На главную Карта сайта
 
Библиография Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров: новые требования.



Общее собрание акционеров: новые требования

Александр Молотников
Начальник отдела корпоративного управления
ОАО ФПК «Славянка», г. Владимир



Директор info № 29, 2002г.

Компании обязаны внести изменения в свои Уставы либо внутренние документы, регулирующие порядок проведения общих собраний акционеров.

В июле текущего года было опубликовано Постановление ФКЦБ «Об утверждении дополнительных требований к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Это значит, что уже с 18 августа все акционерные общества начнут жить по новым правилам принятия корпоративных решений.

О разработке Кодекса корпоративного поведения было известно за несколько лет до принятия: его положения широко дискутировались на специальных заседаниях, проводимых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Если же посмотреть на «Дополнительные требования», то их подготовка проходила в куда более спокойной обстановке. Разумеется, специалисты знали, что ФКЦБ готовит нормативный акт, касающийся общих собраний акционеров, но вот содержание документа долгое время оставалось неизвестно. Когда же общественности был представлен проект этого положения, он был заслонен более серьезными законопроектами, а зря.

Действительно, ведь не каждая компания подвергается процедурам банкротства, не все предприятия судятся со своими акционерами, да и Кодекс корпоративного поведения носит лишь рекомендательный характер. Дополнительные же требования распространяются на подавляющее большинство акционерных обществ (исключение составляют лишь общества, состоящие из одного акционера, что встречается не так часто). В связи с чем придется не только изменить подход к подготовке, созыву и проведению акционерных собраний, но и внести соответствующие изменения в Уставы и внутренние документы акционерных обществ. Следовательно, именно этот нормативный акт в первую очередь повлияет на отечественные компании, и именно его акционерные общества будут наиболее часто применять в текущей деятельности.

На первый взгляд «Дополнительные требования» не содержат никаких существенных изменений, связанных с общими собраниями акционеров. Все вроде бы остается на своих местах. Итолько внимательное изучение положения раскрывает истинный смысл документа. Дело в том, что «Дополнительные требования», изменяя детали, призваны трансформировать представление об общем собрании акционеров, превратив его из «междусобойчика» для своих, пустой формальности и наглядного примера нарушения прав миноритарных владельцев ценных бумаг в действенный механизм, предполагающий участие в управлении компанией всех ее акционеров.

Удастся ли «Дополнительным требованиям» достичь поставленной цели, покажет время, однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы по поводу содержания этого документа.

Подготовка общего собрания акционеров

Устанавливается исчерпывающий перечень способов, с помощью которых акционер может контактировать с компанией. Вчастности, для того чтобы внести предложения в повестку дня общего собрания или инициировать проведение внеочередного акционерного собрания, надо воспользоваться одним из следующих средств:

· направить письмо почтой;
· вручить под роспись уполномоченному лицу общества;
· направить иным способом, предусмотренным Уставом или внутренними документами общества (например, с помощью электронной почты).

К сожалению, при почтовом извещении «Дополнительными требованиями» устанавливается возможность послать письмо либо по местонахождению единоличного исполнительного органа общества, либо по иным адресам, указанным в Уставе и внутренних документах юридического лица. Вряд ли это положение существенно поможет акционерам довести свое мнение до компании. Скорее всего оно будет использоваться для того, чтобы неугодные акционеры не смогли внести интересующие их вопросы в повестку дня и выдвинуть кандидатов в органы общества.

Например, возможна следующая ситуация. Основные акционеры общества, расположенного где-нибудь за Уралом, принимают поправки к внутреннему положению о порядке проведения общего собрания акционеров (для одобрения этого решения требуется простое большинство голосов). Врезультате устанавливаются дополнительные адреса, по которым акционеры могут направлять свои письма: для участников, находящихся в Центральном федеральном округе — московский адрес, для тех, кто пребывает в Северо-западном — адрес в Санкт-Петербурге. По указанным адресам располагаются компании, с которыми у общества имеются договоры на получение почтовой корреспонденции и ее оперативную переадресацию. На первый взгляд все делается во благо акционеров, ведь легче отправить письмо по локальному адресу, чем послать его в другой регион и гадать, будет ли оно доставлено в срок почтовой службой.

