Господа юристы, ст.38 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо описывает только две ситуации, в которых может быть введена "золотая акция": -- при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, или -- при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ при этом, "независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности".
Однако, п.1 и п.4 ст.12 закона об АО в новой редакции определяет право государственных/муниципальных органов введения"золотой акции" (через прямое внесение изменений в Устав) уже без всякой связки с приватизацией.
Значит ли это, что: В любом АО, зарегистрированном в России, в любое время по решению органа гос. власти или местного самоуправления может быть введено это специальное право?
Прокомментируете?
Дата: 04.02.2002 17:27
Автор:
Пункт 5 ст.1 ФЗ «Об АО» указывает на то, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации гос. и муниц. предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в гос. (муниц.) собственности или в отношении которых используется специальное право на участие РФ (субъектов РФ или муниц. образований) в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция")определяются федеральным законом о приватизации гос. и муниц. предприятий – ныне это ФЗ от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ (в ред. 05.08.2000), а с 26.04.2002 указанный Вами ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ.
Действительно, решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Решение об использовании или прекращении специального права ("золотой акции") принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.
Как это соотносится с п.4 ст.12 ФЗ 2Об АО»?
Так, что п.4 ст.12 ФЗ «Об АО» говорит именно о порядке внесения изменений в устав общества, не расширяя полномочий указанных субъектов на использование специальных прав. То есть, указанный пункт является одним из исключений из общего правила о внесении изменений в Устав – в соответствии с п.1. ст.12 подп.1 п.1 ст.48, п.4 ст.49 ФЗ «Об АО» решение вопроса о внесении изменений в Устав относится к компетенции общего собрания акционеров общества, причем принимается большинством в три четверти.
Указанный п.4.ст.12 ФЗ «Об АО» вовсе не меняет предусмотренный приватизационным законодательством порядок установления специальных прав, а лишь изменяет процедуру внесения изменений в устав, основанием для которых в данном случае становится не решение общего собрания акционеров, а решение уполномоченных субъектов.
Таким образом, установление специальных прав на участие в управлении открытыми акционерными обществами путем «прямого внесения изменений» по прежнему невозможно, так как для этого потребуется, прежде всего, решение Правительства РФ (органов гос. власти субъекта РФ или органов местного самоуправления) об использовании специального права ("золотой акции"), которое в силу норм ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ может быть принято в отношении уже действующего открытого акционерного общества только при его исключении из перечня стратегических акционерных обществ (Сейчас этот перечень определяется Постановлением Правительства от 17 июля 1998 г. N 784, которое до 1 марта 2002 г. должно представить на утверждение Президента РФ новый перечень стратегических акционерных обществ).
В том же «облегченном» порядке (без необходимого 3/4 ОСА) будет происходить и исключение таких сведений из устава общества (но только на основании соответствующего решения!).
Дата: 06.02.2002 11:42
Автор:
Спасибо за подробный комментарий, однако: В силу того же п.5 ст.1 ФЗ «Об АО», законодательство о приватизации не может быть применено к иным АО, чем указанные в этом пункте. В то же время ФЗ "об АО" применяется ко всем АО, и пункт 4 ст. 12 соответственно тоже, т.к. особых правил применения его Законом не установлено. Таким образом, в отношении АО, созданных не в результате приватизации, гос.органы не связаны ограничениями 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Таким образом, будучи ЗАО, учрежденным десятком физлиц, я получу решение администрации города о введении специального права на участие города В. в управлении этим ЗАО с копией нового устава, в котором уже всё это прописано. Не так ли?
Дата: 07.02.2002 13:30
Автор:
:-)
Соглашусь с Вами – п.5 ст. 1 ФЗ «Об АО» действительно говорит о том, что приватизационное законодательство может регулировать особенности создания и правового положения, только указанных в нем обществ.
Но всё-таки, даже без данного указания, п.4 ст.12 распространяется не на все общества. Или можно сказать на все, в отношении которых может быть принято решение об использовании специального права.
В отношении кого может быть принято такое решение, говорится опять-таки в законодательстве о приватизации, как ни крути, поэтому руководствоваться нужно именно им.
