На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Проекты федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации Архив проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации Проект федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций"

Пояснительная записка к проектам Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций" и Федерального закона "О внесении и изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации”, в Федеральный закон “Об акционерных обществах”, в Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в Федеральный закон "О производственных кооперативах" и в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций" и Федерального закона "О внесении и изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации”, в Федеральный закон “Об акционерных обществах”, в Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в Федеральный закон "О производственных кооперативах" и в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"


Проекты Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций" и Федерального закона "О внесении и изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации”, в Федеральный закон “Об акционерных обществах”, в Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в Федеральный закон "О производственных кооперативах" и в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее – Законопроекты) направлены на совершенствование действующего российского законодательства, регулирующего вопросы реорганизации и ликвидации коммерческих организаций.
Реорганизация является важным элементом предпринимательской деятельности, поскольку представляет собой способ оптимизации организации предпринимательской деятельности в зависимости от рыночных обстоятельств. С учетом этого эффективное регулирование реорганизации является одним из условий нормального функционирования рынка. Действующее законодательство не только препятствует реорганизации, но и в силу своего несовершенства, неясности и противоречивости ведет к тому, что любая реорганизация, проводимая в настоящее время, несет в себе высокий риск признания ее незаконной.
Аналогичной является ситуация с регулированием ликвидации коммерческих организаций. Прекращение деятельности коммерческих организаций чрезмерно затруднено, что заставляет участников обращаться к нецивилизованным способам прекращения деятельности коммерческих организаций, который зачастую передают по поддельным или украденным документам иным лицам и бросают их. Это, а также действующий механизм защиты интересов кредиторов ликвидируемой коммерческой организации, предполагающий возможность досрочного исполнения обязательств ликвидируемой организацией задевает стабильность всего хозяйственного оборота, нарушаются планы его участников, создает дополнительные причины для их неплатежеспособности.
Основные задачи, которые решаются Законопроектами следующие:
1. Расширение форм реорганизации, обеспечение возможности комбинировать эти формы, а также обеспечение возможности участия в реорганизации коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
В настоящее время Гражданский кодекс устанавливает исчерпывающий перечень форм реорганизации и сохраняет неясность на тот счет, могут ли они комбинироваться между собой. При этом, учитывая, что специальные законы о коммерческих организациях (Федеральный закон “Об акционерных обществах”, Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью”, Федеральный закон “О производственных кооперативах”) регулируют только реорганизацию соответствующей организационно-правовой формы сохраняется неясность и в отношении того, как в реорганизации могут участвовать организации разных организационно-правовых форм (может ли акционерное общество слиться с производственным кооперативом или быть разделено на общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив). Кроме того, определения, данные в Гражданском кодексе каждой из предусмотренных им форм реорганизации, исключают из сферы регулирования реорганизации такие, распространенные за рубежом операции как выделение из одного юридического лица активов и пассивов с их передачей другому уже существующему юридическому лицу или разделение одного юридического лица путем передачи всех его активов и пассивов двум или более другим уже существующим юридическим лицам.
Законопроекты вводят для коммерческих организаций (кроме унитарных предприятий) возможность использования двух дополнительных форм реорганизации – разделение путем приобретения и выделение путем приобретения (при этом обычные разделение и выделение именуются разделением путем создания новой организации и выделение путем создания новой организации соответственно). Одновременно Законопроекты допускают возможность комбинирования всех предусмотренных ими форм реорганизации за исключением специально предусмотренных случаев.
2. Исключение возможности кредиторов препятствовать реорганизации без должных оснований.
