На днях Ассоциация российских
банков (АРБ) обнародовала ответ Минфина на ее запрос, посвященный запрету
открывать не связанные с предпринимательской деятельностью счета и вклады тем
гражданам, кто одновременно является индивидуальным предпринимателем (ИП) и чей
счет заблокирован по решению налоговиков (см. “Ъ” от 16 января и 12 июля 2016
года). В АРБ указывают, что применение такого подхода создает сложности как
гражданам, так и банкам. «Возникают проблемы при открытии вклада на третье лицо,
когда выгодоприобретателем является ИП с заблокированным счетом,— поясняют в правовом департаменте АРБ.— Подобный ИП
не может устроиться на работу наемным работником и получать зарплату на карту,
он не сможет открыть счет для получения социальных пособий. У физлиц с
распространенными фамилиями есть шанс найти однофамильца-ИП и получить отказ в
обслуживании вообще без оснований».
Налоговый кодекс разрешает
блокировать счета налогоплательщиков в случае непредставления декларации, для
обеспечения решения о взыскании налогов, при нарушении порядка обмена
информацией с инспекцией по телекоммуникационным каналам связи.
Несмотря на доводы АРБ, в Минфине
от своей позиции отказываться не намерены. Банки обязаны проверять, не является
ли клиент предпринимателем с заблокированным налоговой счетом (с помощью
специальных сервисов ФНС), следует из ответа Минфина. Если да, то банки не
вправе открывать этим лицам счета, вклады, депозиты, заключают в финансовом
ведомстве. Таким образом прямо указывая, что наличие заблокированного
налоговиками счета в рамках предпринимательской деятельности является основанием
для отказа в открытии счета гражданину.
Такая трактовка создает
дополнительные сложности в первую очередь самим предпринимателям, указывают
эксперты. «Отказ в открытии счета — это юридически значимое действие, и если
банк принимает такое решение, он обязан направить об этом сообщение в Росфинмониторинг»,— отмечает
собеседник из банка топ-10. И в итоге информация о полученном человеком отказе
выливается в запись в так называемом черном списке, откуда стереть данные уже
невозможно. «Полученную информацию о фактах отказов в открытии счета мы
переправляем в Банк России, который доводит ее до сведения кредитных организаций,— пояснил статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.—
При этом мы не перепроверяем информацию, не редактируем ее, основания для
отказов — это зона ответственности банков». А значит, что, даже когда ИП
заплатит налоги, подаст декларацию или восстановит общение по каналам связи с
ИФНС, он по-прежнему останется в черном списке. По словам господина Ливадного, само по себе попадание в черный список не
является основанием для отказа в открытии счета, но банки могут и перестраховываться и отказывать — тут все от политики банка
зависит. «Полагаю, что распространять на ИП тот же порядок блокировки счетов,
что и на компании, неправильно,— рассуждает
руководитель проекта ОНФ “За права заемщиков” Виктор Климов.— Не стоит забывать
о социальной составляющей — предпринимателям, как и обычным гражданам,
необходимо брать займы для личных нужд, получать пособия, неверно лишать их
доступа к банковским услугам из-за налоговых долгов».
Позиция Минфина добавит хлопот и
банкам — на «предприимчивость» придется перепроверять всех сотрудников компаний
— зарплатных клиентов, потребуется перестройка процессов. «Любая подобная
перестройка требует дополнительных затрат, но данные расходы банки не переложат
на зарплатных клиентов, за подобных клиентов банки бьются,— отмечает зампред правления банка “Санкт-Петербург”
Оксана Панченко.— Кредитные организации возьмут расходы на себя». Однако по
факту эти расходы лягут на других клиентов. «Банк определяет расходы по клиенту
в целом, и если у банка клиент чисто зарплатный и этот проект убыточный, то
кредитная организация может компенсировать свои расходы за счет кредитования,
РКО, других источников»,— отметил глава Нордеа-банка Михаил Поляков.
Коммерсантъ
10.07.2017