Вечером 21 июня Госдума одобрила
во втором чтении правительственные поправки к законам: сделки с
заинтересованностью больше не будут требовать предварительного одобрения (как
сейчас), но акционеры или органы управления обществом могут потребовать
последующего одобрения, предоставления информации о договоре и даже обжаловать
его в суде. Последняя версия законопроекта активно критиковалась миноритариями, поскольку давала возможность уйти даже от
этих процедур контроля, если сделка с конфликтом интересов совершена в процессе
обычной хозяйственной деятельности (далее "обычная сделка") (см. "Ъ" от 17
июня). В итоге эта норма была уточнена, теперь "обычные сделки" с конфликтом
интересов не подлежат контролю и оспариванию, если компания раньше неоднократно
заключала аналогичные без элемента заинтересованности на схожих условиях,
включая условия о цене.
Но одновременно законопроект
претерпел и другие изменения — касающиеся одобрения крупных сделок. К таковым,
как и сейчас, предлагается относить договоры, цена которых выше 25% балансовой
стоимости активов компании, если они не выходят за пределы "обычных сделок". В
то же время поправки расширяют круг сделок, относящихся к "обычным", которые
независимо от своей стоимости одобрения не требуют. Сейчас определение "обычных
сделок" дается только в судебной практике. В редакции к первому чтению
законопроект содержал почти дословную формулировку из постановления пленума
Высшего арбитражного суда N28 от 16 мая 2014 года. Но в последний момент ее
изменили и отнесли к "обычным" любые сделки, если они не приводят к прекращению
деятельности компании, изменению ее вида либо существенному изменению ее
масштабов.
Юристы считают, что закрепление в
законе определения "обычных сделок" нецелесообразно, а предлагаемая формулировка
позволит проводить под их видом крупные сделки без какого-либо одобрения.
"Включение определения "обычных сделок" в закон вообще не требовалось, ведь если
что-то конкретно поименовано в законе, появляется возможность обойти эти рамки.
Достаточно было того определения, которое выработано судебной практикой и носило
рекомендательный, предположительный характер, позволяя приспосабливаться к
каждой конкретной ситуации",— говорит управляющий
партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай. По
мнению Дениса Спирина из Prosperity Capital Management, теперь практически все крупные сделки переходят
в компетенцию менеджмента, а акционеры и совет директоров лишаются механизма их
предварительного контроля. Он уточняет, что поправки ударят прежде всего по
миноритариям: "Если раньше они и не могли повлиять на
решение о заключении сделки, то она в любом случае совершалась прозрачно для
них, а одобряющие лица несли ответственность". Также, по его мнению, пострадать
может и контролирующий акционер, включая государство, поскольку решения о
сделках принимаются менеджментом.
Глава комитета Госдумы по
вопросам собственности Сергей Гаврилов во вторник сообщил журналистам, что
законопроект способствует "сокращению сроков совершения сделок с
заинтересованностью и крупных сделок". По его мнению, уменьшение количества
сделок, требующих согласования, будет способствовать активизации корпоративной
жизни и ускорению имущественного и финансового оборота. "Общий посыл поправок
был в том, чтобы решить одну проблему, но в итоге они порождают новые. К тому же
теперь потребуется вырабатывать судебное толкование этой нормы с нуля. А исходя
из формулировок получается, что к "обычным" не относятся только те сделки,
которые убивают предприятие, но это неправильно",—
подчеркивает Юлий Тай. С учетом оценочных терминов о масштабе деятельности,
соглашается господин Спирин, почти никакие сделки в качестве крупных на
одобрение совета директоров или собрания акционеров попадать просто не
будут.
Коммерсантъ
23.06.2016