Гражданский кодекс, а в соответствии с ним и все специальные законы о коммерческих организациях, предусмотрели, что кредиторы реорганизуемого юридического лица имеют право требовать досрочного исполнения его обязанностей перед ними и связанных с таким исполнением убытков. Как показывает практика именно это положение является в настоящее время наиболее существенным препятствием для реорганизации. Установленное законом право кредиторов требовать досрочного исполнения обязанностей не зависит от того, задевает ли реорганизация их интересы или нет. Во многих случаях реорганизация, улучшает положение кредиторов, однако даже в этих случаях они зачастую пользуются своим правом, делая реорганизацию невозможной.
Законопроекты предусматривают, что кредиторы реорганизуемой организации вправе обратиться в суд с требованием о прекращении или досрочном исполнении соответствующих обязательств реорганизуемой организации, и возмещении им связанных с этим убытков и (или) о возложении на принимающие организации, солидарной ответственности по обязательствам передающего. Однако, при этом Законопроекты устанавливают, что суд отказывает в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникает. Данный механизм с одной стороны эффективно защищает интересы кредиторов (варианты их защиты расширяются по сравнению с действующим законодательством), а с другой стороны дают реорганизуемой организации возможность избежать досрочного исполнения обязательств в случае, если она (ее правопреемники) докажет, что проводимая реорганизация не ущемляет интересы кредиторов.
3. Обеспечение защиты интересов участников реорганизуемых коммерческих организаций.
Действующее законодательство не позволяет должным образом защитить интересы участников некоторых коммерческих организаций (в первую очередь акционерных обществ) при их реорганизации.
Проект Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций" устанавливает требования к информации, которая должна предоставляться участникам коммерческих организаций для принятия ими решения о реорганизации, а также к порядку ее предоставления. Кроме того, учитывая, то что значительная часть участников реорганизуемых юридических лиц не искушена в вопросах, требующих ответа при принятии решения о реорганизации, этот законопроект предусматривает необходимость разъяснения условий реорганизации со стороны и под ответственность совета директоров. Одновременно проект Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций предусматривает обязательность привлечения независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций (долей, паев), на основе которой при реорганизации должен быть определен коэффициента обмена акций (долей участия, паев ) и суммы выплачиваемой компенсации.
Кроме того проект Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций" содержит целый ряд правил конвертации акций (долей участия), которые должны исключить возможность "размывания", "выдавливания" и других способов злоупотребления крупными участниками своей возможностью определять условия реорганизации.
4. Исключение возможности принудительной реорганизации иначе как по решению суда.
Действующее законодательство допускает возможность принудительной реорганизации как по решению суда так и по решению уполномоченного государственного органа. Законопроекты как и в случае принудительной ликвидации исключают возможность несудебного порядка принудительной реорганизации, и защищает тем самым коммерческую организацию и ее участников от административного произвола со стороны государственного органа.
5. Обеспечение возможности текущей деятельности коммерческих организаций с момента принятия решения о реорганизации (ликвидации) до момента ее завершения.
В действующем законодательстве нет никакой ясности в том, в каких пределах может быть реализована правоспособность реорганизуемого и ликвидируемого юридического лица после принятия решения о его реорганизации (ликвидации). Например, может ли юридическое лицо, решение о реорганизации которого принято совершать какие-либо сделки, не связанные с реорганизацией или нет. Проблема правоспособности в частности касается реорганизации, осуществляемой внешним управляющим, назначаемым судом в случае принятия решения суда о принудительной реорганизации. Из закона пределы полномочий внешнего управляющего не ясны.
Более того, действующее законодательство дает основания считать, что возможность осуществления деятельности коммерческих организаций, принимающих участие в реорганизации, не предполагается. Об этом в частности свидетельствуют нормы о передаточном акте и разделительном балансе. Федеральные законы “Об акционерных обществах” и “Об обществах с ограниченной ответственностью” предусматривают одновременность принятия решения о реорганизации и решения об утверждении передаточного акта или разделительного баланса. В связи с этим не ясно как должны отражаться в передаточном акте или разделительном балансе изменения, которые возникли в связи со сделками реорганизуемого хозяйственного общества.
