На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Обзоры законодательства и арбитражной практики для хозяйственных обществ (СКРЫТ)

Март 2004



Аналитический мониторинг законодательства и обзор арбитражной практики
для акционерных обществ от "Консалтинг. Эмитент"
(март 2004 г.)


Акционерным обществам, раскрывающим информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах
Постановление ФКЦБ от 24.12.2003 № 03-49/пс «О внесении изменений и дополнений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.07.2003 N 03-32/пс»

Акционерным обществам, занимающимся подготовкой к годовому общему собранию акционеров
Обзор практики арбитражных судов по вопросам, связанным с нарушением порядка уведомления акционеров при подготовке к общему собранию акционеров


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, раскрывающих информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах

ДОКУМЕНТ:

Постановление ФКЦБ от 24.12.2003 № 03-49/пс «О внесении изменений и дополнений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.07.2003 N 03-32/пс»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:

Указанным документом внесены важные изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ от 02.07.2003 N 03-32/пс, которые необходимо знать всем эмитентам, раскрывающим информацию.
1. Уточнен круг эмитентов, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Ранее Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ от 02.07.2003 N 03-32/пс (далее – Положение о раскрытии информации), устанавливало, что к эмитентам, обязанным раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, относятся:
· эмитенты, имеющие зарегистрированный проспект ценных бумаг;
· эмитенты, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.
При этом на практике возникали следующие проблемы:
1) ЗАО, зарегистрировавшие проспект эмиссии до 04.01.2003 г. (даты вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» Федеральным законом от 28.12.2002 № 185-ФЗ) по основанию превышения объема эмиссии 50 000 минимальных размеров оплаты труда, оказались в ущемленном положении – они обязаны были продолжать раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах при том, что основания к регистрации проспекта ценных бумаг изменились.
В настоящее время закон предусматривает лишь два основания для регистрации проспекта ценных бумаг: размещение эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и размещение эмиссионных ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Таким образом, в настоящее время ЗАО не попадают в число эмитентов, обязанных регистрировать проспект ценных бумаг, т.к. не вправе размещать акции по открытой подписке, а количество акционеров ЗАО не должно превышать 50-ти.

2) Не было ясности в отношении ОАО, образованных в результате приватизации, разместивших акции на основании утвержденного плана приватизации, который в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утв. Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721, приравнивался к проспекту эмиссии.
В связи с тем, что в настоящее время Указ Президента РФ от 01.07.1992 № 721 утратил силу, возник вопрос о необходимости раскрытия информации такими акционерными обществами.
При этом опять-таки открытым оставался вопрос о раскрытии информации теми ОАО, которые разместили акции среди ограниченного круга лиц, число которых не превышало 500.

Изменения, внесенные в Положение о раскрытии информации, разрешили эти противоречивые вопросы, и теперь более четко определен круг эмитентов, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента и сообщений о существенных фактах. Такая обязанность распространяется:
· на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
· на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
· на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
· на эмитентов, ценные бумаги которых обращались на торгах фондовых бирж и/или у иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг на момент вступления в силу Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", в случае если такие ценные бумаги не были исключены из списков ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и/или у иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, из круга эмитентов, обязанных раскрывать информацию, исключены:
- ЗАО, зарегистрировавшие проспект эмиссии по основанию превышения объема эмиссии 50 000 МРОТ;
- ОАО, образованные в результате приватизации и разместившие акции в соответствии с планом приватизации среди ограниченного круга лиц, не превышающего 500.

2. Установлен дополнительный перечень информации, которую должны раскрывать акционерные общества.
Новой редакцией Положения о раскрытии информации установлено 15 случаев, когда акционерное общество, обязанное раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано также раскрывать дополнительные сведения.
К таким сведениям, в частности, относится информация:
- о решениях, принятых советом директоров по важным вопросам деятельности общества;
- об изменении размера доли принадлежащих должностным лицам общества обыкновенных акций эмитента и его дочерних и зависимых обществ;
- об изменении в составе акционеров эмитента, владеющих не мене чем 5 % обыкновенных акций эмитента;
- иные случаи.
Такая информация должна раскрываться путем ее опубликования в ленте новостей (не позднее 1 дня) и в сети «Интернет» (не позднее 3-х дней), а также направляться эмитентом в регистрирующий орган (не позднее 5 дней). В регистрирующий орган информация представляется на бумажном и магнитном носителе (аналогично сообщениям о существенных фактах).

Обращаем, однако, внимание, что указанные случаи не относятся к существенным фактам и их раскрытие не предусмотрено Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Кроме того, теперь акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны также раскрывать сведения о содержании своих уставов и внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (Положение об общем собрании акционеров, о Совете директоров, о Правлении, о Генеральном директоре и т.п.), путем опубликования указанных документов в сети «Интернет».

