На главную Карта сайта
 
Все новости

09.08.2017 - События -  Противокартельный сговор. ФАС, МВД, ФСБ и Генпрокуратура России объединят антимонопольные усилия. Президент Владимир Путин поручил ФАС России создать совместно с МВД, ФСБ и Генпрокуратурой орган по борьбе с картелями. Идея силовой борьбы с картелями в последние годы становится все более популярной в антимонопольном ведомстве. Помимо включения этого направления в проект Национального плана развития конкуренции, ФАС выступает за ужесточение наказаний за антиконкурентное поведение на торгах и скидки на штрафы для участников, «сдавших» организатора сговора. Наиболее спорной частью проекта является инициатива ФАС дать право возбуждать «картельные» дела не только в МВД, но и в СК и ФСБ.

Владимир Путин поручил ФАС совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и Генпрокуратурой до 1 октября при необходимости создать специальный межведомственный координационный орган по борьбе с картелями. Ответственному за выполнение этого поручения главе ФАС Игорю Артемьеву также предстоит разработать межведомственную программу антикартельной работы. Правительству, в свою очередь, поручено в этот же срок усовершенствовать информационное взаимодействие ФАС с коллегами по Белому дому и хозяйствующими субъектами «для оперативного реагирования на нарушения законодательства» при заключении антиконкурентных соглашений. Белый дом должен также подготовить и внести в Госдуму законопроекты, направленные на выявление и пресечение картелей, а также на ужесточение уголовной и административной ответственности за такую деятельность.

 

 «Необходимость создания координационного органа будет только рассматриваться»,— сообщил вчера замглавы службы Андрей Цариковский. Желание ФАС более плотно подключить силовиков к антикартельной борьбе он объясняет тем, что «современные картели становятся все более изощренными и труднодоказуемыми. Ушли в прошлое бумажные договора и коллективные собрания — сговоры реализуются в электронном пространстве. Разоблачить преступные договоренности, достигнутые посредством цифровых технологий, без инструментов и методов правоохранительных органов крайне трудно». «В рамках наших полномочий — только привлечение к административной ответственности, что зачастую не имеет должного сдерживающего эффекта. Особо циничные компании платят штрафы и идут нарушать дальше. Для таких нужна уголовная ответственность, а к ней привлекают правоохранители,— сетует чиновник.— К сожалению, за три года уголовных дел по ним возбуждено всего десять: шесть в 2014-м, одно в 2015-м и три в 2016-м».

 

Координация работы ФАС с силовыми ведомствами для борьбы с картелями, которые в службе считают одной из основных угроз экономике, внесена в План развития конкуренции — его проект служба внесла в Белый дом еще в конце прошлого года (см. “Ъ” от 6 декабря 2016 года). Актуальность проблемы в ФАС иллюстрировали ростом числа картельных дел на 18% за 2016 год (330 против 282 годом ранее). При этом за год почти на 30%, по мнению ФАС, увеличилось число картелей при торгах. В службе подчеркивали, что картели с целью поддержания цен на торгах «видоизменились качественно»: до 2014 года в деятельности картелей принимали участие не более 10–20 хозяйствующих субъектов, а их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур; в 2015–2016 годах такие соглашения исчислялись уже десятками, количество торгов, охваченных тем, что ФАС считает антиконкурентным сговором,— тысячами.

 

Хотя стандартно ФАС ставит на усиление экономических мер по борьбе с картельными сговорами (это происходит и сейчас — см. “Ъ-Онлайн”), а попытка службы координировать свою работу с силовиками — отнюдь не первая, августовский проект ФАС выглядит потенциально действенным. ФАС подготовила законопроект об альтернативной подследственности: сейчас картельные дела расследуют только органы внутренних дел, а при принятии законопроекта сможет любой правоохранительный орган, обнаруживший нарушение, сообщили вчера “Ъ” в службе. Возможность для СК и ФСБ помимо МВД возбуждать «антимонопольные» дела резко расширит возможности злоупотреблений и искусственного использования тематик ФАС для конкурентной борьбы, в том числе на рынке госзаказа.

 

Сами участники рынка, против которых ФАС возбуждала антикартельные дела, признавались (см. “Ъ” от 17 августа 2016 года), что бизнес зачастую вынужден заранее договариваться о распределении подрядов между несколькими фирмами именно из-за сложившейся в последние годы практики укрупнения госзаказов. Так, предприниматели, работающие на региональных рынках, заявляют, что иначе не могут конкурировать с федеральными подрядчиками и вынуждены быть субподрядчиками последних.

Коммерсантъ 09.08.2017

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group