Использование средств резервного фонда при эмиссии.
Использование средств резервного фонда при эмиссии
Дмитрий Лобачев
Практика арбитражных судов в отношении споров, возникающих в рамках проведения акционерными обществами эмиссии акций, довольно обширна и разнообразна. Причем судам при рассмотрении таких споров нередко приходится сталкиваться как с пробелами законодательства в регулировании отношений, связанных с выпуском ценных бумаг, так и не совсем корректного или, порой, неполного отражения законодателем в нормативно-правовых актах важных аспектов регулируемых отношений. Проблема правильного разрешения вопроса о законности выпуска акционерным обществом ценных бумаг приобретает остроту не только в связи с необходимостью соблюдения прав и законных интересов акционеров общества в ходе эмиссии, но и в связи с тем, что выпуск ценных бумаг нередко выступает средством установления или перераспределения контроля над обществом (а может быть, и над определенной сферой бизнеса) и является предметом столкновения подчас абсолютно противоположных интересов. В связи с этим для разрешения дела по существу и принятия законного решения важное значение приобретает правильное применение судом норм материального права. Кроме того, сама арбитражная практика и вопросы, которые она затрагивает, способны стать основой для устранения пробелов и недочетов действующего законодательства РФ, регулирующего рынок ценных бумаг.
Рассматриваемые судебные акты содержат ряд интересных моментов с точки зрения формирования и использования средств резервного фонда в акционерных обществах. Основными вопросами, поднятыми судом при рассмотрении дела по вышеуказанной теме, являются правомерность использования средств резервного фонда общества для оплаты выпущенных обществом акций, а также способ и источники формирования резервного фонда.
Выпуск ценных бумаг, явившийся предметом спора, осуществлялся кредитной организацией, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества. В связи с этим при рассмотрении спора существовала определенная специфика применения судом норм Федерального закона "Об акционерных обществах" при разрешении спора. Правовое положение банка-эмитента в соответствии с п. 3. ст. 1 ФЗ "Об акционерных обществах" должно было определяться не только на основании норм Закона "Об акционерных обществах", но и с учетом норм иных федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, в частности, с учетом положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии со ст. 24 ФЗ "О банках и банковской деятельности" для кредитной организации используется общее понятие "резервы", которые создаются в целях обеспечения финансовой надежности кредитной организации. Порядок формирования и использования "резервов" устанавливается Банком России. Из положений Указания ЦБ РФ от 24.10.1997 г. № 7-у, Указания ЦБ РФ 13.11.1997 г. № 18-у и Правил бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденных Приказом Центрального банка РФ № 02–263 от 18.06.1997 г., следует, что в кредитной организации резервный фонд существует в виде отдельного фонда и входит в понятие "резервы". Таким образом, порядок формирования резервного фонда в кредитной организации определяется Центральным банком РФ.
Центральным банком РФ 23 декабря 1997 г. было утверждено Положение Банка России N 9-П от 23 декабря 1997 г. "О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации". Данное Положение являлось документом, регламентирующим порядок создания резервного фонда кредитной организации, в том числе указывало на то, что источником формирования резервного фонда кредитной организации является ее прибыль (п. 1.4.). Однако 17 августа 1999 г, по требованию банка-эмитента определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС99–194 указанное выше Положение Центрального банка № 9-П было признано незаконным. Таким образом, фактически сложилась ситуация, при которой отсутствовало регулирование Центральным банком РФ формирования и использования резервного фонда кредитной организации.
Так как Банк-эмитент был создан и действовал в организационно-правовой форме акционерного общества, представляется обоснованным и правильным применение судом при рассмотрении дела положений Закона "Об акционерных обществах", в частности, норм статьи 35.
Применяя статью 35 Закона "Об акционерных обществах", суд правомерно указал, что использование средств резервного фонда общества может быть только целевым. При этом цель такого использования должна оцениваться судом с учетом ст. 24 Закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которой резервы, создаваемые кредитной организацией, используются для обеспечения ее финансовой надежности. В абзаце 3. п. 1. ст. 35 Закона "Об акционерных обществах" прямо указана цель использования резервного фонда – покрытие убытков акционерного общества. Кроме того, средства резервного фонда могут быть использованы для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Убытки общества напрямую могут влиять на финансовое состояние общества, в том числе на его финансовую надежность. Так как понятие "резервы", используемое в ст. 24 Закона "О банках и банковской деятельности", является общим и не действовал документ Центрального банка РФ, определяющий порядок создания резервного фонда кредитной организации, указание суда на то, что средства резервного фонда кредитной организации могут использоваться только на цели, указанные в Законе "Об акционерных обществах", является правильным.
Следовательно, средства резервного фонда однозначно не могут быть направлены обществом на оплату акций самого общества при их размещении. К тому же сама ситуация, когда общество приобретает свои же акции (которые само и размещает) за свои средства, представляется нелогичной.
Интересным представляется применение судом абз. 2. п. 1. ст. 35 Закона "Об акционерных обществах". Согласно абз. 2. п. 1. ст. 35 Закона "Об акционерных обществах" резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
В судебном акте суд указал, что Истец формировал резервный фонд не за счет прибыли, а за счет добровольных взносов акционеров. Позиция суда в отношении того, что именно добровольные взносы акционеров не могут быть источниками формирования резервного фонда, обоснованна и соответствует положениям абз. 2. п. 1. ст. 35, который предусматривает формирование резервного фонда путем осуществления обязательных ежегодных отчислений.
В то же время текст абз. 2. п. 1. ст. 35 Закона "Об акционерных обществах" не содержит прямого указания на то, кто и за чей счет должен осуществлять отчисления в резервный фонд, указывая лишь на то, что такие отчисления должны быть ежегодными и обязательными. С акционерами — юридическими лицами положение более ясное. При осуществлении добровольных взносов акционером возникает проблема того, что внесение взноса в резервный фонд не предполагает обратного возмездного представления акционеру, что означает безвозмездную передачу средств в собственность обществу, а это, как следует п. 1. ст. 572 ГК РФ, является ничем иным, как дарением. В соответствии с пп. 4. ст. 575 дарение между коммерческими организациями запрещено. Ситуация меняется, если акционером является физическое лицо. Физическое лицо вправе передавать на безвозмездной основе средства в резервный фонд общества на основании, например, положений Устава общества, предусматривающих обязательные ежегодные взносы физических лиц в резервный фонд.
Также необходимо обратить внимание на то, что абз. 2. п. 1. ст. 35 Закона "Об акционерных обществах" не содержит прямого указания на то, что источником отчислений является чистая прибыль общества. Абзац лишь указывает на то, что размер ежегодных отчислений не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли. То есть фактически указывает на чистую прибыль общества, как на один из критериев определения размера отчислений, но не определяет чистую прибыль в качестве источника отчислений.
Из-за указанных выше недостатков Закона "Об акционерных обществах" и стало возможно возникновение рассматриваемых судебных актов.
Несмотря на то, что в настоящее время подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, принятым 24.04.2000 г. Положением Банка России № 112-П "О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации" или Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, именно прибыль определена источником формирования резервного фонда, сам Закон "Об акционерных обществах" (даже после внесения в него изменений летом 2001 г.) не содержит четкого определения источников формирования резервного фонда.
В связи с этим несомненно то, что принятые судебные акты указывают на необходимость внесения изменений в соответствующие положения п. 1. ст. 35 Закона "Об акционерных обществах" с целью уточнения источника формирования резервного фонда, а также уточнения того, что именно общество производит ежегодные отчисления из своей прибыли.
[p]
Количество просмотров: 128
|