На главную Карта сайта
 
Все новости

05.04.2011 - Интервью -  Корпоративное управление в России ждут коренные реформы. Дмитрий Медведев потребовал уже к середине года заменить министров и вице-премьеров в советах директоров компаний на независимых директоров. В свою очередь Госдума подготовила поправки в ФЗ "Об акционерных обществах", повышающих роль и ответственность советов директоров и независимых директоров.

Независимые у руля
Замена госчиновников профессионалами в советах директоров себя уже оправдала

О проблемах корпоративного управления в интервью рассказал глава Экспертного центра по корпоративным отношениям, исполнительным директором Ассоциации независимых директоров, к.э.н. Александром Филатовым.

- Насколько уровень корпоративного управления российских компаний отвечает современным представлениям?

- Если коротко, я бы сказал так: наше корпоративное законодательство вполне прогрессивно, а нынешняя практика корпоративного управления соответствует уровню зрелости экономического развития. Проблема в правоприменении и судебной системе, вынуждающей заключать акционерные соглашения в других юрисдикциях.

- Ключевое звено корпоративного управления - совет директоров?

- Безусловно. Именно СД наряду с правилами защиты прав акционеров, своевременной защитой информации и структурой собственности - те четыре базовых элемента, на которых и зиждется корпоративное управление. Сегодня основная роль СД - определение стратегии компании. Вторая задача: контроль над работой менеджмента - проверка достоверности финансовой отчетности, контроль за сохранностью активов, уровнем вознаграждения исполнительной дирекции. Очень скоро возник следующий и неизбежный вопрос: а как добиться, чтобы СД могли реально выполнять эти функции, чтобы возможность сговора между советами директоров и менеджментом была исключена? Так появились независимые директора, не аффилированные с кем-либо из крупных акционеров и не имеющие "своих" интересов в рамках компании. Для инвесторов наличие независимого директора с высокой репутацией - это индикатор доверия к компании. Ведь если инвестор рискует деньгами, то независимый директор - своей репутацией. В результате выстраивается баланс доверия.

- Но почему независимые директора появились в России так поздно?

- У нас этот институт стал формироваться с конца 90-х годов, когда были проведены первые IPO. Что мы видим сегодня? В компании, выходящие на международные рынки капитала, чаще всего приглашаются иностранные независимые директора. Но в структурах, прибегающих к услугам российских бирж, обычно присутствуют и отечественные. У нас уже сформировался класс специалистов, способных профессионально выполнять свои обязанности. Перед иностранцами эти люди имеют даже определенное преимущество - они лучше понимают наши реалии, да и обходятся несколько дешевле.

- А как смотрит на ситуацию с корпоративным управлением государство?

- В последнее время оно стало больше внимания обращать на эту проблему, особенно на практику работы СД в госкомпаниях. Президент РФ в одном из своих выступлений заявил, что улучшение корпоративного управления представители госкорпораций должны начать с себя. В качестве инструмента такой политики была предложена замена чиновников в СД госкомпаний на профессионалов, которые делятся на две категории: независимых директоров и профессиональных поверенных. Последние представляют в совете директоров государство как акционера, но сами не являются госслужащими, а потому имеют право получать вознаграждение за свою работу, чего лишены госслужащие. До этого механизм советов директоров компаний с госучастием выглядел так: был представлен менеджмент и верхушка министерств и ведомств. И каждый такой представитель от власти участвовал в 10-15 СД. Понятно, что его работа во многом была формальной. Замена госслужащих на профессионалов началась два года назад в 41 компании, входящей в список стратегических. На мой взгляд, эксперимент оказался удачным. И сейчас большинство госкомпаний обзавелись независимыми директорами.

- Кризис стал серьезным испытанием для корпоративного управления. Как оно его выдержало?

- Мы провели опрос владельцев бизнеса, председателей СД, и вот что выяснилось: там, где советы директоров были созданы не в качестве красивого фасада, они активно способствовали решению возникающих проблем. Ну а в "потемкинских деревнях" владельцы бизнеса вынуждены были взять всю тяжесть управления в кризис на себя.

- Как станет развиваться корпоративное управление дальше?

- Известно, что большинство компаний, которые выходят на лондонскую и российскую площадку, делают это одновременно в рамках двойного листинга. Только в Лондоне они обязаны соответствовать лучшим стандартам корпоративного управления, а у нас требования намного слабей. Например, на Лондонской фондовой бирже требуется, чтобы в СД было не меньше половины независимых директоров, а на наших площадках для уровня листинга ниже А2 вообще не предусмотрено требования их иметь. О чем говорить, если до 75% компаний, которые торгуются на бирже, находятся в несписочной категории листинга. Это значит, что правила корпоративного управления на них вообще не распространяются.

- Сейчас в Госдуме обсуждаются поправки к закону об акционерных обществах. Они в состоянии что-то кардинально изменить?

- Все зависит от того, что примут депутаты. Поправки касаются двух направлений: одна - независимых директоров, вторая - ответственности членов СД за результаты деятельности компаний. Формально наше законодательство содержит статьи такого рода, но правоприменение их отсутствует. Кроме того, особенность момента состоит еще и в том, что сейчас государство упорно старается усидеть на двух стульях - много говорит о повышении роли советов директоров и замене госчиновников на профессионалов, и в то же время активно вводит в СД так называемых "профессиональных поверенных", голосующих по самым важным вопросам по директиве государства. Это значит, что советам директоров по-прежнему не доверяют. И центр принятия решений остается за рамками СД. Такие советы - декоративные, созданы только затем, чтобы формально соответствовать требованиям законодательства.

По мнению профсообщества, стоило бы наделить правом выдвигать кандидатов в СД не только акционеров компании, как это происходит сейчас, но и советы директоров. Это международно признанная практика, и она ничуть не ущемит акционеров - выбирать членов совета, как и прежде, будут они. А вот "скамейку запасных" кандидатов в СД из представителей наиболее достойных, несомненно, расширит.

Не менее важно, на наш взгляд, оговорить ответственность акционера, дающему директиву на голосование своему представителю. А то получается: решение такой директор принимал под диктовку акционера, директор лишь выполнял его волюо вся ответственность, в том числе имущественная, лежит исключительно на нем. На Западе этот вопрос решается введением понятия "теневого" директора, то есть того акционера, который давал директиву голосовать своему представителю. В этой ситуации ответственность несет не только член СД, но и акционер как "теневой" директор. Кроме того, в правилах биржевого листинга следует закрепить пункт, обязывающий компании объяснять, почему те или иные персоны считаются в СД независимыми. В том числе раскрывать, каким образом они отбирались.

Российская Бизнес Газета 05.04.2011





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group