Двухдневный семинар для
руководства национальных налоговых органов, международных организаций и
IT-компаний проводится ФНС для ОЭСР и IOTA с 30 августа по 1 сентября. Тема
мероприятия формально довольно узкая — это клиентоориентированный дизайн и разработка мобильных
приложений в налоговом администрировании. Впрочем, сама по себе тема, видимо,
является наиболее конъюнктурно важной во взаимодействиях между налоговыми
органами и налогоплательщиками: массовый переход на мобильные приложения
потребителя — реальность, и наиболее развитые налоговые администрации в мире уже
обязаны учитывать этот тренд в своей работе. Семинар необычно представителен, на
нем работают представители 35 стран. IOTA, координирующая в том числе работу
налоговых служб стран ЕС, представлена главой организации Силвой Пинту, ОЭСР — главой форума организации по налоговому
администрированию (FTA) Питером Грином.
Ключевой доклад в открытие
семинара представил глава ФНС Михаил Мишустин. В
случае с Россией хостинг мероприятия не формальность. В
рамках ОЭСР сформирован неформальный клуб технологически наиболее передовых
налоговых администраций мира — Брисбенский клуб, в
него входят сейчас Россия, Сингапур, Канада и Австралия. Россия в рамках FTA
OECD ведет основной проект, посвященный теме семинара — разработкам по цифровым
услугам и цифровым каналам доставки, а наибольший интерес к мероприятию вызван
именно российским опытом цифровизации налоговой
службы. По словам Михаила Мишустина, вчера он
демонстрировал работу основных элементов российской экосистемы налогового
администрирования — АСК НДС-2, систему онлайн-касс, системы маркировки товаров
RFID-метками (рынок меха) и QR-кодами (фармрынок),
электронные офисы налогоплательщиков на сайте ФНС.
В большинстве стран мира
аналогичных сервисов с такой функциональностью пока не существует, и это в целом
существенная проблема, поскольку часть обсуждения семинара посвящена
кросс-связям и доступности электронных налоговых сервисов для компаний в другой
юрисдикции. ФНС представила на семинар сервисы, созданные для работы иностранных
компаний в РФ, реализующих электронные услуги или контент,— с января 2017 года такие компании обязаны
регистрироваться в РФ и платить НДС, ФНС создала для них специальный НДС-офис, в
том числе полнофункциональный «Личный кабинет иностранной организации» на своем
сайте. Пока это довольно небольшая часть работы ФНС, таких налогоплательщиков в
РФ 121. Среди резидентов РФ в личных кабинетах налогоплательщиков
зарегистрировано 25,8 млн физлиц (то есть порядка четверти населения в
трудоспособном возрасте), 770 тыс. индивидуальных предпринимателей и 485 тыс.
юрлиц. Это тем не менее создает возможность уже сейчас
говорить о перспективах полного перехода налогоплательщиков к такого рода
сервисам: обычно эти процессы, в России пришедшиеся на
2014–2017 годы, в дальнейшем идут взрывообразно в течение нескольких лет. В
ближайшие годы они будут прирастать в том числе перемещением работы в мобильные
приложения.
Михаил Мишустин на семинаре представил свежие данные по налоговым
сборам, демонстрирующие, что рост сборов ФНС за первое полугодие 2017 года (5,2
трлн руб., рост 33% год к году) в значительной части обязан изменениям в
администрировании, в том числе его цифровизации. Рост
собираемости социальных сборов, администрируемых ФНС,—
7,5% год к году, продолжается рост собираемости НДС выше ожиданий (7,2% роста
год к году), сбор налогов с собственности вырос на 15%. Лишь рост сборов
сырьевых налогов на 40% полноценно объясняется изменением сырьевых цен, в прочих
составляющая улучшения администрирования заметна.
Коммерсантъ
31.08.2017