Как стало известно "Ъ",
профучастники рынка ценных бумаг намерены повлиять на существующий порядок
отзыва лицензий, применяемый регулятором в случаях нарушения законодательства.
Об этом говорится в письме Национальной ассоциации участников фондового рынка,
направленном на имя первого зампреда ЦБ Сергея Швецова
(имеется в распоряжении "Ъ"). Согласно документу, несовершенства кроются как в
нормативном поле, так и правоприменении. Текущее
законодательство позволяет регулятору отзывать лицензии по двум основаниям.
Первое возникает в силу обязанности это делать: в
соответствии с законом "О рынке ценных бумаг", это должно происходить в случае
отзыва у кредитной организации--профучастника банковской лицензии, в случае
признания компании банкротом и в случае неосуществления профдеятельности на рынке ценных бумаг в течение 18 месяцев.
Вторым основанием является право Банка России аннулировать лицензию, если
поднадзорная организация в течение года неоднократно нарушала нормы
законодательства и не исполняла предписаний регулятора.
Однако положение, в котором
описан порядок аннулирования лицензий, не содержит возможностей для регулятора
не принимать такого решения, даже если оно является только правом, а не
обязанностью. При этом существует возможность приостанавливать действие лицензии
до исправления нарушений. Однако эта мера с 2014 года не применялась ни разу.
Впрочем, сообщили в ЦБ, такая мера может применяться, только если выявленные
нарушения носят устранимый характер. В 2015-2016 годы в отношении таких
нарушений Банк России "применял менее жесткие меры воздействия — направление в
их адрес предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной
ответственности, аннулирование аттестатов у руководства компании, а также
введение запрета на проведение профучастником отдельных операций на рынке ценных
бумаг".
По мнению авторов письма, к
вопросу аннулирования лицензии регулятор часто подходит формально. По словам
топ-менеджера одной из региональных брокерских
компаний, это объясняется стремлением регулятора удалить с рынка компании, "в
которых нет экономики". "ЦБ поставил фильтр, позволяющий выявлять компании с
малым количеством клиентов и объемом операций. К этим участникам затем и
предъявляются дополнительные претензии. Часто они касаются незначительных
нарушений — забыли указать что-то на сайте, в трудовой книжке совместителя не
содержится какой-то информации и т. д. Но формально этого достаточно, чтобы
аннулировать лицензию",— говорит он. Помимо этого существенным недостатком практики аннулирования
лицензии, указано в письме, является отсутствие возможности у компаний дать
объяснения по существу допущенных нарушений и отсутствие информации, за какие
именно нарушения лицензия была отозвана. В ЦБ такую практику отрицают. "Банк
России по запросам организаций, у которых аннулированы лицензии, предоставляет
им информацию о нарушениях, послуживших основанием для этого. Следует также
отметить, что в ходе взаимодействия с представителями организаций, у которых
были аннулированы лицензии, ни одна из них не настаивала на публикации
конкретных нарушений, за которые у них была аннулирована лицензия",— сообщили в пресс-службе.
Как рассказали "Ъ" в ЦБ, порядок
принятия решения об аннулировании лицензии профучастника пока пересматривать не
планируется. Однако в настоящее время Банк России разрабатывает документ,
регламентирующий порядок организации дистанционного надзора в отношении некредитных финансовых организаций. "Этот документ
предусматривает процедуру ознакомления поднадзорной организации с актом
дистанционной проверки, в том числе и проверки, в ходе которой будут выявлены
нарушения, являющиеся основанием для аннулирования лицензии профучастника.
Принятие данного акта планируется в 2017 году",—
сообщили в пресс-службе.
Коммерсантъ
17.01.2017