Владимир Путин поручил ФАС
совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и Генпрокуратурой до 1 октября при
необходимости создать специальный межведомственный координационный орган по
борьбе с картелями. Ответственному за выполнение этого поручения главе ФАС Игорю
Артемьеву также предстоит разработать межведомственную программу антикартельной
работы. Правительству, в свою очередь, поручено в этот же срок усовершенствовать
информационное взаимодействие ФАС с коллегами по Белому дому и хозяйствующими
субъектами «для оперативного реагирования на нарушения законодательства» при
заключении антиконкурентных соглашений. Белый дом
должен также подготовить и внести в Госдуму законопроекты, направленные на
выявление и пресечение картелей, а также на ужесточение уголовной и
административной ответственности за такую деятельность.
«Необходимость создания координационного
органа будет только рассматриваться»,— сообщил вчера
замглавы службы Андрей Цариковский. Желание ФАС более
плотно подключить силовиков к антикартельной борьбе он объясняет тем, что
«современные картели становятся все более изощренными и труднодоказуемыми. Ушли в прошлое бумажные договора и
коллективные собрания — сговоры реализуются в электронном пространстве.
Разоблачить преступные договоренности, достигнутые посредством цифровых
технологий, без инструментов и методов правоохранительных органов крайне
трудно». «В рамках наших полномочий — только привлечение к административной
ответственности, что зачастую не имеет должного сдерживающего эффекта. Особо
циничные компании платят штрафы и идут нарушать дальше. Для таких нужна
уголовная ответственность, а к ней привлекают правоохранители,— сетует чиновник.— К сожалению, за три года
уголовных дел по ним возбуждено всего десять: шесть в 2014-м, одно в 2015-м и
три в 2016-м».
Координация работы ФАС с силовыми
ведомствами для борьбы с картелями, которые в службе считают одной из основных
угроз экономике, внесена в План развития конкуренции — его проект служба внесла
в Белый дом еще в конце прошлого года (см. “Ъ” от 6 декабря 2016 года).
Актуальность проблемы в ФАС иллюстрировали ростом числа картельных дел на 18% за
2016 год (330 против 282 годом ранее). При этом за год почти на 30%, по мнению
ФАС, увеличилось число картелей при торгах. В службе подчеркивали, что картели с
целью поддержания цен на торгах «видоизменились качественно»: до 2014 года в
деятельности картелей принимали участие не более 10–20 хозяйствующих субъектов,
а их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур; в
2015–2016 годах такие соглашения исчислялись уже десятками, количество торгов,
охваченных тем, что ФАС считает антиконкурентным сговором,— тысячами.
Хотя стандартно ФАС ставит на
усиление экономических мер по борьбе с картельными сговорами (это происходит и
сейчас — см. “Ъ-Онлайн”), а попытка службы координировать свою работу с
силовиками — отнюдь не первая, августовский проект ФАС выглядит потенциально
действенным. ФАС подготовила законопроект об альтернативной подследственности: сейчас картельные дела расследуют только
органы внутренних дел, а при принятии законопроекта сможет любой
правоохранительный орган, обнаруживший нарушение, сообщили вчера “Ъ” в службе.
Возможность для СК и ФСБ помимо МВД возбуждать «антимонопольные» дела резко
расширит возможности злоупотреблений и искусственного использования тематик ФАС
для конкурентной борьбы, в том числе на рынке госзаказа.
Сами участники рынка, против
которых ФАС возбуждала антикартельные дела, признавались (см. “Ъ” от 17 августа
2016 года), что бизнес зачастую вынужден заранее договариваться о распределении
подрядов между несколькими фирмами именно из-за сложившейся в последние годы
практики укрупнения госзаказов. Так, предприниматели, работающие на региональных
рынках, заявляют, что иначе не могут конкурировать с федеральными подрядчиками и
вынуждены быть субподрядчиками последних.
Коммерсантъ
09.08.2017