Проект поправок к закону «О
негосударственных пенсионных фондах», предусматривающий серьезные ограничения
для агентов НПФ (в их роли выступают банки, МФО, кадровые агентства, страховые
компании, брокеры и сотовые ритейлеры), представил в
пятницу президент АНПФ Сергей Беляков. В первую очередь ассоциация предлагает
ограничить маркетинговые возможности агентов — по аналогии с пенсионными фондами
они не смогут предлагать какие-либо выгоды гражданам или работодателям в целях
заключения договора. В частности, перевод накоплений не может быть условием
выдачи кредита, получения другой услуги или подарка. Помимо этого, в
представленных поправках к закону записана необходимость для агентов получить и
предоставить гражданину письменный расчет возможных потерь при досрочном (чаще
одного раза в пять лет) переходе. И этот расчет агент должен будет получить от
текущего страховщика.
В интересах клиентов фондов и
отрасли законодательно урегулировать и ужесточить требования к агентам НПФ как
по банковскому, так и по другим каналам привлечения, уверен господин Беляков. «В
противном случае по итогам кампании 2017 года мы вновь получим всплеск жалоб
граждан — как на потерю инвестдохода, так и нарушения
при переводе или отказе в переводе накоплений»,—
подчеркивает он. По оценке экспертов, по итогам кампании 2017 года при среднем
счете на уровне 75 тыс. руб. потери инвестдохода
гражданами могут составить 30% от этой суммы. Кардинально решить проблему
уведомления граждан о потере инвестдохода можно было
бы, изменив порядок переходов между НПФ — с уведомлением текущему страховщику
(сейчас подается в ПФР или новому НПФ). «Пока такая норма не действует,
необходимо уравнять возможности всех участников рынка и сократить возможности
недобросовестных практик»,— резюмирует господин
Беляков.
По итогам кампании по переводу
накоплений 2016 года Банк России отмечал многократный рост числа жалоб граждан,
о десятках тысяч обращений по поводу неправомерного перевода или отказа в нем
сообщили и несколько крупных НПФ (см. “Ъ” от 16 мая). Завершившаяся в конце июня
проверка Счетной палаты (СП) выявила, что львиная доля договоров о переводе
накоплений в НПФ по факту заключается агентами. Вместе с тем, по мнению СП,
такой порядок подписания договоров противоречит действующей форме типового
договора, которая предусматривает его подписание уполномоченным должностным
лицом НПФ, к которым нельзя отнести агентов (см. “Ъ” от 28 июня).
Специализированные форумы — как агентов НПФ, так и вкладчиков — пестрят
всевозможными схемами и приемами, которые применяют агенты. Так, договор на
перевод пенсионных накоплений может рекомендоваться как одно из условий
получения кредита или займа, размещения в базу вакансий, агенты НПФ
представляются сотрудниками госорганов, сулят высокую доходность и
проч.
Владимир Чистюхин,
зампред Банка России, 28 июня 2017 года
Если мы возьмем тему переходов, то в этом
году мы получили просто колоссальное количество жалоб… Очевидно, государство
будет обращать на это очень серьезное внимание
Сейчас фонды работают по
внутренним стандартам взаимодействия с агентами. «Законодательно описанная
ответственность агентов за введение в заблуждение клиентов при заключении
договора об ОПС позволит наказывать недобросовестных агентов. Одно дело —
нарушить правила работы с фондом, другое — закон»,—
указывает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений
Якушев. Впрочем, другой его коллега из крупного фонда уверен — необходимость
обращения агентов к текущему страховщику гражданина парализует привлечение: «На
каком основании НПФ будет выдавать такую информацию, кому и как скоро — все
переводы упрутся в решение этих вопросов». А такая ситуация на руку тем фондам,
которые заинтересованы в сохранении клиентской базы, без агрессивного ее
наращивания.
Информирование об условиях
перехода и возможной потере инвестдохода можно
автоматизировать, подключив НПФ к системе межведомственного взаимодействия,
отмечает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. «Тем более у многих НПФ нет
сети офисов обслуживания, которая была бы доступна клиентам во всех населенных
пунктах России»,— добавляет она. Контроль за работой
агентов НПФ, по ее оценке, можно усилить немедленно и без правок федерального
закона — АНПФ достаточно поддержать на уровне СРО утвержденный Национальной
ассоциацией НПФ стандарт (по нему за действия агентов НПФ отвечают как за свои собственные, см. “Ъ” от 19
июня).
В пресс-службе Банка России
сообщили, что ЦБ «ведет активную работу, направленную на изменение
установленного порядка перехода граждан из фонда в фонд». «Мы поддерживали и
поддерживаем инициативы по должному информированию граждан. Минтруд будет
прорабатывать этот вопрос»,— сообщили в пресс-службе
министерства.
Коммерсантъ
10.07.2017