Закон о государственной регистрации
юридических лиц.
Дэниел ГОГЕК
Вячеслав
ХОРОВСКИЙ
Коллегия
№ 1, 2001
8 августа 2001 года Президент Российской
Федерации подписал Федеральный закон "О государственной регистрации
юридических лиц". Реализация этого закона может стать важной вехой на пути
улучшения условий предпринимательской деятельности в России, поскольку
позволит:
· обеспечить
большую прозрачность и доступность необходимой информации о юридических
лицах путем создания единой, централизованной системы государственной
регистрации юридических лиц, гарантированный доступ к которой будет
предоставляться любым заинтересованным лицам;
· сделать сам
процесс государственной регистрации более эффективным, упростив и ускорив
процедуру регистрации;
· более гибко
подходить к содержанию учредительных документов юридических лиц и,
следовательно, свободно определять правила участия учредителей юридических лиц
в деятельности юридического лица согласно действующему законодательству.
Более прозрачная
система
Ключом к созданию
приемлемых условий для предпринимательской деятельности и надлежащего
корпоративного управления является прозрачность и доступность информации о юридическом лице. Неблагоприятный для
предпринимательской деятельности климат и низкий уровень корпоративного
управления в России не в последнюю очередь обусловлены тем, что на протяжении
ряда лет было крайне сложно получить достоверную информацию о юридических
лицах. Отсутствие такой информации препятствовало привлечению частных
инвестиций, поскольку как отечественные, так и иностранные инвесторы не могли
заранее получить достаточно четкого представления о составе акционеров
(участников) и исполнительных органах хозяйственных обществ, рассматриваемых в
качестве возможных контрагентов.
Единственный выход
из сложившегося положения – создание единого государственного реестра, в
который будут вноситься соответствующие сведения и который будет общедоступным.
Следует отметить, что о едином государственном реестре юридических лиц, как и о
законе о регистрации юридических лиц речь шла уже в
части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в
силу 1 января 1995 года. К сожалению, за прошедшие семь лет государственный реестр
юридических лиц так и не был создан.
Новый закон
предусматривает создание такого единого государственного реестра юридических
лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом. В соответствии с законом
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию юридических
лиц, – регистрирующий орган – будет вести государственный реестр юридических лиц и предоставлять по запросу сведения, содержащиеся в
государственном реестре (статьи 4-7). Такие сведения включают информацию об
организационно-правовой форме юридического лица, его исполнительном органе,
месте нахождения, учредителях, правопреемстве при его реорганизации,
изменениях, внесенных в учредительные документы, а также о размере указанного в
учредительных документах уставного капитала.
Новый закон будет
применяться ко всем юридическим лицам, и таким образом государственный реестр
юридических лиц должен стать единым источником сведений о юридических лицах
независимо от их организационно- правовой формы и сферы экономической
деятельности (статья 1).
Более
простой порядок создания юридического лица (Глава IV. Государственная регистрация
юридических лиц при их создании)
Серьезным
препятствием для улучшения предпринимательского климата в России является
неэффективность и бюрократизация всего процесса создания юридических лиц.
Длительные сроки регистрации объясняются тем, что в различных субъектах
Российской Федерации действуют различные правила и нередко устанавливаются
неоправданно длительные сроки для рассмотрения представленных документов. Такие
правила также предоставляют органам, осуществляющим регистрацию, неоправданно
широкие полномочия для отказа в регистрации.
Новый закон
устанавливает максимальный срок (пять рабочих дней) для государственной
регистрации вновь создаваемых юридических лиц (статья 8) и предусматривает, что
документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации юридического лица в
государственный реестр, должен быть выдан регистрирующим органом в течение
одного рабочего дня с момента государственной регистрации юридического лица
(статья 11).
Кроме того,
регистрирующий орган будет выполнять функции, связанные исключительно с
регистрацией юридических лиц и формальной проверкой представленных документов,
а не функции органа регулирования. При действующем ныне порядке и существующей
практике местные органы, осуществляющие регистрацию, наделены полномочиями
проверки представленных документов на предметих соответствия действующему
законодательству, при этом перечень оснований для отказа в регистрации
юридического лица, включающий несоответствие требованиям законодательства,
чрезвычайно широк. Предусмотренный новым законом исчерпывающий перечень
оснований для отказа в государственной регистрации включает только
непредставление необходимых документов и представление документов в
ненадлежащий регистрирующий орган (статья 23).
Большая свобода
сторон при создании юридического лица
По новому закону
большее внимание будет уделяться именно формальной стороне регистрации
юридического лица. Поэтому можно надеяться, что в рамках этого процесса у
учредителей появится большая степень свободы, и они смогут включать условия
своих соглашений и договоренностей в учредительные документы создаваемых
юридических лиц, представляемые для государственной регистрации. Отрадно
видеть, что в новом законе содержатся положения, подтверждающие, что именно
заявители отвечают за соответствие представленных ими учредительных документов
требованиям российского законодательства (статья 12, 25).
При существующем
ныне порядке необходимая гибкость зачастую невозможна, и это ограничивает
свободу учредителей юридических лиц в определении их взаимоотношений. В
результате сторонам нередко приходится создавать иностранные юридические лица в
странах, где проявляют большую гибкость в данных вопросах (чаще всего – в офшорах).
Поэтому новый закон, на наш взгляд, должен благоприятно сказаться на создании
новых юридических лиц в России.
Вступление в силу
и реализация закона
Новый закон
вступает в силу с 1 июля 2002
г. К этому моменту регистрирующий орган и единый государственный
реестр юридических лиц должны быть полностью сформированы.
В течение шести
месяцев после вступления закона в силу все юридические лица должны представить
в регистрирующий орган сведения о наименовании, организационно-правовой форме,
адресе, способе образования (создание или реорганизация), об учредителях, а
также подробные сведения о лице, имеющем право действовать от имени
юридического лица без доверенности. Невыполнение данного требования может
повлечь за собой ликвидацию юридического лица в судебном порядке по заявлению
регистрирующего органа (статья 26).
В конечном счете любые ожидаемые положительные результаты будут
зависеть от того, как будет реализовываться новый закон и насколько органы
исполнительной власти будут привержены идее последовательного и разумного
выполнения его положений.