ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Морозов Михаил Николаевич,
аспирант Университета Российской академии образования
Право: теория и практика № 5, 2003
Вступивший в силу с 01 июля 2002 года
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее Закон)
регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией
юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении
изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного
реестра юридических лиц (далее - государственный реестр). Государственная
регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт
уполномоченного федерального органа исполнительной власти [В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.02. № 319
установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц], осуществляемый посредством внесения в
государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации
юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах [ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» №129-ФЗ]. Сведения, содержащиеся в государственном реестре
являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных
физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков и
предоставляются в виде выписок из ЕГРЮЛ, копий документов, содержащихся в
регистрационном деле, а также справок об отсутствии запрашиваемой информации
(справка также выдается при отсутствии о государственном реестре сведений о
юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо [п.20 Постановления Правительства РФ от 19.06.02. №438]). Отказ в предоставлении содержащихся в
государственном реестре сведений не допускается [ст.6. Там же]. Государственный
реестр является федеральным информационным ресурсом [ст.4. Там же],
следовательно пользователи – граждане, органы государственной власти, органы
местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают
равными правами на доступ к реестру, и более того, не обязаны обосновывать
необходимость получения запрашиваемой ими информации [ст.12 ФЗ от 20.02.95г. №24-ФЗ «Об информации»].
Приведенная выше законодательная база
однозначно утверждает:
«да», сведения из ЕГРЮЛ являются
общедоступными;
«да», их может получить, заплатив
государственную пошлину, любое лицо;
«да», механизм получения сведений законодательно
определен.
Однако, несмотря на кажущуюся однозначность
ситуации, получить необходимые сведения совсем не просто.
На начальном периоде (до декабря 2002г.)
органы МНС РФ зачастую отказывали налогоплательщикам в предоставлении сведений,
ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ о налоговой тайне. Да,
действительно, согласно п.1.ст.102 НК РФ налоговую тайну представляют любые
полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением
сведений, определенных той же статьей НК РФ. Однако ч.2.ст.102 НК РФ говорит о
том, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их
должностными лицами и привлекаемыми специалистами за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом. Федеральным законом «О государственной
регистрации юридических лиц» установлено, что сведения, содержащиеся в
государственном реестре открыты и общедоступны (см.выше). Данное положение и
было подтверждено Письмом МНС РФ от 04.12.02 [№ФС-6-09/1868@].
Выпущенное МНС РФ письмо решило проблему, но
решило ее лишь отчасти. К сожалению, и в настоящее время, если заинтересованное
лицо захочет получить какие либо сведения из ЕГРЮЛ, оно вынуждено предоставлять
запрос, подписанный либо руководителем организации, либо лицом по доверенности
(с приложением последней). Лишь в этом случае, доказав налоговому органу
«причастность» к организации заявитель может быть уверен в том, что его запрос
будет принят и сведения получены. В случае отсутствия всего вышесказанного,
лицу скорее всего будет отказано в принятии документов с формулировкой «а мы же
не знаем кто вы, как же мы вам предоставим сведения?», что является прямым
нарушением Закона. Можно лишь предполагать о причинах такой позиции местных
ИМНС. Это может быть что угодно – от простого незнания нормативов работниками
регистрационных органов до позиции руководства ИМНС по этому вопросу. Первое
предположение основывается на личном опыте (когда после получаса общения с
начальником юридического(!) отдела одной из московских ИМНС он не смог мне
объяснить, в каком размере необходимо заплатить государственную пошлину за
сведения, получаемые из ЕГРЮЛ), второе – на здравом смысле, так как не может
вся государственная структура существовать на авось, из «под полы» нарушая
Закон.
Подводя итог, можно сказать, что данная
проблема далеко не единственная в этой области, да это и вполне объяснимо –
новый закон, новый регистрирующий орган, новые порядки, новые цели. Однако чем
раньше Закон встанет на накатанные рельсы, чем раньше он начнет нормально
работать, тем скорее будет наведен порядок в этой сфере отношений.