Как сообщили “Ъ” в «Открытом
правительстве», проектный комитет реформы КНД на заседании под руководством
господина Абызова одобрил ряд решений по дальнейшим
изменениям этой сферы. Среди них — детали наиболее видимой части реформы КНД:
введение в практику «чек-листов» проверок, стандарт профилактики нарушений
обязательных требований — и три «дорожные карты» по сокращению избыточных и
устаревших требований законодательства.
По словам Михаила Абызова, первая партия «чек-листов» будет запущена 1
октября. Применять их будут, в частности, МЧС и Роспотребнадзор, которые, как сообщил министр, уже
«декомпозировали» типовые листы по видам проверяемой деятельности: для торговли,
общепита, парикмахерских и т. п. До 15 декабря в бланки можно будет через
Общественно-деловой совет по реформе КНД (ОДС) и Минюст вносить изменения и
дополнения — вторая серия «чек-листов» будет запущена 1 января. Обязательными же
при проверках для всех ведомств они станут с 1 июля 2018 года. До этого
аналитический центр при правительстве будет ежемесячно изучать их применение, в
том числе на предмет наличия в них устаревших и избыточных требований (подробнее
см. “Ъ-Онлайн”).
Принятие Стандарта профилактики
обязательных требований — история более долгосрочная: это объемный документ,
регламентирующий сейчас второстепенную для контролирующих органов деятельность.
В рамках концепций риск-ориентированного надзора и практики «умного
регулирования» профилактика признается не менее важной, чем сам контроль
обязательных требований. Стандарт (проект есть у “Ъ”) включает в себя множество
новаций, для исполнения которых органам власти, например, будет рекомендовано
создать пост замглавы ведомства по профилактике нарушений. Одним из инструментов
контроля за профилактической работой будет рейтинг эффективности
контрольно-надзорных органов — его будет составлять аналитический
центр.
Для бизнеса стандарт интересен
несколькими аспектами. В первую очередь он требует от ведомств активной
коммуникации с объектами надзора вне рамок собственно КНД, в том числе в ходе
консультаций и обязательных публичных мероприятий (сейчас эту функцию исполняют
в основном коммерческие семинары). Стандарт требует предостерегать бизнес от
возможности нарушения обязательных требований вместо внеплановых проверок (и
ставит возможность последних в зависимость от реакции на предостережения).
Обязательной станет и разработка процедуры досудебного урегулирования споров
(сейчас полностью реализована только в ФНС, находящейся вне периметра КНД), и
системы скидок по вовремя оплаченным штрафам (от трети до половины при оплате
штрафа в течение 20 дней). Также крайне важна рекомендация по созданию поощрений
— «пряников» в дополнение к кнуту КНД. В их числе и публичные репутационные статусы компаний, и «белые списки», попадание
в которые может открыть доступ к упрощенному контролю и отчетности. Отметим,
реализация систем поощрения, как и в целом исполнение стандарта, может
варьироваться в ведомствах (стандарт в целом довольно гибок), а доведение их до
совершенства, видимо, займет годы.
Коммерсантъ
15.09.2017