В пока еще не утратившем действие ФЗ от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ (в ред. 05.08.2000) статья 5 определяет полномочия Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении отдельных открытых акционерных обществ (то есть, специальное право может использоваться только в отношении ОТКРЫТЫХ АО и то, в конкретно-определенных случаях: при преобразовании гос. и муниц. унитарных предприятий в ОАО либо при принятии решения о продаже находящихся в гос. или муниц. собственности акций ОАО).
В новом ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ специальное право также устанавливается только в отношении ОТКРЫТЫХ АО (при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или при принятии решения об исключении ОАО из перечня стратегических акционерных обществ).
Другое дело, что из списка уполномоченных на принятие такого решения субъектов исключены органы местного самоуправления, и теперь право на участие в управлении открытыми АО имеют только Правительство РФ и органы гос. власти субъектов РФ (тут получается, что со вступлением ФЗ N 178-ФЗ в силу, ФЗ «Об АО» будет использовать расширенный круг субъектов, установленный еще пока действующим приватизационным законом... :)
Итак, прямого указания в п.4 ст. 12 ФЗ «Об АО» на приватизационное законодательство нет, но в силу установленного ФЗ N 178-ФЗ порядка принятия решения об установлении специального права, получается, что закрытое акционерное общество может не опасаться такого решения администрации города.
Ведь администрация сама по себе принять такое решение и установить свое специальное право не может: все кто имеют такое право и в отношении кого, в каких случаях – чётко указаны в ФЗ N 178-ФЗ, и цель расширить эти права пункт 4 ст.12 ФЗ «Об АО» не имеет.
И опять, «опасаться» введения «золотой акции» могут только унитарные предприятия при их приватизации, ну и ОАО, которые исключаются из списка стратегических (в который сейчас входят четко определенные категории обществ, и куда ЗАО по определению входить не может).
...А вообще, надо было начинать с ЦЕЛИ этой самой «золотой акции»... :-)
Дата: 07.02.2002 19:42
Автор:
Спасибо за столь подробный и развернутый ответ! Я понимаю Вашу позицию. Вот позиция администрации: 1) Законодательство о приватизации регулирует права Правительства РФ и органов гос. власти субъектов РФ в этом вопросе, но никак не органов местного самоуправления. (И Вы с этим согласились.) 2) Администрация города вправе издать решение, прямо предусмотренное п.4 ст.12 ФЗ «Об АО» с формулировкой, идентичной тексту Закона ("Об использовании в отношении ЗАО "ХХХХ" специального права на участие муниципального образования в управлении ..."). 3) Акционерам не удастся в суде доказать незаконность такого решения на основании нарушения законодательства о приватизации в силу неприменимости его к АО, иным чем указано в п.5 ст. 1 ФЗ «Об АО», и к органам местного самоуправления в части порядка принятия решений, предусмотренных п.4 ст.12 ФЗ «Об АО». Вот такое вот чудо :).
Спасибо за ответы, RSa
Дата: 25.03.2002 11:53
Автор: Anastasia
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 43
Уважаемые юристы! Разъясните, пожалуйста, следующее: В Указе президента № 1392 от 16.11.92 ( вред. 1998 г) сказано, что Золотая акция имеет срок до 3-х лет. По истечении этого срока право вето прекращается? Нужно ли какое либо решение органов гос. власти? Что становится с Золотой акцией в этом случае: она становится 1 шт обыкновенной? привелигированной? или в силу п.3 ст 31 123-ФЗ "О приватизации....." она тоже теперь "право", а не "штука" (хоть и в бездокументарной форме, но акции учитываются по количеству)?
Большое спасибо.
Дата: 25.03.2002 13:06
Автор: DM
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 434
Есть распоряжение гос имущства РФ, подписанное еще г-ном Кохом! Так вот там утверждается, что после окончания срока действия спец права - "золотой акции" она подлежит продаже как одна обыкновенная акция. Идиотизм полнейший, но так написано!!! :(( Как это выполнить "по жизни" никто не знает, так как "лишних" или "запасных" акций у Общества, как правило, нет и быть не должно.
