На главную Карта сайта
 
Библиография Размещение ценных бумаг, эмиссия

Увеличение уставного капитала. Вопросы оценки.


Увеличение уставного капитала. Вопросы оценки.

И.И. АХМЕТОВ,
юрисконсульт компании "ФБК",
К.В. ЧЕРНОИВАНОВА,
юрист,


"Финансовые и бухгалтерские консультации"
№ 7, 10.07.2002 г.


Действующим законодательством допускается оплата дополнительных акций, выпускаемых в счет увеличения уставного капитала акционерного общества, неденежными средствами, например, в оплату дополнительных акций могут быть переданы акции дочерних обществ. В этом случае необходимо проводить оценку рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, а также стоимости самих дополнительных акций.

Статьей 77 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) в редакции вступившего в силу 1 января 2002 г. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ, прямо предусматривается, что требования об определении рыночной стоимости распространяются на денежную оценку имущества, а также цену размещения или выкупа эмиссионных ценных бумаг общества. В статье 77 Закона об АО в предыдущей редакции (от 26 декабря 1995 г.) также говорилось о рыночной стоимости имущества, включая стоимость акций и иных ценных бумаг общества.

Важно отметить, что ст. 77 Закона об АО в обеих редакциях к числу объектов оценки рыночной стоимости относится стоимость имущества и особо выделена стоимость акций (эмиссионных ценных бумаг) общества. Причем в п. 3 ст. 77 Закона об АО обязанность по привлечению к оценке органа государственного финансового контроля, в случае если владельцем более 2% голосующих акций общества является государство и (или) муниципальное образование, не ставится в зависимость от вида объекта оценки.

Рыночная оценка имущества, вносимого в оплату дополнительных акций

Абзацем 2 п. 3 ст. 34 Закона об АО в редакции от 7 августа 2001 г. предусматривается, что при оплате дополнительных акций неденежными средствами денежную оценку имущества, вносимого в оплату акций, проводит совет директоров (наблюдательный совет) общества в соответствии со ст. 77 Закона об АО. Причем "при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик".

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 34 Закона об АО в редакции от 26 декабря 1995 г. при оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг общества неденежными средствами денежную оценку имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг, проводил совет директоров (наблюдательный совет) общества в порядке, определенном ст. 77 Закона об АО. Причем оговаривалось, что "если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима денежная оценка независимым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг общества",

Пунктом 12.6 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. № 47 (далее - Стандарты эмиссии) предусматривается, что одновременно с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг, оплаченных неденежными средствами, в регистрирующий орган представляются:

  • протокол заседания совета директоров акционерного общества, отражающий принятие решения об определении рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, размещаемых путем подписки;
  • заключение независимого оценщика (аудитора) о рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг.

    Из абзаца 2 п. 3 ст. 34 в корреспонденции с п.З ст. 77 Закона об АО следует, что в случае увеличения уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций, оплачиваемых имущественными (неденежными) вкладами, независимый оценщик должен проводить рыночную оценку стоимости вносимого имущества с соблюдением требований ст. 77 Закона об АО, в том числе установленных п. 3 этой статьи о привлечении органа государственного финансового контроля.

    Рыночная оценка размещаемых дополнительных акций

    Абзацем 2 п. 1 ст. 36 Закона об АО в редакции от 7 августа 2001 г. предусматривается, что "оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона, но не ниже их номинальной стоимости".

    Согласно п. 1 ст. 36 Закона об АО в редакции от 26 декабря 1995 г. "оплата акций общества осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости". Несмотря на то что в данной редакции нет прямой отсылки к ст. 77 Закона об АО, рыночная стоимость определялась в порядке все той же ст. 77.

    Из содержания ст. 36 Закона об АО следует, что дополнительные акции могут быть размещены по одной из двух цен:

    1) по номинальной стоимости дополнительных акций;

    2) по рыночной стоимости (по стоимости сверх номинальной).

    Размещение акций по номинальной цене не требует заключения независимого оценщика, а также привлечения органа государственного финансового контроля в случае, если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, поскольку номинальная стоимость акций не зависит от колебаний рыночной стоимости и проведение оценки не имеет смысла.

    Размещение же дополнительных акций по цене большей номинальной (по рыночной цене) предполагает необходимость оценки рыночной стоимости. В таком случае решение совета директоров об оценке рыночной стоимости должно быть принято как минимум с привлечением органа государственного финансового контроля в силу п. 3 ст. 77 Закона об АО, если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование.

    В пункте 9.11 Стандартов эмиссии среди документов, представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, указан протокол заседания совета директоров, отражающий принятие решения об определении рыночной стоимости акций, а также заключение независимого оценщика (аудитора), если его привлечение для определения рыночной стоимости акций предусмотрено законодательством Российской Федерации и Стандартами эмиссии.

    Показательно, что ст. 36 Закона об АО не установлено обязательное привлечение независимого оценщика, поскольку независимая оценка рыночной цены дополнительных акций, предполагаемых к размещению по номинальной стоимости, не имеет смысла.

