В 2016 году налоговые реформы в
странах ОЭСР в основном были ориентированы на повышение инвестиционной
привлекательности стран на фоне сохранения низких темпов экономического роста,
говорится в докладе организации. В среднем в развитых странах прогнозируется
снижение сборов налога на прибыль и НДФЛ при росте налогов на
потребление.
Нагрузка на трудовые доходы
постепенно снижается с 2013 года, указывают авторы доклада. Так, снижение ставок
налога на доходы физлиц касалось в первую очередь низких и средних доходов (в
среднем на эту категорию приходится 24% налоговых сборов, тогда как на соцвзносы, уплачиваемые работодателями,— еще 26%). Реформы в этой области проводились
в Австрии, Бельгии и Нидерландах (выше всего доля НДФЛ и соцвзносов в Австрии, Германии, США и Швеции — более 60%
сборов). В среднем в ОЭСР человек, получающий среднюю по стране зарплату и не
имеющий семьи, заплатит в виде налогов 36% своего дохода. Однако база для соцвзносов сокращается по мере увеличения численности самозанятых и частично занятых работников. Это ставит под
угрозу финансирование социальных обязательств, отмечают в ОЭСР, предлагая
тратить на это поступления от других налогов. Несколько стран, включая
Люксембург, также повышали и налоги на дивиденды и процентные доходы, тогда как
Ирландия снижала такую нагрузку, а самая масштабная реформа была проведена в
Нидерландах (введена норма номинального возврата на активы)
На корпоративные налоги в среднем
приходится всего 8,8% сборов (максимум — 23,7% — в Чили), причем в долях ВВП
показатель так и не восстановился до докризисного уровня. Всего восемь стран,
включая Японию, Испанию, Норвегию и Израиль, снижали ставки налога на прибыль (в
среднем на 2,7%), и только Чили и Словения повышали. Тенденция к снижению
базовых ставок продолжается уже более 15 лет — в 2000 году они в среднем
составляли 32,2%, в 2016-м — 24,7%. Прочие изменения в основном касались льгот
для малого и среднего бизнеса и инновационных компаний. В то же время страны
расширяют налоговую базу за счет сужения возможностей для применения вычетов, в
частности, связанных с расходами на уплату процентов.
Лидером же по объему сборов
остаются налоги на потребление, в частности — НДС (6,8% ВВП или 20,1% сборов). В
сравнении с 2010 годом сборы выросли в 26 из 34 стран ОЭСР, применяющих НДС, а
средняя ставка увеличилась на 1,5% до 19,2%. Однако после 2015 года фокус
сместился на повышение собираемости налога, так как увеличение ставок дает
преимущество домохозяйствам с более высокими доходами, отмечается в докладе. Все
чаще страны прибегают и к повышению акцизов на товары, несущие вред здоровью, в
частности на табак. Но и здесь сохраняются существенные различия — так,
повышение акцизов на автомобильный бензин не распространяется на другие виды
транспорта, указывают в ОЭСР.
Коммерсантъ
14.09.2017