После долгих согласований
правительственный законопроект о введении в рамках банкротства новой процедуры —
реструктуризации долгов — внесен в Госдуму. Минэкономики начало разрабатывать
эти поправки еще в середине 2015 года, ориентируясь, в частности, на
американский опыт применения единых процедур реабилитации
компаний.
В пояснительной записке к
документу отмечается, что сейчас механизмы реабилитационных процедур (финансовое
оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение с кредиторами) редко
заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Как ранее отмечал
“Ъ”, в последнем десятилетии чаще всего финансовое оздоровление применялось в
2010–2012 годах — в 2011 году семь из 94 случаев введения этой процедуры
оказались успешными (см. “Ъ” от 20 апреля).
Согласно законопроекту, должник
или кредитор сможет подать в арбитражный суд не только заявление о признании
должника банкротом, но и о введении процедуры реструктуризации долгов. По
результатам рассмотрения этих заявлений допускается введение ликвидационной или
реабилитационной процедуры без применения наблюдения. В случае введения
реабилитационной процедуры должник будет обязан представить план
реструктуризации — свои версии плана также могут предложить, например,
кредиторы, антикризисный управляющий и учредитель должника. Среди мер, которые
могут быть предусмотрены в плане,— конвертация
требований кредиторов в акции или размещение дополнительного выпуска акций.
Порядок управления должником в ходе реструктуризации также фиксируется в плане —
например, образование двух единоличных исполнительных органов должника (один
избирается учредителями должника, второй — собранием кредиторов). План
реструктуризации рассчитан на срок до четырех лет, но по решению собрания
кредиторов он может быть продлен — максимум на тот же срок.
Как пояснили “Ъ” в Минэкономики,
внесенная в Госдуму версия законопроекта стала более консервативной — он
предусматривает уже не замену финансового оздоровления и внешнего управления
одной новой процедурой (как это было в ранних версиях документа), а сохранение
всех существующих процедур и их дополнение реструктуризацией. Кроме того, из
документа исчезло деление кредиторов на классы, а также положение о введении
реструктуризации против воли большинства кредиторов. «Именно эти нормы вызывали
существенные возражения на различных этапах обсуждения»,— пояснили в министерстве.
По словам председателя совета
директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуарда Олевинского, сегодня основная проблема, мешающая
оздоровлению должника,— вводимая априори процедура
наблюдения длительностью от четырех месяцев до де-факто полутора лет. «К моменту
выбора реабилитационной процедуры бизнес должника скорее мертв, чем жив,— этим и обуславливается подавляющее большинство процедур
конкурсного производства»,— говорит он. Поэтому, добавляет господин Олевинский, введение реабилитационной процедуры в самом
начале дела о банкротстве — «это, пожалуй, самое важное и необходимое
изменение».
Как отмечает партнер юридической
фирмы ЮСТ Александр Боломатов, реабилитирующие
процедуры сейчас встречаются, но используются они редко — как правило, для
затягивания процесса. Разработку новой процедуры реструктуризации он называет
правильной: «Закон о банкротстве зачастую используется как бульдозер, который
все рушит, а ему нужно придать еще и хирургические функции». При этом господин
Боломатов предупреждает, что в банкротство нередко
попадают компании «с такими долгами, что никакая реструктуризация их не
спасет».
Коммерсантъ
03.08.2017