрос поднял Кирилл Алтухов. Поддержал эту идею и вице-президент ФБК Grant
Tornton Алексей Терехов, отметив, что в проекте заложен механизм жесткого
конфликта между регулятором и аудиторами. Например, по прочим видам работ не
предусмотрен уровень существенности, и фактически неотраженные незначительные
факты в заключении могут поставить вопрос о его недостоверности. «Например, если
при сообщении в Росфинмониторинг банк ошибся кодом подозрительной операции или
же аудитор не отразил предписание пожарной службы»,— отметил он.
Впрочем, этот вопрос остался
открытым. Инициативу поддержал и Анатолий Аксаков, отметивший, что аудитору
необходима возможность защитить себя. Например, в отношении банков ЦБ выносит
предписания, которые имеют гриф ДСП. И аудитор по логике должен раскрыть эту
информацию, но не вправе. И раскрытие, и сокрытие этой информации неизбежно
приведут к конфликту интересов, отметил господин Аксаков.
ЦБ же выступил жестко против
какого-либо независимого органа. «Вы можете себе представить, чтобы те же
банковские ассоциации отменяли предписание ЦБ»,— возмутилась Елена Курицына. Она
на цифрах проиллюстрировала, почему регулятор настаивает на усилении контроля и
надзора за аудиторами. Так, по отозванным за 2015–2017 годы лицензиям у банков
было выдано 267 заключений, из которых 227 — немодифицированны (без оговорок.—
“Ъ”). В отношении 71 заключения требуется проверка достоверности заключения. По
страховым организациям немодифицированные заключения в 76% случаев, по НПФ — в
91%, по УК — в 100%. При этом результативность проверок аудиторами СРО
составляет всего 7%.
Коммерсантъ
20.09.2017