Однако не все так просто. Предположим, указанные компании неожиданно расторгают договоры с обществом или просто покидают офисные помещения по указанным адресам. Разумеется, в этом случае предложения акционеров в общество не поступят. На общем собрании генеральный директор и члены Совета директоров разведут руками и скажут, что обязательно бы включили в бюллетени для голосования выдвинутые кандидатуры, но предложения до них не дошли. Обманутым акционерам остается лишь ждать следующего собрания. А винить в этом некого, ведь должностные лица общества здесь ни при чем, а найти упомянутые компании вряд ли удастся. Таким образом, если общество устанавливает несколько адресов для приема корреспонденции, лучше направлять письма по местонахождению его генерального директора, так будет надежнее.

В связи с данным нововведением компаниям целесообразно внести некоторые изменения в свои Уставы либо внутренние документы, регулирующие порядок проведения общих собраний акционеров. В частности, следует указать точные адреса, по которым акционеры могут контактировать с обществом. Во избежание возможных разногласий необходимо предусмотреть, кому акционер или его представитель будет вручать под роспись свои предложения. Это может быть генеральный директор или председатель Совета директоров компании, корпоративный секретарь общества (если в обществе предусмотрена такая должность), иное лицо, уполномоченное принимать письменную корреспонденцию, адресованную обществу. Если компания предполагает контактировать со своими акционерами иными способами, например посредством факсимильной и телеграфной связи, электронной почты с использованием электронной цифровой подписи и т.д., их необходимо перечислить в Уставе или внутренних документах общества.

Необходимо предусмотреть, что считается датой внесения предложений. Ведь в некоторых случаях указанную дату достаточно сложно определить без соответствующего разъяснения. В случае с факсимильными сообщениями это может быть и получение предложения, к примеру, путем автоматического приема документа факсимильным аппаратом, и непосредственная регистрация документа лицом, ответственным за получение данного вида посланий.

Пожалуй, наиболее значимое положение «Дополнительных требований» — о месте проведения акционерного собрания.

До последнего времени основные владельцы акций, не желавшие по определенным причинам участия в собрании другой группы акционеров, применяли следующий прием: Совет директоров определял местом проведения собрания либо глухую деревеньку на Дальнем Востоке, либо фешенебельный курорт на Тихоокеанском побережье. Основная масса акционеров прибыть к определенному времени в назначенное место не могла.

Во избежание такой ситуации ФКЦБ устанавливает положение, согласно которому общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества. Правда, предоставляется право в Уставе или внутренних документах компании закрепить иное место проведения собрания. Эта последняя оговорка может свести на нет все старания пресечь манипуляции с данным положением. Ведь ничто не мешает основным акционерам простым большинством голосов утвердить для проведения собрания целый перечень городов мира.

Кроме того, есть еще одна недоработка. Почему-то в число поселений не вошел такой населенный пункт, как деревня. А ведь большинство бывших колхозов в настоящее время существуют именно в форме акционерных обществ, что же им теперь следует регистрироваться и проводить собрания в близлежащих селах и городах, а не в родных деревнях?

Если в компании сложилась традиция проводить общие собрания акционеров не по местонахождению общества, необходимо в срочном порядке принимать дополнения к Уставу или внутреннему документу, регулирующему порядок деятельности собрания. Широко распространена ситуация, когда местонахождение общества, например, во Владивостоке, а все его акционеры — в Москве. Самое интересное в этом то, что собрание, на котором будут вноситься соответствующие изменения, следует проводить в соответствии с рассматриваемыми «Дополнительными требованиями», т.е. по местонахождению компании. В противном случае будет сохраняться опасность судебного обжалования решений, принятых на таком собрании.

Наконец-то решен вопрос об оформлении бюллетеней при выборах членов Совета директоров с помощью кумулятивного голосования. При этой процедуре число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в Совет директоров общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. В связи с этим возникал логичный вопрос: необходимо ли в бюллетене для голосования приводить графы «против» и «воздержался», ведь если акционер не отдает кому-то свои голоса, это уже говорит о его неодобрении предложенной кандидатуры. В то же время ФЗ «Об акционерных обществах» требовал, чтобы все бюллетени содержали три графы: «за», «против» и «воздержался», не устанавливая никаких исключений.

