"Обзор финансовой стабильности"
ЦБ за второй-третий квартал 2016 года демонстрирует обновленный взгляд
регулятора на макропруденциальные риски и описывает ряд обсуждаемых сейчас
решений ЦБ для будущего их снижения. В обзоре впервые дан современный взгляд ЦБ
на принятые им макропруденциальные меры с 2007 года, оценены системные риски для
рынка ОФЗ в связи с ростом владения ими нерезидентами, анонсирована будущая
дискуссия о возможности ограничения рисков заемщика по отношению к доходу (схема
DTI). Кроме того, обзор содержит результаты подробных исследований ЦБ по рынку
лизинга, проведенных летом 2016 года. В пятницу первый зампред ЦБ Ксения Юдаева
и глава департамента финстабильности Сергей Моисеев рассказали о готовящейся
регулятором на 2017-2018 годы реформе финансового лизинга. Как уже писал "Ъ", с
лета действует рабочая группа из представителей ЦБ, отрасли и правительства для
выработки подходов к будущей реформе.
Напомним, в России все виды
лизинга регулируются законом "О лизинге (финансовой аренде)". Лизинг — это
возмездное предоставление имущества во временное владение на срок, сравнимый со
сроком его амортизации. Согласно описанию ЦБ, рынок лизинга является вторым
финансовым рынком РФ после банковского, его объем ЦБ оценивает в 3 трлн руб.
(речь идет и об операционном, и о финансовом лизинге).
34% активов сектора приходится на
дочерние структуры банков, 40% рынка — компании с госучастием, оставшаяся часть
приходится на независимые лизинговые структуры. По мнению ЦБ, рынок
концентрирован умеренно: на топ-5 крупнейших компаний приходится чуть более 50%
его объема. Рост нового бизнеса на рынке, наблюдаемый ЦБ в первом полугодии 2016
года (сокращение остаточной стоимости лизинговых платежей без НДС с середины
2015 года на 7% считается практически преодоленным), ЦБ воспринимает как тренд,
хотя и неустойчивый. При этом, за вычетом проблемы недостаточности капитала у
лизинговых "дочек" банков и проблем "Трансаэро", рынок оценивается как
устойчивый.
Его рост ограничивается большей
стоимостью заимствований лизинговых компаний на рынке в сравнении с
корпоративными облигациями (на 1,61 п.п.). В исследовании ЦБ приняли участие 39
компаний, на которые приходится около 52% рынка, при этом Банку России впервые
удалось систематизировать информацию по рискам этого сектора. Он не
рассматривался ранее как предмет регулирования ЦБ, отчетность большинства
компаний, входящих в группы, не содержит подробной информации о характере
операций и рисках лизинговой деятельности — большинство структур лизингового
рынка, активно развивающегося с середины 2000-х годов, воспринимает эту
деятельность как нерегулируемый сектор финрынка, на котором может работать
материнская группа.
По словам Сергея Моисеева, в 2017
году рынку лизинга будет предложена достаточно мягкая реформа — переход на
разработанную для финансового лизинга отчетность МСФО и участие в профильной
саморегулируемой организации (СРО), которая определит стандарты деятельности в
секторе. План счетов для некредитных финансовых организаций в МСФО, как
предполагается, станет обязательным для участников СРО с 2019 года (сейчас
международная отчетность ведется 21 компанией из выборки ЦБ). Кроме этого,
рабочая группа, на основе которой будет в том числе строиться будущая СРО, в
2017 году разработает две группы поправок к законодательству. Первая из них
разграничит в Гражданском кодексе понятия операций финансового лизинга и
арендных операций (это инициатива самих лизинговых компаний) и уточнит права
сторон в таких сделках. Вторая, предполагающая правки Налогового кодекса,
уточнит ряд положений по базе налогов, в том числе по налогу на имущество и
налогу на прибыль и по схемам амортизации, сейчас используемым компаниями
финансового лизинга.
Хотя напрямую это не утверждается
ЦБ, очевидно, что "плоды" реформы лизингового сектора с 2018 года будут доступны
только лизинговым компаниям, добровольно согласившимся на схему
саморегулирования и, как вариант, на аккредитацию при ЦБ. Компании, не
заинтересованные в выходе в "белый" сектор рынка, вполне могут продолжать свою
деятельность в текущем общем налоговом режиме. Де-факто реформа, описанная ЦБ,
свидетельствует, что денежные власти, как и правительство, высоких рисков в
бурном развитии финансового лизинга в последние годы не видят, несмотря на его
огромный размер, и вполне готовы к размену "налоговая стабильность и небольшие
льготы в обмен на МСФО и прозрачность". При этом надежды Банка России на успех
будущей реформы достаточно велики — один из источников в ЦБ пояснил "Ъ", что
эффект от реформы лизинговой сферы может быть в ближайшие годы сравним с
эффектом от увеличения объемов кредитования.
Осторожность, демонстрируемая ЦБ
при этой реформе, также объяснима. С одной стороны, в условиях высоких рисков
прямых инвестиций в российские активы финансовый лизинг на 2017-2020 годы можно
считать для иностранных поставщиков, в первую очередь машиностроительной
техники, лучшей альтернативой для работы в РФ (на рынке авиатранспорта лизинг
давно уже является отраслевой нормой, но для других секторов это не всегда так).
С другой стороны, для крупных банковских групп, в том числе госбанков,
финансовый лизинг в нынешнем виде остается и нерегулируемым полем деятельности,
и, видимо, частью схем оптимизации налогообложения — многие компании
рассматривают финансовый лизинг как инструмент финансового посредничества. На
лизинговом рынке не только в России, но и за ее пределами трендом последних лет
является снижение прозрачности лизинговых схем и создание "одноразовых", под
конкретную сделку, SPV-компаний, а также распространение схем "возвратного
лизинга" для налоговой оптимизации. Наконец, на неоднородном лизинговом рынке
часть компаний является кэптивными для крупных промышленных групп: попытки ЦБ
мягко отрегулировать этот рынок и стимулировать развитие его "белого" сектора
может быть воспринято как вмешательство Банка России в их внутреннюю "финансовую
кухню".
На презентации "Обзора" в пятницу
и Сергей Моисеев, и Ксения Юдаева неоднократно подчеркивали, что речь не идет о
попытке навязать лизинговым компаниям новые правила игры. Де-факто будущим
участникам лизинговой СРО предлагается самостоятельно выработать их для
дальнейшего применения. Отметим, без масштабной правки закона "О лизинге" 1998
года реформа все равно вряд ли обойдется: в 2002 году текст закона потерял около
трети статей, в том числе почти всю главу III "Финансовые основы лизинга", и
стал, по сути, рамочным.
Коммерсантъ
05.12.2016