Корпоративное управление: история и практика.
Дата публикации: 12.07.2009
|
Брошюра "Корпоративное
управление: история и практика", подготовленная ФКЦБ России в формате PDF
Корпоративное управление еще для
многих остается загадочным явлением. Точного определения этого понятия вам не
даст никто, но насчет его важности специалисты могут говорить часами.
Корпоративное управление –
система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство
компанией.
Корпоративное управление – способ
управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное
распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными
заинтересованными лицами.
Корпоративное управление –
комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство
компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости
предприятия.
Корпоративное управление –
система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами по вопросам
обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев,
а также других заинтересованных сторон.
Суть корпоративного управления
заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффектного контроля и
мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению
капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры
управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят
четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные
лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у
них реальная возможность влиять на принятие важных решений.Проблема
корпоративного управления возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс
разделения права собственности и управления этой собственностью. До этого
рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в
своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.
В начале 30-х годов собственники
стали расширять сферы своей деятельности, и им пришлось передавать
исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена
доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим
вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов
управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а
топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История
корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных
сторон.Играя на разногласиях между интересами акционеров, топ-менеджеры
сконцентрировали контроль над корпорацией в своих руках. Первый этап истории
корпоративного управления – сосредоточение в одних руках права собственности и
управления ей – на этом закончился. Начался второй этап – корпоративная система
с сильным менеджментом и слабым собственником. Управленцы свели роль акционеров
к минимуму, став фактически полновластными хозяевами предприятий.
Количество просмотров: 225
|