Теперь все встало на свои места. Согласно «Дополнительным требованиям» варианты голосования в рассматриваемом случае, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», указываются один раз по отношению ко всем кандидатам. В таком бюллетене напротив имени каждого кандидата должно находиться поле для проставления числа голосов, отданных за него лицом, которое принимает участие в общем собрании и выбирает вариант голосования «за».

Это положение потребует внести изменения во внутренние документы, регулирующие порядок деятельности собрания или Совета директоров. Дело в том, что во многих обществах формы бюллетеней для голосования закреплены одним из этих документов. Поэтому может возникнуть корпоративный конфликт, когда одна часть акционеров будет требовать избирать членов Совета директоров по старой форме бюллетеней, а другая будет призывать руководствоваться требованиями положения ФКЦБ.

Созыв общего собрания акционеров

В «Дополнительных требованиях» закреплена формулировка, что в сообщении об общем собрании должно быть указано место его проведения, т.е. адрес, по которому будет проводиться собрание. Это было вызвано тем, что зачастую место проведения собрания определялось таким образом, чтобы неугодный акционер при всем своем желании не смог туда попасть. Судебной практике известен случай, когда в одну холдинговую компанию было прислано извещение, в котором место проведения общего собрания указывалось коротко и ясно: Российская Федерация, город Москва. Кроме того, сообщение о проведении акционерного собрания должно содержать время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.

Подробно регламентировано, какие документы относятся к дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании. Если в Уставе или внутренних документах компании указаны другие документы, необходимо привести эти положения в соответствие с «Дополнительными требованиями».

В частности, на годовом общем собрании акционеров необходимо представлять:

· годовой отчет общества;
· заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества;
· рекомендации Совета директоров общества по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, и убытков компании по результатам финансового года.

«Дополнительные требования» раскрывают, какая информация должна входить в состав годового отчета общества. Долгое время не существовало общего подхода к составлению данного документа, теперь же компании будут учитывать обязательный перечень сведений:

· положение общества в отрасли;
· приоритетные направления деятельности общества;
· отчет Совета директоров о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности;
· перспективы развития общества;
· отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества;
· описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества;
· перечень совершенных обществом в отчетном году крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
· состав Совета директоров, включая информацию об изменениях, имевших место в отчетном году, информацию о членах Совета директоров, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
· сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) общества и о членах коллегиального исполнительного органа общества, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
· критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа и каждого члена Совета директоров или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;
· сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;
· иную информацию, предусмотренную Уставом или иным внутренним документом общества.

Установлен срок получения копий материалов, подлежащих представлению участникам общего собрания акционеров. Дело в том, что многие компании, не желая знакомить с информацией своих миноритарных акционеров, всячески оттягивали момент представления, пользуясь тем, что в Федеральном законе «Об акционерных обществах» срок не установлен. В результате копии материалов представлялись миноритариям уже после проведения собрания.

Теперь же общество обязано предоставить лицу, имеющему право на участие в общем собрании акционеров, копии указанных документов в течение 5 дней с даты поступления соответствующего требования. В связи с этим нововведением компании должны указать этот срок в своих Уставах и внутренних документах, регулирующих порядок деятельности собрания. Разумеется, компания может установить и меньший срок предоставления копий.

Порядок проведения общего собрания акционеров

Известны случаи, когда некоторые компании, желая не допустить к участию в собрании неугодных акционеров, отказывали их представителям в регистрации на основании того, что в доверенности содержатся неполные паспортные данные. По их мнению, следовало указать практически всю информацию, содержащуюся в паспорте, включая семейное положение и количество детей.

Теперь же не пустить представителя акционера на собрание на данном основании будет нельзя, ведь в «Дополнительных требованиях» четко указывается, что под паспортными данными представителя и представляемого, которые должны содержаться в доверенности на голосование, понимаются нумерация бланка паспорта и дата его выдачи.

