На главную Карта сайта
 
Все новости

19.01.2017 - События -  Утраченное считать уплаченным. Татарстан нашел новый способ поддержки клиентов проблемных банков. Угроза отзыва лицензий сразу у нескольких банков региона вынудила власти Татарстана пойти на беспрецедентные меры. Правительство республики договорилось с местным управлением налоговой службы и отделениями внебюджетных фондов о том, что налоги и взносы, которые зависли в проблемных банках, будут считаться уплаченными. Подобные решения противоречат сложившейся судебной практике, механизм администрирования в столь крупных масштабах неясен, а легитимность — спорна.

Как рассказал "Ъ" уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, власти региона договорились с местным управлением ФНС, отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) о том, что налоги и взносы, проведенные через проблемные Татфондбанк и Интехбанк, будут считаться уплаченными в "комиссионном" порядке.

 

"Это значит, что все предприниматели и компании, которые подадут в налоговую инспекцию заявление о зачислении платежей, будут приглашены на специальную комиссию, которая решит, можно ли считать данную компанию или предпринимателя добросовестным налогоплательщиком (плательщиком взносов) и на этом основании засчитывать уплату в бюджет",— уточнил он. При этом не имеет значения, в какой бюджет должны были зачисляться налоги (в республиканский или федеральный) и выступала компания в виде налогоплательщика или налогового агента (по НДФЛ). В ПФР и ФСС сообщили, что вопрос уплаты платежей относится к компетенции налоговиков. В ФНС на запрос "Ъ" о том, действительно ли существуют особые договоренности по зависшим платежам в татарстанских банках, не ответили.

 

По российскому законодательству налог или взнос во внебюджетный фонд считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии необходимого количества средств на расчетном счете плательщика. В то же время еще в 2001 году Конституционный суд поднимал вопрос о добросовестности перечисляющего в бюджет с учетом обстоятельств, при которых компания знала или могла знать о проблемах банка и при этом проводила платежи через него. С 2014 года при уплате налогов через проблемные банки компании приглашались налоговиками на специальные комиссии, где и решался вопрос добросовестности.

 

На уровень целого региона вопрос о добросовестности налогоплательщиков вышел впервые. "Обычно комиссии — это единичные, сугубо индивидуальные случаи, часто заканчивающиеся судами компаний с инспекциями ФНС",— рассказал партнер Taxology Алексей Артюх. В отношении платежей внебюджетных фондов вообще не существует отработанной процедуры комиссионных зачетов. "Для ПФР это первый случай в его практике",— отметил Тимур Нагуманов.

 

Впрочем, доказать добросовестность клиентам будет непросто. Проблемы с платежами у Татфондбанка и Интехбанка появились в начале декабря 2016 года, 15 и 23 декабря соответственно в них были введены временные администрации АСВ. Из СМИ клиенты банка могли узнать о его проблемах также в начале декабря (см. "Ъ" от 7 декабря 2016 года). "Как налоговики планируют выявлять на комиссиях компании, которые "не могли знать" о проблемах банка?" — удивляется управляющий партнер "Ренессанс-Lex" Георгий Хурошвили. Он напоминает, что есть немало споров, где суды обращают особое внимание на тот факт, мог ли знать налогоплательщик о проблемах банка. Кроме того, признание комиссией клиента добросовестным не является гарантией, что в будущем к нему не будет претензий.

 

"Подобные договоренности и решения не имеют никакой юридической силы,— отметил Алексей Артюх.— Вне зависимости от решения комиссии те же самые налоговики (или вышестоящая инстанция) могут подать в суд с требованием о взыскании налогов и, кроме того, пени и штрафов за просрочку".

 

В Татарстане между тем рассчитывают, что данная инициатива будет использована в будущем и в случаях банкротств других банков. "Мы видим, что законодательство, регламенты, инструкции органов власти, их логика действий и трактовка нормативной базы не предусматривают "плана Б" на случай банковских кризисов,— отмечает Тимур Нагуманов.— Очевидно, что нужен пакет "антикризисных сценариев", которые направлены на защиту интересов предпринимателей в чрезвычайных ситуациях с банками". Поэтому, уточнил он, инициировано создание специальной проектной группы при президенте Татарстана — в перечень ее предложений и законодательных инициатив может войти предоставление отсрочки или рассрочки по налогам предпринимателям, подпавшим под действие банковских мораториев. Источники "Ъ" полагают, что вопрос об этом может быть поднят и на запланированной на сегодня встрече экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева с Владимиром Путиным.

Коммерсантъ 19.01.2017

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group