Решение этой проблемы в отношении реорганизации сделает ее возможной для крупных коммерческих организаций. Учитывая, что процесс реорганизации длителен, и особенно длителен именно у крупных организациях, они должны иметь возможность продолжать свою деятельность до момента завершения реорганизации. Естественно, при этом, что все коммерческие организации, участвующие в реорганизации, должны иметь возможность своевременно отказаться от участия в реорганизации в случае существенных изменений в положении одной из них, делающих такую реорганизацию для них невыгодной. То же, касается и ликвидации. Ликвидация крупных коммерческих организаций занимает большой срок, в течение которого их деятельность еще продолжается.
Законопроекты отменяют необходимость утверждения передаточного акта и разделительного баланса при принятии решения о реорганизации, относя решение соответствующих вопросов на договоры (в случае слияния, присоединения, разделения путем приобретения и выделения путем приобретения) или на само решение о реорганизации (в случае разделения путем создания новой организации и выделения путем создания новой организации). Тем самым устраняются внутренние противоречия заложенные действующим законодательством в механизм реорганизации. Одновременно Законопроекты определяют круг полномочий внешнего управляющего при реорганизации, а при ликвидации – круг полномочий ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также остальных органов коммерческой организации.
Законопроекты предусматривают, что передаточный акт, отражающий правопреемство по всем обязательствам, подписывается при представлении документов для внесения записей в государственный реестр юридических лиц, связанных с реорганизацией. Такой акт подписывается представителями реорганизуемых организаций и организаций-правопреемников.
6. Исключение обязательности отчуждения имущества ликвидируемой коммерческой организации на публичных торгах.
В настоящее время законодательство устанавливает процедуру отчуждения имущества ликвидируемой коммерческой организации в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений. Это правило не обоснованно, поскольку оно основано на предположении недостаточности имущества для удовлетворения всех требований кредиторов. Вместе с тем, в случае, если в ходе ликвидации коммерческой организации выясняется ее несостоятельность, то процедура ее ликвидации должна быть прекращена и должна начаться процедура ее банкротства. В остальных случаях ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен реализовать имущество ликвидируемой коммерческой организации в обычном порядке. С учетом этого Законопроекты отменяют обязательную продажу имущества ликвидируемой организации.
7. Обеспечение защиты интересов кредиторов при ликвидации
Действующее законодательство не защищает интересы кредиторов ликвидируемой коммерческой организации. В частности существенным недостатком законодательства является отсутствие защиты кредиторов от досрочного исполнения обязательств перед ними, а также их обязательств перед ликвидируемой коммерческой организацией. Добровольная ликвидация не должна задевать интересы кредиторов. Законопроекты устанавливают, что ликвидация должна осуществляться таким образом, чтобы все обязательства были исполнены в соответствии с их условиями, а значит и в срок, установленный договорами с кредиторами, действующими на момент принятия решения о ликвидации или новыми, заключенными позднее. При этом Законопроекты предусматривают, что ликвидации не должно препятствовать неисполнение денежных обязательств, однако при этом Законопроекты требуют, что бы соответствующие суммы помещались на депозит нотариуса или суда.
Приведенные правила должны заменить собой процедуру распределения имущества ликвидируемой коммерческой организации кредиторам по очередям, которая оправдана только для случаев ликвидации несостоятельных коммерческих организаций.
Кроме того из действующего законодательства не ясно могут ли претендовать на исполнение обязательств те из кредиторов, кто не заявил в течение установленного срока свои требования. Между тем, если кредитор известен ликвидируемой коммерческой организации, то исполнение ему не должно зависеть от подачи им соответствующего требования. Одновременно остаются не защищенными интересы кредиторов, личность которых ликвидируемой коммерческой организации не известна. Законопроекты устанавливают четкий механизм выявления ликвидируемой организацией своих кредиторов и согласования с ними условий обязательств.

Принятие Законопроектов устранит неоправданные препятствия перед реорганизацией, расширит возможности такой реорганизации, повысит уровень защиты интересов участников реорганизуемых коммерческих организаций и кредиторов ликвидируемых организаций, и обеспечит стабильность хозяйственного оборота.

Принятие Законопроектов не предполагает дополнительных расходов из Федерального бюджета.

Количество просмотров: 60





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group