После принятия поправок к Федеральному закону «Об акционерных обществах», установившему, что в компаниях с числом акционеров более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор (лицо, которое ведет реестр акционеров общества), возник один интересный вопрос: можно ли привлечь к этим функциям стороннего регистратора, т.е. компанию, которая не ведет реестр акционеров именно этого общества?

«Дополнительные требования» попытались устранить расплывчатость пунктов Закона, пояснив, что если ведение реестра акционеров осуществляется определенным регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами.

К сожалению, по имеющимся сведениям, эта формулировка не сняла проблемы. Некоторые специалисты считают, что ФКЦБ неверно истолковало положение ФЗ «Об акционерных обществах», поэтому можно ожидать появления исков, оспаривающих законность данной нормы права.

Для того чтобы исключить злоупотребления при регистрации участников собрания с целью задержать их и не допустить голосования по некоторым вопросам повестки дня, «Дополнительные требования» устанавливают, что регистрация лиц, участвующих в общем собрании, должна осуществляться по адресу проведения общего собрания.

Уставы и внутренние документы компаний, в которых оговаривается возможность установления места регистрации участников собрания, расходящегося с местом его проведения, должны быть приведены в соответствие с изложенной выше нормой.

Вызывает интерес новое положение, касающееся открытия собрания. В частности, если к началу собрания нет кворума ни по одному из вопросов, включенных в повестку дня, открытие собрания переносится на срок, установленный Уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, но не более чем на 2 ч. Если же в приведенных документах отсутствует указание на срок переноса открытия общего собрания, его открытие переносится на 1ч. При этом подобный перенос более одного раза не допускается.

Принятое положение разрешает тупиковую ситуацию, возможную при самостоятельном проведении акционерами или иными имеющими на это право лицами внеочередного собрания. Представим ситуацию, что акционеры, владеющие более 10% голосующих акций общества, по собственной инициативе проводят общее собрание, т.к. Совет директоров отказал в созыве. При этом в Уставе общества предусматривается, что председателем общего собрания акционеров может быть только председатель Совета директоров либо, в случае его отсутствия, один из членов Совета. Разумеется, члены Совета директоров не являются на это собрание. Что делать? Ведь оно не может проводиться без председателя.

«Дополнительные требования» разъясняют, как вести себя в подобной ситуации. Председателем общего собрания является лицо, принявшее решение о проведении внеочередного общего собрания (его представитель) или, если решение о проведении внеочередного общего собрания принято несколькими лицами, одно из них, определенное их решением. Т.е. в нашем случае акционеры–инициаторы проведения общего собрания должны принять решение, кто из их числа будет председательствовать на собрании.

В «Дополнительных требованиях» снимается вопрос, что считать датой проведения общего собрания, проходящего в форме заочного голосования акционеров. Подобной датой является дата окончания приема бюллетеней для голосования.

В Уставах и внутренних положениях некоторых компаний может быть определено, что датой проведения акционерного собрания, проходящего в форме заочного голосования акционеров, является дата подведения итогов собрания. Согласно рассмотренному положению ФКЦБ, данная фраза неверна и, следовательно, подлежит исключению из документов.

Помимо упомянутых норм «Требования» содержат большое число мелких нововведений. Пока неясно, способен ли этот нормативный акт коренным образом изменить подход акционерных компаний к проведению общих собраний. С уверенностью можно лишь сказать, что не все положения данного постановления ФКЦБ найдут поддержку среди участников корпоративных отношений. Некоторые нормы будут оспариваться в суде, а другие — просто-напросто игнорироваться. В связи с этим возникает разумный вопрос: хватит ли у уважаемого ведомства сил и возможностей, чтобы проконтролировать надлежащее исполнение этого документа всеми акционерными обществами на всей территории Российской Федерации?


Количество просмотров: 96





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

12.08.2024
N 287-ФЗ от 08.08.2024

30.07.2024
Замена учредителя АО до регистрации ЮЛ

08.07.2024
Избрание Рев.комиссии с меньшим составом

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group