На главную Карта сайта
 
Все новости

05.09.2017 - События -  Банк России примеряется к аудиту. Реформа рынка пройдет по жесткому сценарию. Действующий и будущий регуляторы отрасли — Минфин и ЦБ России — согласовали проект реформы аудита в России. Минфин настоял на смягчении ряда положений, в то же время Банк России ужесточил подход по тем вопросам, которые ранее не обсуждались. Сложнее всего придется аудиторам банков — качество именно их работы вызвало в последнее время ряд серьезных претензий ЦБ.

Сегодня на заседании рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине планируется рассмотреть проект поправок к закону «Об аудиторской деятельности» (есть в распоряжении “Ъ”) относительно смены регулятора отрасли и реформы рынка в целом. Напомним, что переход контроля за рынком от Минфина к ЦБ обсуждается с конца прошлого года. Будущий регулятор отрасли неоднократно высказывал претензии к качеству аудита подотчетных ему игроков. Поэтому неудивительно, что наиболее жестким в проекте поправок оказался подход ЦБ к регулированию аудиторов банков. Им придется работать в постоянном тесном сотрудничестве. Так, регулятор обозначил право в любой момент запросить аудиторов о фактах завышения клиентами стоимости активов, системе управления рисками и несоблюдении нормативов. Аудитор будет обязан ответить на такой запрос в течение 20 рабочих дней. Также аудиторы будут вправе (хотя пока не обязаны) поставить Банк России в известность о наличии у клиента обстоятельств, которые могли бы быть использованы для применения мер банковского надзора, контроля в сфере финрынков, корпоративных отношений. В свою очередь, участники рынка тоже вправе обратиться в ЦБ за уточнением о наличии предписаний у банка или соответствии системы рисков требованиям регулятора, однако Банк России оставляет за собой право не отвечать на запрос, если подобную информацию не сообщал самому банку.

 

Появились в проекте поправок к закону и неожиданные новации — например, понятие «ОЗО» (общественно значимая организация), к которым ЦБ отнес все интересные ему субъекты (ПАО, банки, НПФ, чьи ценные бумаги торгуются на бирже и т. д.). К их аудиту будут допускаться лишь компании с семью аудиторами в штате (а с 2023 года — уже двенадцатью) только по реестру ЦБ. Для всех остальных, кто не проверяет ОЗО, будет требование — три аудитора в штате по основному месту работы.

 

Впрочем, в новой редакции поправок есть и некоторые смягчения. Например, ЦБ решил не отказываться от аудита «по критериям», то есть в зависимости от величины выручки (более 400 млн руб.) или активов (более 60 млн руб.). Однако требования изменились: аудит будет необходим при выполнении двух из трех критериев за два последующих года — выручка от 800 млн руб., суммарная стоимость активов от 400 млн руб., численность работников — от 100 человек. В качестве послаблений ЦБ отказался от требования к аудиторам иметь в штате актуария. Ну и наконец, позитивным для рынка можно считать поэтапное вступление в силу положений законопроекта. Надзорную функцию ЦБ получит с 2019 года, реестр аудиторов ОЗО будет опубликован ЦБ к концу 2018 года, компании, относящиеся к ОЗО, должны найти аудитора по критериям, начиная с отчетности за 2019 год.

 

Аудиторы шокированы проектом реформы. Так, в СРО РСА намерены отстоять ряд моментов. «Я против формулировки “два критерия из трех”, поскольку, на мой взгляд, соответствие одному из них — уже основание для обязательного аудита»,— отметила глава СРО ААС Ольга Носова. Серьезным ударом реформа станет для аудиторов—малых предприятий, считает глава Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков, ведь большинство специализируются на аудите общественно значимых хозяйственных субъектов (доступ к которым будет перекрыт) и на аудите по критериям, где рынок будет сокращен.

 

Аудиторы банков, в свою очередь, оказались озадачены предлагаемым форматом взаимодействия с ЦБ относительно обмена информацией. «Меня в “праве” во взаимоотношениях с ЦБ смущает, например, наше право запросить ЦБ о выполнениях нормативов и право ЦБ не ответить»,— рассуждает замглавы компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. Кроме того, продолжает она, непонятно затребование информации о нарушении тех же нормативов или завышении стоимости активов в любой момент. «Если проверка не завершена, то и мнение свое аудитор еще не может сформировать — нет полной картины, а если завершена, то все есть в заключении»,— резюмирует она. В ЦБ вчера комментировать законопроект отказались.

Коммерсантъ 05.09.2017

 

 

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group