"Ъ" ознакомился с полной версией
недавно опубликованного Базельским институтом управления (Basel Institute on
Governance, http://index.baselgovernance.org) обновленного рейтинга стран Basel
Anti-Money Laundering Index по уровню риска отмывания денег и финансирования
терроризма (ОД/ФТ). Доступ к данным предоставил институт по запросу "Ъ". В
рейтинге участвовали 149 стран, Россия с итоговой оценкой в 6,22 балла заняла
58-е место, улучшив позицию по сравнению с прошлым годом лишь на 1 пункт.
Передовиками в борьбе с отмыванием стали Финляндия, Литва, Эстония. Аутсайдерами
— Иран, Афганистан, Таджикистан. Россия во второй трети рейтинга соседствует с
Ганой и Киргизией (там ситуация чуть получше), а также Бразилией и Индонезией
(здесь — несколько хуже). До среднемирового бала в 5,85 Россия не дотянула 0,37
балла.
Опрошенные "Ъ" эксперты полагают,
что перемещение России в рейтинге в лучшую сторону, с учетом прилагаемых
Росфинмониторингом и ЦБ усилий, могло бы быть и большим. "Продвижение на один
пункт — в пределах статистической погрешности,— считает замруководителя службы
финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Алексей Тимошкин.— Видимо,
составители рейтинга пока не учли эффект от активной работы властей в данном
направлении". В ЦБ комментируют рейтинг сдержанно: "Изменение места в рейтинге
стран по уровню риска ОД/ФТ свидетельствует об улучшении в России качества
противодействия отмыванию доходов". Но при этом добавляют: "Недавно прошедшая
проверка российской системы по линии МВФ (FSAP) подтвердила эффективность
применяемых в этой области подходов и действий". Источник "Ъ" в
Росфинмониторинге отметил, что в финразведке также ощущают неоцененность своих
усилий, но "результаты любых рейтингов субъективны и существенно зависят от
применяемой методики расчета".
Базельский институт управления —
независимая некоммерческая организация, специализирующаяся на борьбе с
коррупцией, стандартах государственного и корпоративного управлении,
комплайенсе, борьбе с отмыванием денег и пр., сотрудничающая с Всемирным банком,
ООН, включая подразделение по борьбе с наркотиками, ОЭСР, Советом Европы, МВФ,
группой Egmont, FATF, Интерполом. Материалы этих организаций учитывались при
составлении рейтинга.
Качество борьбы стран с
отмыванием денег составители рейтинга оценивали на основании нескольких
показателей риска. Наибольший удельный вес имел риск отмывания денег и
финансирования терроризма. Кроме того, оценивались (по убыванию степени
важности) прозрачность функционирования государственного и финансового секторов,
коррупционный риск, политические и правовые риски. Чем ниже уровень риска — тем
ниже балл, присвоенный государству.
Как видно из оценок, присвоенных
России по отдельным составляющим рейтинга (всего их 15), давление на итоговый
рейтинг оказал в первую очередь балл, присвоенный за риски отмывания средств,
полученных от продажи наркотиков и прочей преступной деятельности (10 из 10
возможных). Несмотря на выполнение в значительной степени рекомендаций ФАТФ (у
РФ 4,26 балла по этому показателю при среднем уровне в 5,66 балла) и
значительный прогресс в законодательной регуляторной борьбе с этим явлением,
отмывание средств в РФ по-прежнему распространенное явление, констатируют авторы
исследования.
Описать, что и как делать — мало,
нужно, чтобы все органы, не только ЦБ и Росфинмониторинг, но, например, и
правоохранительные и налоговые, включились активно на практике в эту работу,
указывают эксперты. "В России для привлечения за легализацию средств от
наркоторговли необходимо сначала установить факт получения средств от продажи
наркотиков, а затем поймать преступника на их трате",— рассказал экс-глава
управления по подрыву экономических основ наркоторговли ОРД ФКСН России Михаил
Мухин.
"При этом необходимо, чтобы у
траты была цель "придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению
указанными денежными средствами или иным имуществом". В результате подобных
преступлений выявляются единицы и на мизерные суммы",— добавил господин Мухин. В
тех же США привлечь за подобные преступления в разы проще — при возникновении
лишь подозрений в подобном деянии правоохранительные органы могут потребовать
отчет об источниках дохода, сравнить их с расходами и все незадекларированное
потраченное и будет считаться легализованным преступным доходом, заметил он.
Средний балл по этому показателю, согласно рейтингу,— 7,38. 10 из 10 показали
немало стран, включая Украину и Турцию. В МВД и ФНС не ответили на запрос
"Ъ".
Второй показатель, заметно
снизивший общий балл у России,— по индексу финансовой закрытости (8,45 из
возможных 10 при среднем балле 7,47). Этот показатель рассчитывается на
основании данных исследования Tax Justice Network и оценивает сокрытие реальных
доходов и масштабы офшорной активности. В России недостаточно раскрывается
информация о бенефициарах даже для регуляторов, недостаточно жесткие требования
по их раскрытию для широкой общественности, аналогичная ситуация с отчетностью,
отсутствует межстрановая отчетность. "Скоро заработают поправки к закону о
противодействии отмыванию, где более четко сформулирована обязанность раскрытия
бенефициарных владельцев активов,— отметил главный юрист "Пепеляев Групп" Петр
Попов.— Возможно, банки при запросе данных о клиентах отойдут от формального
подхода и начнут требовать данные о реальных владельцах". Впрочем, например, у
Швейцарии и США показатель финансовой закрытости еще хуже — 10 и 9,89 балла
соответственно.
Третий показатель, который играет
против России,— индикатор восприятия коррупции. В России он составил 7,1 балла
при среднемировом уровне 5,73. По данным Transparency International, плохой
показатель России связан с редкими коррупционными делами против чиновников,
низкой ответственностью за отсутствие декларирования ими доходов, формальной и
непубличной реализацией госорганами программ противодействия коррупции,
непрозрачностью крупных национальных проектов с отобранными вне конкурса
исполнителями. И все это при том, что, по данным Transparency International, на
основании исследования которого и считался этот показатель, в 2016 году Россия
заняла 119-е место, тогда как в прошлом году была на 136-м. "Предсказуемое
изменение места России вызвано объективным сжатием коррупционной "кормовой базы"
в силу текущей экономической ситуации, а также введением в правовое поле целого
ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части
декларирования имущества и доходов, а также владения зарубежной собственностью,—
говорит вице-президент Transparency International Елена Панфилова.— При этом
необходимо понимать, что для любой страны (а тем более для нашей) находиться в
последней трети рейтинга в любом случае национальный позор".
Традиционно плохой результат у
России и по показателям различных свобод, в том числе прессы и главенства
закона,— 8,32 балла при среднемировом 4,23.
Коммерсантъ
24.08.2016