Нашел. Привожу текст ДОСЛОВНО: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 6 марта 1997 г. N 121-р
Внести изменение в распоряжение Госкомимущества России N 701-р от 04.11.92, изложив п. 4.10 в следующей редакции: "Все невыкупленные акции из ФАРП по истечении срока его существования, все невыкупленные льготные акции и акции, временно закрепленные в государственной собственности, по окончании срока закрепления, подлежат продаже за деньги по конкурсу или на аукционе. "Золотая акция" по истечении срока закрепления в федеральной собственности конвертируется в обыкновенную и продается на денежном аукционе".
Председатель А.Р.КОХ
Вот так, не больше, не меньше - НА АУКЦИОНЕ!! :))
Дата: 25.03.2002 15:10
Автор: Anastasia
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 43
Огромное спасибо за ответ. Но все же остается кране не понятна ситуация со сроком действия этого самого права вето по Золотой акции. В указе и прочих актах срок есть (до 3-х лет), в 123-ФЗ это уже право, а не акция, действующее до отмена. При всем при этом Указ президента является действующим.
Нужно ли в настоящий момент какое либо решение органов гос. власти если золотая акция выпущена в 1994 году? Что делать СЕЙЧАС с этой Золотой акцией, каким образом ее йчитывать в реестре акционеров - как 1 штука? или в силу п.3 ст 31 123-ФЗ "О приватизации....." она тоже теперь "право", а не "штука" (хоть и в бездокументарной форме, но акции учитываются по количеству)?
Дата: 26.03.2002 06:42
Автор: DM
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 434
По поводу отмены - не скажу, не знаю. В реестре учитывается как спец право. В том то и весь каламбур, что это спец право, а не акция, но потом ее нужно как-то продать как ОДНУ обыкновенную акцию :))). Бредятина какая-то.
Дата: 26.03.2002 10:31
Автор: Anastasia
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 43
Порядок прекращения Золотой Акции
УКАЗ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 (ред. от 16.04.1998) "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ"
4. При преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых в со-ответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" может быть разрешена по решению Пра-вительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, указанные органы вправе принимать решения о вы-пуске при эмиссии их акций "Золотой акции", предоставляющей ее владельцу на срок до 3 лет (ус-танавливаемый при ее выпуске) право вето при принятии собранием акционеров решений: о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества; о его реорганизации или ликвидации; о его участии в других предприятиях и объединениях предприятий; о передаче в залог или аренду, продаже и отчуждении иными способами имущества, состав которого определяется планом приватизации предприятия. "Золотая акция" в указанных случаях находится в государственной собственности. Ее пере-дача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение "Золотой акции" иными способами до истечения срока ее действия допускаются только по решению органа, принявшего решение о ее выпуске при учреждении акционерного общества. При продаже и отчуждении иными способами "Золотая акция" конвертируется в обыкновенную, особые права, предоставленные ее владельцу в соответствии с настоящим Указом, прекращаются.
Таким образом данный указ устанавливает: 1) срок Золотой акции – до 3-х лет 2) запрет на залог и траст Золотой акции для всех, в том числе и для государства 3) продажа и иное отчуждение – с разрешения государства 4) при продаже исключительное право вето теряется, акция становится обыкновенной (а не при истечении срока) Ничего не говорится о том, что становится с акцией по истечении срока, на который она выпуще-на. Данным Указом так же был утвержден типовой устав акционерного общества, созданного в ре-зультате приватизации государственных предприятий:
5. Дополнить статью 5 следующим пунктом: "5.10 "Золотая акция" дает ее владельцу все права, предусмотренные для владельцев обыкновенных акций, а также право вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, предусмотренным частями 1, 9, 10, 11 и 12 пункта 6.3 настоящего Устава. Указан-ное право предоставляется ее владельцу на срок ____________________ (до 3-х лет) с мо-мента регистрации Общества. Решения по указанным вопросам, принятые собранием акционеров в отсутствие владельца "Золотой акции" или его представителя, признаются недействительными. Применение права вето владельцем "Золотой акции" влечет за собой приостановку дейст-вия соответствующего решения на срок до шести месяцев и передачу его на рассмотрение органа (в том числе органа государственного управления или суда), определяемого владельцем "Золотой акции" в порядке, установленном учредительными документами Общества".
