Сегодня на заседании рабочего
органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине планируется рассмотреть
проект поправок к закону «Об аудиторской деятельности» (есть в распоряжении “Ъ”)
относительно смены регулятора отрасли и реформы рынка в целом. Напомним, что
переход контроля за рынком от Минфина к ЦБ обсуждается с конца прошлого года.
Будущий регулятор отрасли неоднократно высказывал претензии к качеству аудита
подотчетных ему игроков. Поэтому неудивительно, что наиболее жестким в проекте
поправок оказался подход ЦБ к регулированию аудиторов банков. Им придется
работать в постоянном тесном сотрудничестве. Так, регулятор обозначил право в
любой момент запросить аудиторов о фактах завышения клиентами стоимости активов,
системе управления рисками и несоблюдении нормативов. Аудитор будет обязан
ответить на такой запрос в течение 20 рабочих дней. Также аудиторы будут вправе
(хотя пока не обязаны) поставить Банк России в известность о наличии у клиента
обстоятельств, которые могли бы быть использованы для применения мер банковского
надзора, контроля в сфере финрынков, корпоративных
отношений. В свою очередь, участники рынка тоже вправе обратиться в ЦБ за
уточнением о наличии предписаний у банка или соответствии системы рисков
требованиям регулятора, однако Банк России оставляет за собой право не отвечать
на запрос, если подобную информацию не сообщал самому банку.
Появились в проекте поправок к
закону и неожиданные новации — например, понятие «ОЗО» (общественно значимая
организация), к которым ЦБ отнес все интересные ему субъекты (ПАО, банки, НПФ,
чьи ценные бумаги торгуются на бирже и т. д.). К их аудиту будут допускаться
лишь компании с семью аудиторами в штате (а с 2023 года — уже двенадцатью)
только по реестру ЦБ. Для всех остальных, кто не проверяет ОЗО, будет требование
— три аудитора в штате по основному месту работы.
Впрочем, в новой редакции
поправок есть и некоторые смягчения. Например, ЦБ решил не отказываться от
аудита «по критериям», то есть в зависимости от величины выручки (более 400 млн
руб.) или активов (более 60 млн руб.). Однако требования изменились: аудит будет
необходим при выполнении двух из трех критериев за два последующих года —
выручка от 800 млн руб., суммарная стоимость активов от 400 млн руб.,
численность работников — от 100 человек. В качестве послаблений ЦБ отказался от
требования к аудиторам иметь в штате актуария. Ну и наконец, позитивным для
рынка можно считать поэтапное вступление в силу положений законопроекта.
Надзорную функцию ЦБ получит с 2019 года, реестр аудиторов ОЗО будет опубликован
ЦБ к концу 2018 года, компании, относящиеся к ОЗО, должны найти аудитора по
критериям, начиная с отчетности за 2019 год.
Аудиторы шокированы проектом
реформы. Так, в СРО РСА намерены отстоять ряд моментов. «Я против формулировки
“два критерия из трех”, поскольку, на мой взгляд, соответствие одному из них —
уже основание для обязательного аудита»,— отметила
глава СРО ААС Ольга Носова. Серьезным ударом реформа станет для аудиторов—малых
предприятий, считает глава Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и
финансовых работников Леонид Блинков, ведь большинство специализируются на
аудите общественно значимых хозяйственных субъектов (доступ к которым будет
перекрыт) и на аудите по критериям, где рынок будет сокращен.
Аудиторы банков, в свою очередь,
оказались озадачены предлагаемым форматом взаимодействия с ЦБ относительно
обмена информацией. «Меня в “праве” во взаимоотношениях с ЦБ смущает, например,
наше право запросить ЦБ о выполнениях нормативов и право ЦБ не ответить»,— рассуждает замглавы компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. Кроме того, продолжает она,
непонятно затребование информации о нарушении тех же нормативов или завышении
стоимости активов в любой момент. «Если проверка не завершена, то и мнение свое
аудитор еще не может сформировать — нет полной картины, а если завершена, то все
есть в заключении»,— резюмирует она. В ЦБ вчера
комментировать законопроект отказались.
Коммерсантъ
05.09.2017