Разработка «Стратегии роста» идет
на основе идей Столыпинского клуба (сейчас он стал Институтом экономики роста
им. Столыпина — главой его набсовета является бизнес-омбудсмен Борис Титов, а
среди членов научного совета значится советник президента Сергей Глазьев).
Программа будет готова уже в феврале, пока же созданная межведомственная рабочая
группа проводит серию экспертных сессий. Первая такая сессия прошла сегодня и
была посвящена налоговой политике.
Главную проблему в фискальной
сфере «столыпинцы» видят в том, что в России у предприятий после уплаты всех
налогов и сборов остается гораздо меньше средств для реинвестирования и
развития, чем в других странах. Даже если уровни налоговой нагрузки и
сопоставимы, в России обслуживание кредитов и прочие непроизводственные затраты
отнимают у бизнеса намного больше денег. Кроме того, в стране высока доля
теневой экономики, вступающей с белым бизнесом в недобросовестную конкуренцию.
Поэтому для стимулирования инвестиций налоговую нагрузку на корпоративный сектор
авторы стратегии предлагают снизить.
Сделать это можно с помощь нового
бюджетного правила — в случае роста налоговых доходов за счет собираемости (а не
за счет увеличения ставок) 50% такого прироста должно возвращаться в экономику
путем снижения ставок или предоставления дополнительных целевых
льгот.
Кроме этого, разработчики
стратегии хотели бы поддержать новые и динамично развивающиеся производства.
Новым предприятиям предложено давать налоговые каникулы сроком на пять лет. Для
предприятий, внедряющих новое оборудование и технологии, создающих
высокопроизводительные рабочие места,— льготы по налогам на прибыль и имущество
и по страховым взносам.
Еще авторы стратегии хотят
«подружить» муниципалитеты с местным бизнесом. Сегодня на налоги в местных
бюджетах приходится всего 29% доходов (остальное — межбюджетные трансферты).
Местные власти лишены мотивации к улучшению качества госуслуг (подключение к
инженерным коммуникациям, земельно-имущественные отношения, выдача исходной
разрешительной документации на строительство, согласование размещения
нестационарных объектов). Чтобы такую мотивацию создать, предлагается частично
перераспределить в пользу местных бюджетов доходы от сбора НДФЛ, налога на
прибыль, налогов при спецрежимах, а также акцизов на алкоголь. Кроме того,
предлагается оставлять в местных бюджетах 75% прироста сбора налогов на прибыль
— в случае если он возникает благодаря увеличению делового оборота, к
стимулированию которого должны стремиться местные власти.
Авторы «Стратегии роста» ожидают,
что такие нововведения будут добавлять ВВП ежегодно 0,7 процентного пункта на
первом этапе (2017–2019 годы) и в размере 1,4 пункта в период с 2020 по 2025
год.
Коммерсантъ
18.01.2017