Минфин предлагает наделить
правительство правом запрещать работу с госпредприятиями банкам, которые
формально соответствуют общим требованиям (минимальный размер капитала, участие
в системе страхования вкладов и т.д.), но ограничили кредитование «отдельных
предприятий и организаций» из-за антироссийских санкций. То же наказание может
быть применено к дочерним структурам иностранных банков, если правительство
посчитает, что они могут применить санкции в отношении каких-либо предприятий в
России. Ранее поправка была опубликована на портале раскрытия нормативных актов
(РБК об этом писал), но Минфин на запрос о смысле инициативы не
ответил.
Поправка предполагает, что
работать с госпредприятиями и госкомпаниями может быть запрещено российским
«дочкам» зарубежных банков, говорит один из собеседников РБК. По его словам,
запрет может быть введен в случаях, если правительство увидит риск применения
санкций в отношении российских резидентов банками, входящими в зарубежные
банковские группы, чьи головные компании применяют санкции в отношении
российских предприятий и компаний согласно законодательству своих
стран.
По действующему закону все
российские подразделения зарубежных банков являются российскими организациями
(создавать филиалы в России зарубежным банкам запрещено), головные банки
участвуют в их создании посредством внесения доли в уставные капиталы. Тем не
менее у материнских банков есть возможность добиться от своих российских «дочек»
соблюдения режима антироссийских санкций, согласны собеседники
РБК.
Формально юрисдикция санкций ЕС и
США не распространяется на дочерние компании соответствующих иностранных
компаний, учрежденные по российскому праву, но это серая зона санкций: к
потенциально запрещенным операциям не должны быть причастны головные компании,
и, кроме того, западные штаб-квартиры могут неформально проинструктировать
российские «дочки» придерживаться санкционного режима,
как если бы они были американскими/европейскими юрлицами. Например, в ноябре 2014 года ЗАО «Райффайзенбанк»
помогло Внешэкономбанку (находится под секторальными санкциями ЕС и США)
организовать размещение внутрироссийских облигаций на 10 млрд руб., и
европейские регуляторы проверяли эту сделку на предмет нарушения санкций,
сообщал Bloomberg (нарушений найдено не было, сообщала
позднее материнская компания Raiffeisen Bank International). Агентство
писало, что ему известно о двух западноевропейских банках, которые велели своим
«дочкам» в России соблюдать западный санкционный
режим.
По информации Банка России, на 1 октября
2016 года (более свежие данные на сайте регулятора отсутствуют) лицензии на
проведение банковских операций в России имели 183 кредитные организации с
участием нерезидентов. Совокупный уставный капитал таких организаций превышал
2,4 трлн руб., общая сумма иностранных инвестиций в их уставные капиталы
составляла 414,8 млрд руб. В 66 банках и четырех небанковских кредитных
организациях уставный капитал был на 100% сформирован за счет средств
нерезидентов. В 26 банках доля нерезидентов превышает 50%.
Исключенные правительством банки
не смогут работать с федеральными унитарными предприятиями и компаниями,
включенными, соответственно, в президентский и правительственный перечни ФГУПов и хозяйственных обществ, имеющих стратегическое
значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности государства. В
действующие перечни таких предприятий и компаний включены госпредприятия ОПК,
организации Управделами президента (в частности, предприятие по управлению
собственностью за рубежом), все российские государственные СМИ («Первый канал»,
ВГТРК, ТАСС, «РИА Новости»), а также крупнейшие компании с госучастием — «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Аэрофлот» и т.д.
Запрет банку на работу со стратегически значимыми госпредприятиями, созданными в
форме ФГУПа, распространится и на подконтрольные таким
ФГУПам компании, следует из поправок
Минфина.
Оценить масштаб сотрудничества
«дочек» иностранных банков с госкомпаниями опрошенные РБК представители банков
затруднились. По их словам, очевидно лишь, что кредитного бизнеса с
госструктурами у них больше, чем бизнеса по привлечению средств (на который
распространяется поправка Минфина). «Таким образом, запрет на кредитование,
который не вводится, так как, очевидно, был бы крайне глупым и сильно бы
испортил историю этих компаний на глобальном долговом рынке, больнее ударил бы
по «дочкам» иностранных банков, чем запрет на привлечение средств от российских
госструктур», — рассуждает топ-менеджер одной из таких «дочек».
Очевидно, ФГУПы не являются клиентурой «дочек» иностранных банков, но
с крупными публичными госкомпаниями иностранные банки в России, конечно же,
работают, имея от этого не только определенный приток ликвидности, но и
комиссионный заработок на рынке форекс, — «это и будут
возможные потери», говорит собеседник РБК еще в одной крупной «дочке»
зарубежного банка.
РБК направил запросы крупнейшим
«дочкам» иностранных банков в России: пресс-служба Ситибанка отказалась от
комментария, а Росбанк (группа Societe Generale) и ЮниКредит Банк не
ответили. Представитель Райффайзенбанка сообщил, что банк активно развивает
бизнес в России, но инициативу Минфина можно будет комментировать, когда
появится окончательная редакция документа.
Неофициально собеседники РБК из
«дочек» иностранных банков указывают: негативный эффект от потенциальных
ограничений будет не только для них, но и для самих компаний, которых коснется
запрет на размещение средств. Причем в отношении компаний этот эффект проявится
в гораздо большей степени. Им станет сложнее и дороже проводить валютные
операции, трансграничные расчеты и работать на рынке производных инструментов,
прогнозируют собеседники РБК.
Законопроект о защите интересов
государства при размещении в банках бюджетных средств государственными
предприятиями, госкорпорациями и госкомпаниями был
внесен в Госдуму правительством в июле 2016 года, в декабре принят в первом
чтении и сейчас готовится ко второму. Документ дает правительству право
установить требования к банкам, в которых госпредприятия и компании смогут
открывать счета и держать депозиты. Список банков, соответствующих этим
требованиям, ежемесячно будет публиковать Центробанк. За работу с банками, не
включенными в перечень ЦБ, и госпредприятиям, и самим банкам будут грозить
штрафы до 60 млн руб. Их должностных лиц оштрафуют на сумму до 1 млн руб. В то
же время правительство сможет допускать к работе с госпредприятиями и компаниями
банки, которые формально не соответствуют установленным им требованиям. Такое
исключение будет сделано для российских банков, подпавших под персональные
санкции (например, банк «Россия» или СМП Банк, внесенные в санкционный список США), говорили депутаты и чиновники
Минфина во время первого чтения законопроекта в Госдуме. Пресс-служба Минфина на
момент публикации статьи не ответила.
РБК
16.02.2017