На главную Карта сайта
 
Библиография Государственнная регистрация юридических лиц

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»: проблемы теории и практики.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ


Морозов Михаил Николаевич,
аспирант Университета Российской академии образования


Право: теория и практика № 5, 2003

С 1 июля 2002 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 принятого во исполнение Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее Закон) на Министерство РФ по налогам и сборам возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Данное постановление было принято в интересах юридических лиц с целью сокращения административных барьеров и реализации принципов «одного окна». Во исполнение п.3 ст.26 Закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Закона, обязано в течение 6 месяцев предоставить сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 ст.5 Закона, о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года. [Обращение МНС РФ от 01 июля 2002 года «О государственной регистрации юридических лиц».]

Однако, до настоящего времени, реализовать данные новеллы законодательства в полном объеме органам МНС РФ не удается.

Как показывает практика и ведущаяся органами МНС РФ статистика, сведения подали лишь около 86% зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц, а присвоено ОГРН [Общероссийский государственный регистрационный номер.] всего лишь немногим более, чем половине юридических лиц [Данные по г.Москве]. Поскольку нормативные акты РФ не устанавливают сроков обработки предоставленных в органы МНС РФ сведений и сроков присвоения ОГРН, данное состояние дел не является нарушением действующего законодательства и может объясняться лишь проблемами делопроизводства в МНС РФ и организацией процесса присвоения ОГРН в целом.

Вместе с тем, сложившаяся ситуация не может не отразиться на налогоплательщиках. Повседневная хозяйственная деятельность юридических требует принятия различных решений, итогом которых становится перерегистрация юридических лиц, внесение изменений в учредительные документы, внесение изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также иные регистрационные действия [В соответствии с главами V, VI, VII Закона].

Ситуация с приведенными выше регистрационными действиями в настоящий момент складывается парадоксальная. При обращении в налоговый орган юридического лица, у которого отсутствует ОГРН, но которое в установленном законом порядке предоставило с МНС все необходимые сведения, с заявлением о необходимых регистрационных действиях [За исключением государственной регистрации юридического лица при его создании в соответствии с главой IV Закона], уполномоченное лицо сталкивается с такой проблемой, как непринятие налоговыми органами заявлений, которые мотивируют свои действия тем, что без присвоения ОГРН регистрация не представляется возможной. То есть, налогоплательщик, надлежащим образом выполнивший возложенные на него государством обязанности, сталкивается с ситуацией, когда само государство, в лице МНС РФ, своих обязательств исполнить не может, и, исходя из динамики обработки поданных юридическими лицами сведений, выполнит их не скоро.

Вместе с тем, Закон основания для отказа в приеме документов и совершении регистрационных действий «в связи с отсутствием ОГРН» не предусматривает. Следовательно, в связи с изложенным, юридическое лицо имеет право подавать заявления в регистрационный орган. Однако, практически, это право реализовать очень проблематично. Можно, например, подавать документы, посылая их почте, тем самым значительно замедляя процесс регистрации сведений. В случае отказа в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным ст.23 Закона, юридическое лицо имеет право на обжалование в судебном порядке [п.5. ст.23 Закона].

Как показало время, претворить в жизнь принцип «одного окна» также пока не представляется возможным. Данное утверждение основано на сложившейся, за время действия Закона практике. Поскольку ни один из нормативных актов, регулирующих постановку юридических лиц на учет в налоговых органах до настоящего времени не отменен, следовательно, никто не отменял обязанность юридических лиц осуществить постановку на учет в налоговом органе, либо подать соответствующее уведомление о внесенных в учредительные документы изменениях в те же сроки. При неисполнении данных требований, налоговые органы вправе наложить на налогоплательщика штрафные санкции.

Таким образом, на практике, складывается ситуация, при которой налогоплательщик вынужден, в первую очередь, осуществить действия связанные с государственной регистрацией юридического лица, а затем, зарегистрировав юридическое лицо и получив свидетельство о государственной регистрации (изменений в учредительных документах), обязан вновь обратиться в налоговый орган для уведомления о произведенных изменениях, либо о постановке юридического лица на налоговый учет. То есть, фактически, взять из одного окна и передать их в другое. Следовательно, принцип «одного окна» не реализован до настоящего момента в практическом смысле. Также вызывает много неудобств практическое применение положений Закона, касающихся предоставления документов для осуществления регистрационных действий в одном экземпляре. Как следствие, единственные оригиналы зарегистрированных документов остаются в органах МНС, а на руки заявитель может получить только заверенную регистрирующим органом копию.

Например, для свидетельствования верности копий у нотариуса учредительных документов юридических лиц необходимо предоставить оригиналы этих учредительных документов, но так как оригиналы учредительных документов хранятся в МНС которые выдают только копии документов (стоимость которых превышает в несколько раз стоимость их оформления у нотариуса) такие копии нотариус не вправе заверить (ст79 Основа законодательства РФ о нотариате, - верность копии с копии свидетельствуется только в том случае, если.... копия документа выдана юридическим лицом от которого исходит подлинный документ). А в данном случае документ исходит от юридического лица. Более того, копии учредительных документов, выданных МНС не принимаются многими банковскими учреждениями при открытии счетов и иных действий. Также осложнилась процедура нотариального удостоверения подлинности подписей на банковских карточках, в связи с тем, что нотариусу не предоставляется возможности подтвердить правоспособность юридического лица и полномочия его руководителей. В этих случаях, нотариусу приходится истребовать дополнительные документы, в частности выписку из единого государственного реестра юридических лиц, которую, в свою очередь приходится оформлять самому юридическому лицу и оплачивать в установленном порядке государственную пошлину.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что положения Закона, заложенные его авторами, в настоящее время, сталкиваясь с многочисленными бюрократическими барьерами не в полной мере применимы на практике.

[p]


Количество просмотров: 160





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

01.11.2019
Уведомление общества

16.08.2019
Пункт 2.29 Положения № 660-П

16.08.2019
Предоставление информации акционерам

07.08.2019
Изменение места проведения ОСА уставом

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group