Повышение ставки налога на доходы
физических лиц с нынешних 13 до 17% позволило бы почти сбалансировать бюджетную
систему России, а вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и
отменой неэффективных налоговых льгот вывело бы бюджет расширенного
правительства в зону профицита без учета расходов на обслуживание долга.
Это следует из расчетов
экспертов, представленных в начале февраля на заседании рабочей группы
Экономического совета при президенте (документ есть у РБК). Расчеты готовили
сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по
просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, говорит один из
авторов доклада — директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский.
Плюс 1% ВВП за счет подоходного
налога
Сценарий, представленный в рамках
Экономического совета, предполагает рост подоходного налога с 2020 года.
Последствия просчитаны для бюджета расширенного правительства — федеральный
бюджет, региональные и муниципальные бюджеты плюс бюджеты социальных фондов (в
прошлом году дефицит расширенного бюджета составил почти 3,7% ВВП). Если в
существующих налоговых условиях дефицит в 2020 году составит 1,5% ВВП, то
повышение НДФЛ позволило бы сократить его сразу на 1% ВВП, следует из расчетов.
В текущей ситуации дефицит расширенного правительства будет сохраняться каждый
год вплоть до 2035-го, когда он достигнет пика — 3,4% ВВП. В основе расчетов
лежит цена нефти в $45 за баррель.
Расчеты были представлены в
рамках доклада «Ограничения и задачи бюджетной политики до 2024 года» на
заседании рабочей группы, которое прошло в ЦСР в начале февраля, говорит РБК
один из участников встречи. Презентацию показал ректор ВАВТ Сергей
Синельников-Мурылев, уточняет представитель ЦСР. Он
подчеркивает, что это не предложения ЦСР — те будут готовы только к маю вместе
со всей программой, которую пишут эксперты центра. На заседании присутствовал
министр финансов Антон Силуанов. На лекции в
Финансовом университете 15 февраля он упомянул про оценки, предполагающие
повышение НДФЛ на 4 п.п., но не уточнил, кому они
принадлежат (пресс-служба Минфина не смогла это уточнить позднее). Минфин
придерживается точки зрения, что трогать ставку НДФЛ не нужно, говорит источник
РБК в ведомстве. Представители Минэкономразвития не присутствовали на заседании
в ЦСР, предложения или расчеты о повышении НДФЛ в ведомство не поступали,
сообщила РБК представитель министерства.
Премьер-министр Дмитрий Медведев
в интервью пяти телеканалам в середине декабря заявил, что шкала подоходного
налога останется плоской. Однако на вопрос, останется ли ставка на том же
уровне, что и сейчас, или будет «повыше», прямого ответа он не дал. «Что же
касается конкретных цифр, дайте возможность правительству поработать. Очевидно,
что эти изменения не должны быть существенными, если они вообще будут», — сказал
глава правительства.
Отдельно эксперты просчитали
результат повышения подоходного налога до 15%, но в условиях 2015 года. В таком
случае доходы консолидированных региональных бюджетов (именно туда идут
поступления от НДФЛ) выросли бы на 0,5% ВВП.
Риски есть, но их можно
нивелировать
Рост ставки НДФЛ влечет риск
ухода граждан в теневой сектор, допускает Дробышевский, но этот риск можно снизить при одновременном
сокращении тарифа страховых взносов до 22% (сейчас — 30%). Подоходный налог в
13% — низкий, однако его повышение должно идти в комплексе с другими реформами,
считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
Согласно долгосрочному бюджетному
прогнозу, доходы государства относительно размера экономики при неизменных
налоговых условиях в предстоящие годы будут сокращаться — с 33,3% ВВП в 2016
году до 29,9% в 2034 году. Это произойдет в связи с изменением условий торговли,
снижением доли нефтегазового сектора в ВВП и ухудшением условий добычи. Еще одна
проблема — недостаточный объем производительных расходов, которые способствуют
экономическому росту. Увеличить их благодаря уменьшению непроизводительных трат
«в полном объеме невозможно», так как российское общество традиционно
предъявляет высокий запрос на перераспределение доходов и предоставление благ,
указывают эксперты.
По мнению авторов доклада,
повышать налоги в 2017–2018 годах не следует, но прибегнуть к этой мере стоит с
2019 года, когда начнется экономический рост и доверие граждан к государству
повысится. Силуанов считает, что уровень налоговой
нагрузки в экономике целесообразно будет зафиксировать по состоянию на 2019 год
и не менять в течение хотя бы шести лет, сказал он 15 февраля. Минэкономразвития
и Минфин сейчас обсуждают схему «21/21», при которой снижение страховых взносов
до 21% будет профинансировано за счет повышения налога на добавленную стоимость
(НДС) с нынешних 18 до 21%, говорили источники РБК. Впрочем, дискуссия еще не
закрыта.
Повышение ставки НДФЛ не
единственная налоговая мера, рассматриваемая экспертами, хотя и самая
эффективная. Так, налоговый маневр в нефтяном секторе дал бы положительный
фискальный эффект в 0,7–0,9% ВВП в 2019–2035 годах. Постепенная отмена налоговых
льгот и улучшение администрирования помогли бы увеличить доходы на 0,1–0,5%.
Общая идея — в том, чтобы достичь в бюджетной системе нулевого первичного
дефицита или даже профицита (первичный баланс — без учета расходов на
обслуживание долга).
РБК
17.02.2017