На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Проекты федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации

Проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования отдельных аспектов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)".

Дата публикации: 27.12.2013


Минэкономразвития России предлагает упростить правила одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью планируется увеличить число крупных сделок и сделок с заинтересованностью, не требующих одобрения. Обществам с ограниченной ответственностью предлагается дать возможность предусмотреть в уставе право совершать сделки с заинтересованностью без одобрения. Минэкономразвития России разработало и представило на общественное обсуждение соответствующий проект поправок к Федеральным законам от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Проект).

Общества с ограниченной ответственностью могут получить возможность отказаться от обязательного одобрения сделок с заинтересованностью

Проект содержит предложение наделить учредителей и участников ООО правом включать в устав общества положение, разрешающее заключать сделки с заинтересованностью без одобрения по правилам ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Действующая редакция п. 6 ст. 46 данного Закона позволяет предусмотреть в уставе ООО возможность совершать крупные сделки без их одобрения общим собранием участников и советом директоров. Таким образом, с принятием Проекта общества смогут полностью отказаться от согласования сделок по правилам Закона об ООО.

Акционерных обществ подобные изменения не коснутся - для крупных сделок и сделок с заинтересованностью по-прежнему необходимо одобрение, и внести в устав какие-либо исключения из данного положения нельзя.

Перечень сделок, которые не требуют одобрения, может быть существенно расширен

Планируется увеличить количество видов крупных сделок и сделок с заинтересованностью, которые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут проводить без одобрения.

Среди новых видов будут, например, сделки (как крупные, так и с заинтересованностью), заключенные на тех же условиях, что и предварительный договор, если последний содержит все необходимые для заключения основного договора сведения и уже был одобрен надлежащим образом.

Однако перечни сделок, не требующих одобрения, для акционерных обществ отличаются от перечней, предусмотренных для обществ с ограниченной ответственностью. Так, акционерным обществам не нужно будет одобрять сделки с заинтересованностью, направленные на установление обязательства по внесению имущества в уставный капитал при учреждении хозяйственного общества, если 90 и более процентов голосующих акций (долей) последнего принадлежат учреждающему обществу. Для обществ с ограниченной ответственностью обязательное одобрение подобных сделок сохранится.

Не все критерии "обычной хозяйственной деятельности", сформированные в судебной практике, найдут отражение в законе

Разработчики Проекта предлагают на законодательном уровне закрепить содержание понятия "сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества". Это имеет немалое значение, поскольку если сделка совершена в рамках обычной хозяйственной деятельности, то она не может быть признана крупной, а значит, для нее не требуется одобрение.

Сделку можно будет считать совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности при одновременном соответствии ее требованиям двух критериев: регулярность и содержание.

Что касается регулярности, в Проекте не определено ни количество сделок, ни период, в течение которого они должны быть совершены, чтобы считаться регулярными. В большей степени раскрыт критерий содержания. Если аналогичные сделки уже заключались обществом, то оцениваются существенные условия таких сделок, а если не заключались - то цена за аналогичные товары (работы, услуги).

В настоящее время на законодательном уровне критерии обычной хозяйственной деятельности общества не определены, но они выработаны в арбитражно-судебной практике. Как правило, суды устанавливают связь между предметом сделки, целью ее заключения и производственно-хозяйственной деятельностью конкретного юридического лица (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2010 по делу N А49-2900/2009).

Свою позицию по данному вопросу высказал Пленум ВАС РФ, однако он не привел исчерпывающий перечень критериев. Было лишь указано, что к совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности могут относиться сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи) (абз. 5 п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах").

В то же время арбитражные суды используют и иные критерии, по которым можно судить о характере сделки. Так, например, они оценивают содержание устава общества, и если в нем указана соответствующая деятельность, то сделка признается совершенной в рамках обычной хозяйственной деятельности (см, например, Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2011 N КГ-А40/5085-11 по делу N А40-101061/10-63-892).

Проект охватил только часть критериев, которые встречаются в судебных актах: неоднократное совершение аналогичных сделок (либо намерение заключать их на постоянной основе в будущем) и цена сделки, которая должна быть сопоставима с рыночной стоимостью аналогичного товара либо с ценой аналогичных сделок, заключенных обществом (см, например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.08.2012 по делу N А39-3148/2011, ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2008 по делу N А56-2909/2008).

 



PRJ113451_0_20131126_142607_53143.rtf





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group