На главную Карта сайта
 
Библиография Государственнная регистрация юридических лиц

Общедоступность сведений из единого государственного реестра юридических лиц. Миф или реальность?



ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?


Морозов Михаил Николаевич,
аспирант Университета Российской академии образования


Право: теория и практика № 5, 2003

 

Вступивший в силу с 01 июля 2002 года Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц (далее - государственный реестр). Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти [В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.02. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц], осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах [ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» №129-ФЗ]. Сведения, содержащиеся в государственном реестре являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков и предоставляются в виде выписок из ЕГРЮЛ, копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также справок об отсутствии запрашиваемой информации (справка также выдается при отсутствии о государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо [п.20 Постановления Правительства РФ от 19.06.02. №438]). Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается [ст.6. Там же]. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом [ст.4. Там же], следовательно пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к реестру, и более того, не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой ими информации [ст.12 ФЗ от 20.02.95г. №24-ФЗ «Об информации»].

Приведенная выше законодательная база однозначно утверждает:

«да», сведения из ЕГРЮЛ являются общедоступными;

«да», их может получить, заплатив государственную пошлину, любое лицо;

«да», механизм получения сведений законодательно определен.

Однако, несмотря на кажущуюся однозначность ситуации, получить необходимые сведения совсем не просто.

На начальном периоде (до декабря 2002г.) органы МНС РФ зачастую отказывали налогоплательщикам в предоставлении сведений, ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ о налоговой тайне. Да, действительно, согласно п.1.ст.102 НК РФ налоговую тайну представляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных той же статьей НК РФ. Однако ч.2.ст.102 НК РФ говорит о том, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре открыты и общедоступны (см.выше). Данное положение и было подтверждено Письмом МНС РФ от 04.12.02 [№ФС-6-09/1868@].

Выпущенное МНС РФ письмо решило проблему, но решило ее лишь отчасти. К сожалению, и в настоящее время, если заинтересованное лицо захочет получить какие либо сведения из ЕГРЮЛ, оно вынуждено предоставлять запрос, подписанный либо руководителем организации, либо лицом по доверенности (с приложением последней). Лишь в этом случае, доказав налоговому органу «причастность» к организации заявитель может быть уверен в том, что его запрос будет принят и сведения получены. В случае отсутствия всего вышесказанного, лицу скорее всего будет отказано в принятии документов с формулировкой «а мы же не знаем кто вы, как же мы вам предоставим сведения?», что является прямым нарушением Закона. Можно лишь предполагать о причинах такой позиции местных ИМНС. Это может быть что угодно – от простого незнания нормативов работниками регистрационных органов до позиции руководства ИМНС по этому вопросу. Первое предположение основывается на личном опыте (когда после получаса общения с начальником юридического(!) отдела одной из московских ИМНС он не смог мне объяснить, в каком размере необходимо заплатить государственную пошлину за сведения, получаемые из ЕГРЮЛ), второе – на здравом смысле, так как не может вся государственная структура существовать на авось, из «под полы» нарушая Закон.

Подводя итог, можно сказать, что данная проблема далеко не единственная в этой области, да это и вполне объяснимо – новый закон, новый регистрирующий орган, новые порядки, новые цели. Однако чем раньше Закон встанет на накатанные рельсы, чем раньше он начнет нормально работать, тем скорее будет наведен порядок в этой сфере отношений.

 


Количество просмотров: 180





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

05.08.2020
Федеральный закон от 31.07.2020 N 297-ФЗ

06.06.2020
Дорого покупаем акции Российских компаний практически любых ОАО и ПАО

28.05.2020
Корпоративный секретарь

30.04.2020
Сроки раскрытия Ежеквартального отчета за 1 квартал 2020 года

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group