Отсюда следует: 1. Золотая Акция обладает всеми правами обыкновенной + право вето 2. Право на срок, а значит по его истечении – остаются права только как у 1 обыкновенной ак-ции (вывод весьма косвенный)
Выходит, что нормативно-правовые акты, изданные до 21.07.1997 года, рассматривали Золотую акцию как 1 обыкновенную акцию с большим объемом прав – право вето. При прекращении этого права акция становилась обыкновенной – 1 шт. Нормативно-правовые акты, изданные после 1997 года, такие как ФЗ №123 от 21.07.97 (и все последующие редакции) «О приватизации государственного имущества………..» рассматривают Золотую акцию как специальное право. В соответствии с этим законом: «2. Решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Фе-дерации или органы местного самоуправления, принявшие решения об использовании специаль-ного права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении». Отсюда следует, что не важно на какой срок выпущена Золотая Акция, права по ней прекраща-ются с момента принятия решения об этом гос. органами.
«4. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акцио-нерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права» Отсюда следует, что прекращается право – исчезает акция. (или не это следует? Не понятноо какой замене идет речь)
В соответствии уже с этим законом специальное право ("золотая акция") не содержит имуще-ственных прав, характерных для акции (право на дивиденд и ликвидационную долю), как было в Указе президента от 1992 года и фактически изъято из гражданского оборота (ее нельзя отчуж-дать, передавать в залог и т.п.). По сути, оно не является ценной бумагой, а представляет собой правовой инструмент, обладающий определенными свойствами акции (право на участие в управ-лении делами АО). Кроме того, в п.3 ст. 31 указанного закона «Порядок вступления в силу настоящего ФЗ» преду-смотрено следующее: «3. В связи с принятием настоящего Федерального закона признается, что все "Золо-тые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Россий-ской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("золотой акцией")».
Таким образом, норма ст. 5 данного закона распространяется и на Золотые акции, выпущенные ранее, и даже на Золотые Акции, права по которым прекратились до принятия этого закона.
Таким образом, до принятия Закона 123-ФЗ Указ президента определял Золотую акцию иным способом: 1) Это была акция, обладающая всеми правами как обыкновенная акция + право вето 2) срок акции устанавливался до 3-х лет 3) при прекращении права вето акция становилась 1 шт. обыкновенной акции (косвенно)
Теперь же: 1) Золотая акция – это НЕ ценная бумага, а лишь право. Нет права – нет акции. 2) Это положение распространяется и на Золотые акции, выпущенные до принятия 123-ФЗ. 3) Срок в 3 года не действует. Право по акции прекращается только с вынесением гос. Орга-нами такого решения, на основании которого и вносятся изменения в устав.
Однако с таким мнением не согласен Президиум ВАС РФ, что он и указал в своем письме 21.02.2001 года № 60: « В соответствии со статьей 5 Федерального закона о приватизации Правительство Россий-ской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы ме-стного самоуправления вправе принимать решения об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие Рос-сийской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотой акции"). Согласно пункту 2 названной статьи Закона специальное право "Золотая акция" действует до принятия решения о его прекращении. В отличие от этого требования пункт 2.7 Основных положений приватизации предусматри-вал закрепление "Золотой акции" в государственной собственности на срок не более трех лет, и специального решения о прекращении действия "Золотой акции" не требовалось. Поскольку указанный для акции срок истек до вступления в действие Федерального закона о приватизации, решение администрации области о продлении срока закрепления в государст-венной собственности "Золотой акции" является неправомерным. Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации о том, что все "Золо-тые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются пре-дусмотренным статьей 5 названного Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами, распространяются на все выпущенные "Золотые акции", срок действия которых не истек к моменту вступления в действие данного Федерального закона».
