На главную Карта сайта
 
Библиография Государственнная регистрация юридических лиц

Закон о государственной регистрации юридических лиц.



Закон о государственной регистрации юридических лиц.

Дэниел ГОГЕК

Вячеслав ХОРОВСКИЙ

Коллегия № 1, 2001


8 августа 2001 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Реализация этого закона может стать важной вехой на пути улучшения условий предпринимательской деятельности в России, поскольку позволит:

·  обеспечить большую прозрачность и доступность необходимой информации о юридических лицах путем создания единой, централизованной системы государственной регистрации юридических лиц, гарантированный доступ к которой будет предоставляться любым заинтересованным лицам;

·  сделать сам процесс государственной регистрации более эффективным, упростив и ускорив процедуру регистрации;

·  более гибко подходить к содержанию учредительных документов юридических лиц и, следовательно, свободно определять правила участия учредителей юридических лиц в деятельности юридического лица согласно действующему законодательству.

Более прозрачная система

Ключом к созданию приемлемых условий для предпринимательской деятельности и надлежащего корпоративного управления является прозрачность и доступность информации о юридическом лице. Неблагоприятный для предпринимательской деятельности климат и низкий уровень корпоративного управления в России не в последнюю очередь обусловлены тем, что на протяжении ряда лет было крайне сложно получить достоверную информацию о юридических лицах. Отсутствие такой информации препятствовало привлечению частных инвестиций, поскольку как отечественные, так и иностранные инвесторы не могли заранее получить достаточно четкого представления о составе акционеров (участников) и исполнительных органах хозяйственных обществ, рассматриваемых в качестве возможных контрагентов.

Единственный выход из сложившегося положения – создание единого государственного реестра, в который будут вноситься соответствующие сведения и который будет общедоступным. Следует отметить, что о едином государственном реестре юридических лиц, как и о законе о регистрации юридических лиц речь шла уже в части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 1 января 1995 года. К сожалению, за прошедшие семь лет государственный реестр юридических лиц так и не был создан.

Новый закон предусматривает создание такого единого государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом. В соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию юридических лиц, – регистрирующий орган – будет вести государственный реестр юридических лиц и предоставлять по запросу сведения, содержащиеся в государственном реестре (статьи 4-7). Такие сведения включают информацию об организационно-правовой форме юридического лица, его исполнительном органе, месте нахождения, учредителях, правопреемстве при его реорганизации, изменениях, внесенных в учредительные документы, а также о размере указанного в учредительных документах уставного капитала.

Новый закон будет применяться ко всем юридическим лицам, и таким образом государственный реестр юридических лиц должен стать единым источником сведений о юридических лицах независимо от их организационно- правовой формы и сферы экономической деятельности (статья 1).

Более простой порядок создания юридического лица (Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании)

Серьезным препятствием для улучшения предпринимательского климата в России является неэффективность и бюрократизация всего процесса создания юридических лиц. Длительные сроки регистрации объясняются тем, что в различных субъектах Российской Федерации действуют различные правила и нередко устанавливаются неоправданно длительные сроки для рассмотрения представленных документов. Такие правила также предоставляют органам, осуществляющим регистрацию, неоправданно широкие полномочия для отказа в регистрации.

Новый закон устанавливает максимальный срок (пять рабочих дней) для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (статья 8) и предусматривает, что документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации юридического лица в государственный реестр, должен быть выдан регистрирующим органом в течение одного рабочего дня с момента государственной регистрации юридического лица (статья 11).

Кроме того, регистрирующий орган будет выполнять функции, связанные исключительно с регистрацией юридических лиц и формальной проверкой представленных документов, а не функции органа регулирования. При действующем ныне порядке и существующей практике местные органы, осуществляющие регистрацию, наделены полномочиями проверки представленных документов на предметих соответствия действующему законодательству, при этом перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица, включающий несоответствие требованиям законодательства, чрезвычайно широк. Предусмотренный новым законом исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации включает только непредставление необходимых документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (статья 23).

Большая свобода сторон при создании юридического лица

По новому закону большее внимание будет уделяться именно формальной стороне регистрации юридического лица. Поэтому можно надеяться, что в рамках этого процесса у учредителей появится большая степень свободы, и они смогут включать условия своих соглашений и договоренностей в учредительные документы создаваемых юридических лиц, представляемые для государственной регистрации. Отрадно видеть, что в новом законе содержатся положения, подтверждающие, что именно заявители отвечают за соответствие представленных ими учредительных документов требованиям российского законодательства (статья 12, 25).

При существующем ныне порядке необходимая гибкость зачастую невозможна, и это ограничивает свободу учредителей юридических лиц в определении их взаимоотношений. В результате сторонам нередко приходится создавать иностранные юридические лица в странах, где проявляют большую гибкость в данных вопросах (чаще всего – в офшорах). Поэтому новый закон, на наш взгляд, должен благоприятно сказаться на создании новых юридических лиц в России.

Вступление в силу и реализация закона

Новый закон вступает в силу с 1 июля 2002 г. К этому моменту регистрирующий орган и единый государственный реестр юридических лиц должны быть полностью сформированы.

В течение шести месяцев после вступления закона в силу все юридические лица должны представить в регистрирующий орган сведения о наименовании, организационно-правовой форме, адресе, способе образования (создание или реорганизация), об учредителях, а также подробные сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Невыполнение данного требования может повлечь за собой ликвидацию юридического лица в судебном порядке по заявлению регистрирующего органа (статья 26).

В конечном счете любые ожидаемые положительные результаты будут зависеть от того, как будет реализовываться новый закон и насколько органы исполнительной власти будут привержены идее последовательного и разумного выполнения его положений.

 


Количество просмотров: 97





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

01.11.2019
Уведомление общества

16.08.2019
Пункт 2.29 Положения № 660-П

16.08.2019
Предоставление информации акционерам

07.08.2019
Изменение места проведения ОСА уставом

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group