Минэкономразвития России предлагает
упростить правила одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью
Для акционерных обществ и обществ с
ограниченной ответственностью планируется увеличить число крупных сделок и
сделок с заинтересованностью, не требующих одобрения. Обществам с ограниченной
ответственностью предлагается дать возможность предусмотреть в уставе право
совершать сделки с заинтересованностью без одобрения. Минэкономразвития России
разработало и представило на общественное обсуждение соответствующий проект
поправок к Федеральным законам от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" (далее - Проект).
Общества с ограниченной ответственностью
могут получить возможность отказаться от обязательного одобрения сделок с
заинтересованностью
Проект содержит предложение наделить учредителей
и участников ООО правом включать в устав общества положение, разрешающее
заключать сделки с заинтересованностью без одобрения по правилам ст. 45
Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" (далее - Закон об ООО). Действующая редакция п. 6 ст. 46
данного Закона позволяет предусмотреть в уставе ООО возможность совершать
крупные сделки без их одобрения общим собранием участников и советом
директоров. Таким образом, с принятием Проекта общества смогут полностью
отказаться от согласования сделок по правилам Закона об ООО.
Акционерных обществ подобные изменения не
коснутся - для крупных сделок и сделок с заинтересованностью по-прежнему
необходимо одобрение, и внести в устав какие-либо исключения из данного
положения нельзя.
Перечень сделок, которые не требуют
одобрения, может быть существенно расширен
Планируется увеличить количество видов крупных
сделок и сделок с заинтересованностью, которые акционерные общества и общества
с ограниченной ответственностью могут проводить без одобрения.
Среди новых видов будут, например, сделки (как
крупные, так и с заинтересованностью), заключенные на тех же условиях, что и
предварительный договор, если последний содержит все необходимые для заключения
основного договора сведения и уже был одобрен надлежащим образом.
Однако перечни сделок, не требующих одобрения,
для акционерных обществ отличаются от перечней, предусмотренных для обществ с
ограниченной ответственностью. Так, акционерным обществам не нужно будет
одобрять сделки с заинтересованностью, направленные на установление
обязательства по внесению имущества в уставный капитал при учреждении
хозяйственного общества, если 90 и более процентов голосующих акций (долей)
последнего принадлежат учреждающему обществу. Для обществ с ограниченной
ответственностью обязательное одобрение подобных сделок сохранится.
Не все критерии "обычной
хозяйственной деятельности", сформированные в судебной практике, найдут
отражение в законе
Разработчики Проекта предлагают на
законодательном уровне закрепить содержание понятия "сделки, совершаемые в
процессе обычной хозяйственной деятельности общества". Это имеет немалое
значение, поскольку если сделка совершена в рамках обычной хозяйственной
деятельности, то она не может быть признана крупной, а значит, для нее не
требуется одобрение.
Сделку можно будет считать совершаемой в процессе
обычной хозяйственной деятельности при одновременном соответствии ее
требованиям двух критериев: регулярность и содержание.
Что касается регулярности, в Проекте не
определено ни количество сделок, ни период, в течение которого они должны быть
совершены, чтобы считаться регулярными. В большей степени раскрыт критерий
содержания. Если аналогичные сделки уже заключались обществом, то оцениваются
существенные условия таких сделок, а если не заключались - то цена за
аналогичные товары (работы, услуги).
В настоящее время на законодательном уровне
критерии обычной хозяйственной деятельности общества не определены, но они
выработаны в арбитражно-судебной практике. Как
правило, суды устанавливают связь между предметом сделки, целью ее заключения и
производственно-хозяйственной деятельностью конкретного юридического лица (см.,
например, Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2010 по делу N
А49-2900/2009).
Свою позицию по данному вопросу высказал Пленум
ВАС РФ, однако он не привел исчерпывающий перечень критериев. Было лишь
указано, что к совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности могут
относиться сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для
осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой
продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на
приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем
розничной продажи) (абз. 5 п. 30 Постановления
Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения
Федерального закона "Об акционерных обществах").
В то же время арбитражные суды используют и иные
критерии, по которым можно судить о характере сделки. Так, например, они
оценивают содержание устава общества, и если в нем указана соответствующая
деятельность, то сделка признается совершенной в рамках обычной хозяйственной
деятельности (см, например, Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2011
N КГ-А40/5085-11 по делу N А40-101061/10-63-892).
Проект охватил только часть критериев, которые
встречаются в судебных актах: неоднократное совершение аналогичных сделок (либо
намерение заключать их на постоянной основе в будущем) и цена сделки, которая
должна быть сопоставима с рыночной стоимостью аналогичного товара либо с ценой
аналогичных сделок, заключенных обществом (см, например, Постановления ФАС
Волго-Вятского округа от 17.08.2012 по делу N А39-3148/2011, ФАС
Северо-Западного округа от 01.12.2008 по делу N А56-2909/2008).