Дата: 26.03.2002 11:17
Автор: Юристочка
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 91
Действительно бредятина, да еще и с вариациями на заданную тему... Есть два варианта, которые имели место быть в ходе приватизации: 1. Предприятие приватизировалось и в структуре уставного капитала выделена 1 "Золотая акция" и учтена по номиналу в его размере, при этом номинал этой акции равен номиналу одной обыкновенной акции (у нас именно такая ситуация), хотя согласна, что это нонсенс. 2. Ситуция, которая гораздо хуже - "Золотая акция предусмотрена планом приватизации, но в структуре уставного капитала не учтена (что более парвильно, так как это все-таки специальное право, а не доля в имуществе), а следовательно при ее конвертации для последующей продажи она берется из воздуха (вспоминается "Продавец воздуха" применительно к нашим гос. органам).
При этом вопрос об истечении срока действия специального права в любом случае не стоит. Указ Президента (о котором Вы говорите),по мнению Минимущества, не может противоречить закону, а поэтому применяют ФЗ "О приватизации...", на который Вы тоже ссылаетесь. Единстенный известный механизм избавления от З.А. предполагает ее конвертацию в обыкновенную акцию и продаже с аукциона. В качестве основания в решении о продаже ссылаются на Распоряжение Мингосимущества РФ от 23 апреля 1999 г. N 592-р. При этом в распоряжени о конвертации (в нашей ситуции) указан тип акции: "обыкновенная акция, подлежащая продаже на аукционе". Это что-то новенькое!? То есть предполагается, что акция конвертирована только для целей продажи и долей в УК не является? Насколько я поняла, так оно и есть. В моем случае срок действия "Золотой акции" истек аж в 1996 году, но Мингосимущество и РФФИ так не думают. По мнению юристов Минимущества (новый источник права:)) действие "Золотой акции" не может быть прекращено истечением срока ее действия, ссылаются все на тот же документ от царя Коха... Механизм реален, как раз сейчас занимаюсь сбором документов для предпродажной подготовки.
Дата: 26.03.2002 11:53
Автор: Юристочка
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 91
"4. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права» - это только о том, что замена формы участия государства не допускается, или З.А. или госпакет.
Дата: 26.03.2002 13:35
Автор: Anastasia
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 43
Спасибо Вам, но одну минуточку, уважаемая Юристочка! Для меня не понятно следующее: 1) С одной стороны Указ президента не может противоречить ФЗ "О приватизации...." и применению подлежит последний, а сам Указ не действует. Однако, Указ противоречит ФЗ именно в отношении установления срока (до 3-х лет) (ФЗ отменяет какой либо срок З.А.). Тогда Вы не можете конвертировать и продать свою акцию, хоть, как Вы и утверждаете, ее срок истек в 1996 г! Раз применяется ФЗ, да еще и имеет действие его п.3 ст.31 о том, что все З.А. имевшие место ранее теперь право, а не акция, то теперь получается что срок ваше З.А. вовсе не истек! Он просто не имеет значения! И она уже не может быть ковертирована при продаже в обыкновенную в соответствии с п.4 Указа, ведь он не действует в этой части. 2) Какие аргументы приводит МИнимущество в обоснование своей позиции о том, что Указ не действует? С одной стороны, есть п.3. ст.31 ФЗ "О приватизации", с другой стороны есть разъяснение Президиума ВАС РФ, на которое я ссылалась, и которое говорит о том что этот пункт применяется только к З.А., чей срок не стек к моменту вступления в силу ФЗ. 3) Какие по Вашему законодательные акты в настоящий момент имеют силу?
Дата: 26.03.2002 13:42
Автор: Юристочка
Регистрация: 01.11.2004
Сообщений: 91
По мнению юристов Минимущества, Информационное письмо ВАС от 21.02.01 г. № 60 касается только случаев продления срока действия "Золотой акции". Оно констатирует, что в случае, если решение о продлении срока действия "З.А." принято после введения в действие ФЗ "О приватизации", то принятие этого решения является неправомерным. Весьма косвенно затрагивается вопрос о прекращении срока действия "Золотой акции" со ссылкой на пункт 2.7. Основных положений, которым не требовалось специального решения о прекращении срока действия "З.А.". Мне кажется, для того, чтобы однозначно решить вопрос с прекращением срока действия "З.А." можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Может я и не права, но меня эта мысль давно посещала. Может обсудим такую возможность?
Для того чтобы оставлять сообщения на форуме, Вам необходимо зарегистрироваться.