Документ под названием «Основные
направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин составил впервые. Ранее три проекта
представлялись по отдельности, но в марте этого года под нажимом Госдумы,
которая захотела видеть полную картину минфиновских планов, в Бюджетный кодекс
была внесена поправка о едином документе. Проект «Направлений» депутаты обсудят
на слушаниях 18 июля. Ранее свои планы Минфин представлял в мае — в начале
верстки бюджета. В этом году ситуация иная: бюджетные проектировки 2018–2020
годов уже утверждены правительством (см. “Ъ” от 29 июня), а обсуждение
«Направлений» еще не началось.
Возможно, именно из-за такой
неспешности «Направления» выглядят академичнее, чем раньше. В вводной части
Минфин фиксирует свои достижения — бюджетную консолидацию последних двух лет и
скорое введение новых бюджетных правил. Далее ведомство рассказывает о
преодолении последствий «мощнейшего за полвека внешнего шока», дает картину
глобальной экономики (расти она будет, но медленно), говорит о равновесной цене
нефти (ждать более $40–45 за баррель не стоит) и предвещает ужесточение
денежно-кредитной политики центробанков (для РФ это означает удорожание внешних
заимствований).
В целом внешние условия названы
«сравнительно неблагоприятными». Внутренние проблемы: сложная демография,
нехватка инвестиций, плохая структура расходов, неэффективные госкомпании. Весь
этот «букет» не позволит экономике РФ расти быстрее 1,5% ВВП в
год.
К налоговым планам на будущее
Минфин переходит в середине документа. Главный заявленный принцип —
предсказуемость фискальной политики. Ее, по мысли ведомства, обеспечит бюджетное
правило, отвязывающее уровень налоговой нагрузки ненефтегазовой экономики от цен
на нефть. Заявлен также принцип фискальной нейтральности — неповышение налоговой
нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Подтверждено, что все налоговые
изменения будут сделаны в 2018 году «с тем, чтобы 1 января 2019 года
зафиксировать новые стабильные правила на долгосрочный период».
Потенциально самая громкая
новация — налоговый маневр с повышением НДС в обмен на сокращение страховых
взносов «Направления» описывают крайне скупо. В тексте осторожно говорится о
«целесообразности рассмотрения возможности создания дополнительного
экономического стимула для обеления — путем изменения структуры налоговой
нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок
косвенных налогов». Еще недавно Минфин был куда конкретнее — на мартовской
Неделе российского бизнеса РСПП глава ведомства Антон Силуанов называл параметры
маневра: снижение ставки взносов с 30% до 22% и повышение НДС с 18% до 22%.
Причина перемен — данное Владимиром Путиным указание не выносить на публику
несогласованные реформы (идею размена налогов не принимает соцблок
правительства, поскольку потери Пенсионного фонда от снижения взносов могут
составить до 2 трлн руб.).
Цифровизация администрирования в
проекте описана куда подробнее — обещано, что она даст рост собираемости и
одновременно снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса.
Среди решений: полный охват с 1 июля 2018 года розницы онлайн-кассами (часть
бизнеса от этого пока освобождена), интеграция баз и систем управления рисками
налоговых и таможенных органов. С 1 февраля 2018 года обещан запуск пилотного
проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной»
(от границы до розничного звена) идентификацией ввозимых товаров. Обещана также
интеграция информационных массивов ФНС и внебюджетных фондов и создание
федерального регистра сведений о населении. «Слежка» за товарами (ЕГАИС,
маркировка) распространится на другие товары, а пользователей офшоров выявит
автообмен налоговой информацией.
Обещает Минфин и частичное
возвращение давно требуемой бизнесом инвестльготы — введение инвестиционного
налогового вычета, то есть права уменьшать налог на прибыль на расходы,
связанные с покупкой или модернизацией основных средств. Такой вычет будет
предоставляться по решению региона в размере 50% от стоимости объекта (5% —
федеральный бюджет, 45% — региональный).
Отдельным группам
налогоплательщиков «Направления» обещают ужесточение режима. Речь идет о
«пресечении злоупотреблений» со стороны плательщиков единого сельхозналога
(компаниям с выручкой от 150 млн руб. придется платить НДС); обладателей
патентов, сдающих недвижимость (число подпадающих под льготу объектов
ограничат); лиц, пользующихся освобождением от НДС при продаже
металлолома.
Руководитель практики налоговых
споров АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов обращает внимание на идею обязать
уплачивать НДС крупных плательщиков ЕСХН. Он отмечает, что в случае признания
компаний с выручкой более 150 млн руб. плательщиками НДС их налоговые
обязательства увеличатся почти на 10% от всей выручки. «Учитывая, что
прибыльность таких налогоплательщиков обычно невелика, меры могут негативно
отразиться на финансовом состоянии сельхозпроизводителей и повлиять на конечную
цену сельхозпродукции»,— говорит эксперт. Глава аналитической службы компании
«Пепеляев групп» Вадим Зарипов отмечает, что в целом проект «Направлений»
предлагает не повышение налоговой нагрузки для добросовестных
налогоплательщиков, а интенсификацию мер по обелению экономики: «Это означает,
что борьба с налоговыми схемами продолжится новыми мерами, и принятый на днях
Госдумой закон о налоговых злоупотреблениях вполне находится в этом русле».
Коммерсантъ
11.07.2017