    Такая же ситуация складывается и на практике. В случае размещения дополнительных акций по номиналу независимой оценки и согласования рыночной стоимости с органом государственного финансового контроля не требуется, тогда как в случае размещения акций по цене сверх номинальной и то, и другое обязательно. Если размещение дополнительных акций предполагается по цене большей чем номинальная, рыночная оценка с привлечением органа государственного финансового контроля в силу п. 3 ст. 77 Закона об АО необходима.

    Участие органа государственного финансового контроля в определении рыночной стоимости

    В соответствии со ст. 77 Закона об АО цена имущества и (или) цена размещения акций определяются решением совета директоров исходя из рыночной стоимости этих акций. Привлечение независимого оценщика не во всех случаях является обязательным, тогда как привлечение органа государственного финансового контроля, в случае "если владельцем более 2 процентов голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно".

    Другими словами, решение о цене имущества и размещаемых акций принимает совет директоров, руководствуясь заключением независимого оценщика или самостоятельно установив рыночную стоимость, например при помощи механизма, описанного в абз. 3 п. 2 ст. 77 Закона об АО.

    Очевидно, что орган государственного финансового контроля не может выполнять функции независимого оценщика, поскольку:

  • законодательно предусмотрены случаи, когда обязательно привлечение и независимого оценщика, и органа государственного финансового контроля;
  • государственные органы в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не отнесены к субъектам оценочной деятельности (ст. 4);
  • установлено требование о независимости оценщика (ст. 16 Закона об оценочной деятельности).

    Как уже было отмечено, в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО для целей определения рыночной стоимости имущества "в случае, если владельцем более 2 процентов голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа". В качестве такого органа п. 12 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как советника и акционера" было названо Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.

    Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России была образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, действовавшая на основании Положения о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537.

    Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России), действующую на основании Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301.

    Однако среди задач ФСФО России, установленных данным Положением, нет обязанности по рыночной оценке стоимости имущества в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО, за исключением дачи заключений "о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ - должников" (п. 29).

    Вместе с тем Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 не отменен.

    На практике орган ФСФО России выдает заключения о соответствии цены имущества и (или) размещаемых акций, определенной решением совета директоров (в том числе на основании оценки независимого оценщика), рыночной стоимости.

    Отсутствие заключения о рыночной оценке государственного финансового контрольного органа, предусмотренного п. 3 ст. 77 Закона об АО, влечет за собой ряд негативных последствий.

    Согласно п. 12 Обзора практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций, доведенного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. № 33 (далее -Информационное письмо № 33), "решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества об определении стоимости имущества (включая стоимость акций), принятое на основании статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", может быть оспорено в судебном порядке, если советом директоров при его вынесении допущено нарушение требований, предусмотренных законом", в том числе требования о привлечении к оценке органа государственного финансового контроля.

    Исходя из того, что привлечение к оценке органа государственного финансового контроля, в случае если частью акций владеет государство или муниципальный орган, является обязательным требованием закона, следует сделать вывод, что сделки, предмет которых подлежит обязательной оценке, могут быть признаны недействительными в силу ст. 168 ГК РФ. Так, в п. 13 Информационного письма № 33 отмечено, что поскольку общество не выполнило требования об определении стоимости акций в порядке, предусмотренном ст. 77 Закона об АО, "акции были приобретены обществом по цене, которая оказалась намного ниже их реальной рыночной стоимости. Указанные нарушения также являются основанием для признания заключенного обществом договора купли-продажи недействительным". Косвенно такой вывод можно сделать и из Постановления ФАС Московского округа от 28 ноября 2001 г. № КГ-А40/6850-01.

    В качестве негативного последствия непривлечения к оценке государственного финансового контрольного органа назовем и возможность отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг органом ФКЦБ России.

    Зачастую у организаций возникает вопрос, имеет ли Министерство имущественных отношений Российской Федерации полномочия для участия в определении рыночной стоимости имущества в случае, предусмотренном п. 3 ст.77 Закона об АО, в качестве государственного финансового контрольного органа? Этот вопрос следует решать с учетом норм Постановления Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 932 "Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации".

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 932 Минимущество России является уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации.

    Однако в п. 3 ст. 77 Закона об АО речь идет не о контроле за осуществлением оценочной деятельности, как таковой, а об участии в оценке стоимости имущества. Для участия в оценке рыночной стоимости акций акционерного общества должен быть привлечен орган ФСФО России на основании п, 12 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210. Данное мнение подтверждено, в частности, в Постановлении ФАС Восточносибирского округа от 10 сентября 2001 г. № А19-13200/00-5-6/Ф02-2078/2001 -C2.


    Количество просмотров: 122





  • ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
     

    14.02.2024
    Образование ЕИО на ВОСА

    23.01.2024
    Обязательное предложение

    22.01.2024
    проблемы со входом на lin,ru

    03.07.2023
    Подписание протокола ОСА

     
    ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
     
    Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

    Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

     
    | | | | | |
      Rambler's Top100
    Дизайн сайта Studioland Design Group