Михаил Абызов отчитался о результатах пилотного проекта по
внедрению риск-ориентированного подхода при государственном контроле и надзоре
(когда частота проверок компании зависит от риска нарушений). Реформа
контрольно-надзорной деятельности, которая продлится до 2024 года, предполагает
распространение такого подхода: в 2015 году новую систему тестировали в МЧС,
ФНС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде. В 2017
году он будет распространен на санитарно-эпидемиологический и пожарный надзор, а
также надзор в области связи. С 2018 года этот подход должны будут применять все
контролеры.
Пять "пилотных" ведомств
сообщили, на какие категории риска намерены разделить предпринимателей и как
часто их предлагается проверять. Так, МЧС ввело пять степеней риска. В категории
значительного и высокого рисков попали более 330 тыс. объектов — они столкнутся
с обязательными проверками раз в три-четыре года. Остальные компании будут
контролировать раз в семь-десять лет, а категория с самым низким уровнем рисков
(700 тыс. объектов) вообще не будет подвергаться плановым
проверкам.
ФНС распределила компании по
размеру на малые, обычные и крупнейшие предприятия. По сведениям "Ъ", служба
привела статистику, по которой проверкам подвергается лишь одно из тысячи малых
предприятий, а число выездных проверок на обычных предприятиях снизилось на 13%.
Как индикаторы риска, служба использует данные о сроках сдачи деклараций и
уплаты налогов — и достоверность отчетности по НДС (напомним, в ФНС работает
автоматизированная система контроля его уплаты). "Налоговики все чаще приходят,
точно зная, что они будут проверять, это стало возможным благодаря электронной
отчетности",— отметила вице-президент "Опоры России"
Марина Блудян.
Роспотребнадзор разделил 950 тыс. контролируемых объектов на
шесть категорий риска. К "низкорисковой" отнесены
32,5% проверяемых компаний, в "высокорисковой"
оказалось около половины предприятий. С применением риск-ориентированного
подхода в службе проводится "около 80%" проверок (остальные ведомства отчитались
о практически 100-процентном его внедрении), а совсем освободить от плановых
проверок в ведомстве готовы лишь 22,8% компаний. Ростехнадзор, в свою очередь, ввел четыре класса опасности,
снизив число проверок в 2014 и 2015 году на 58% и 17%
соответственно.
Как отметил член экспертного
совета при правительстве Александр Брагин, это результат "первого подхода к
снаряду". Конкретные показатели будут меняться и могут определиться через
два-три года. Пока же вновь внедряющие риск-ориентированный подход ведомства
сосредоточатся на сокращении числа проверок. Как говорится в протоколе заседания
подкомиссии (есть у "Ъ"), Экспертный совет и Минэкономики должны в январе 2017
года представить идеи оптимизации плана проверок на год. Рекомендации "лучших
практик" такой работы ведомствам еще предстоит выслушать от аналитического
центра при правительстве. 12 ведомств — МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор,
Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС уже в декабре должны будут сообщить, как
они будут сокращать проверки по низкой категории риска. Отметим, на долю этих
ведомств приходится примерно 90% контрольно-надзорных мероприятий в РФ. "До
сентября 2017 года им предстоит утвердить критерии, по которым предприниматели
делятся на группы риска, и реестры объектов",— отмечает
Александр Брагин.
Коммерсантъ
01.12.2016