Однако в связи с введением этих требований этим возникает вопрос об их правомерности.
Так, ст.30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусматривает лишь две формы раскрытия информации эмитентами, имеющими зарегистрированный проспект ценных бумаг: раскрытие ежеквартального отчета и раскрытие сообщений о существенных фактах. При этом ФКЦБ России уполномочена определять лишь состав, порядок и сроки раскрытия информации.
В то же время ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», определяет, что открытые акционерные общества обязаны раскрывать не только сведения, предусмотренные законом, но и иные сведения, определяемые ФКЦБ России.
Кроме того, обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены ФКЦБ России.
Таким образом, для всех открытых обществ и закрытых обществ, осуществивших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, установление дополнительного перечня раскрываемой информации правомерно.

3. Изменены сроки раскрытия информации при государственной регистрации выпуска ценных бумаг (проспекта ценных бумаг)
Ранее Положение о раскрытии информации устанавливало, что в случаях регистрации выпуска ценных бумаг и проспекта ценных бумаг, регистрации изменений (дополнений) в решение о выпуске (проспект ценных бумаг), регистрации проспекта ценных бумаг после регистрации отчета об итогах выпуска, опубликование сообщения в ленте новостей осуществляется не позднее 1 дня с даты государственной регистрации.
Однако на практике у эмитентов возникали проблемы со своевременным раскрытием информации. Согласно п.2.4.22 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ от 18.06.2003 № 03-30/пс, уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации направляется эмитенту в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения. Очевидно, что эмитент не мог исполнить обязанность опубликовать информацию о государственной регистрации в ленте новостей не позднее 1 дня, т.к. уведомление о государственной регистрации он получал только в течение 3-х дней.
Теперь Положение о раскрытии информации устанавливает, что в указанных случаях опубликование сообщения в ленте новостей осуществляется в срок не позднее 3-х дней с даты государственной регистрации.

4. Внесены изменения в текст ежеквартального отчета эмитента и проспекта ценных бумаг (Приложение 11 и Приложение 4 к Положению о раскрытии информации), в частности:
· изменена форма представления информации о кредиторской задолженности эмитента в ежеквартальном отчете и проспекте ценных бумаг (п.2.3.1. Приложения 11 и п. 3.31. Приложения 4) - эмитентам следует обратить внимание на новую форму таблицы для заполнения;
· к проспекту ценных бумаг теперь требуется прилагать копию действующей редакции устава эмитента, а также внутренних документов, регулирующих деятельность органов эмитента. Изменения, вносимые в эти документы, следует прилагать к ежеквартальным отчетам эмитента.


ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:

1. ЗАО, зарегистрировавшим проспект эмиссии по основанию превышения объема эмиссии 50 000 МРОТ, а также ОАО, образованным в результате приватизации и разместившим акции в соответствии с планом приватизации среди ограниченного круга лиц, не превышающего 500, теперь не нужно раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, но при условии, что ценные бумаги таких эмитентов не обращаются на торгах фондовых бирж и/или у иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
2. Обществам, обязанным раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, следует раскрывать в ленте новостей и на сайте в сети «Интернет» сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента (перечень таких сведений указан в п.1.14 Положения о раскрытии информации), а также публиковать на сайте в сети «Интернет» свои уставы и внутренние документы, регулирующие деятельность органов общества.
3. При государственной регистрации выпуска ценных бумаг и проспекта ценных бумаг, регистрации изменений (дополнений) в решение о выпуске (проспект ценных бумаг), регистрации проспекта ценных бумаг после регистрации отчета об итогах выпуска, публиковать сообщение в ленте новостей не позднее 3-х дней с даты государственной регистрации.
4. При составлении ежеквартального отчета и проспекта ценных бумаг обратить внимание на изменения, внесенные в текст отчета, и новую форму таблицы о кредиторской задолженности.
5. При подготовке ежеквартального отчета обратить внимание на то, что теперь к тексту ежеквартального отчета следует прилагать копии изменений, внесенных в устав эмитента и внутренние документы, регулирующие деятельность его органов. В то же время теперь копия кодекса корпоративного поведения (при наличии его у эмитента) к ежеквартальному отчету не прикладывается, а дается лишь информация о странице в сети «Интернет», где этот документ размещен.
6. При подготовке проспекта ценных бумаг обратить внимание на то, что теперь к проспекту прилагаются копии действующей редакции устава общества, а также внутренних документов, регулирующих деятельность его органов.

ПОДРОБНЕЕ:

В Программном комплексе "Консалтинг. Эмитент" выпуск № 3(4)2004 см. разделы: «Общие правила раскрытия информации на рынке ценных бумаг», «Ежеквартальный отчет эмитента», «Сообщения о существенных фактах», «Сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг», «Раскрытие уставов и внутренних документов общества».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, занимающихся подготовкой к годовому общему собранию акционеров


Обзор практики федеральных арбитражных судов по вопросам, связанным с нарушением порядка уведомления акционеров при подготовке к общему собранию акционеров

Настоящий выпуск обзора арбитражной практики посвящен вопросу нарушения порядка уведомления акционеров при проведении общего собрания акционеров.
Так, нередко общества не соблюдают требования законодательства об уведомлении всех акционеров о проведении общего собрания, в результате чего акционеры не могут участвовать в собрании и реализовать свое право на участие в управлении обществом.
Однако при обжаловании акционером решений, принятых общим собранием акционеров, о котором акционер не был уведомлен, практика арбитражных судов является противоречивой.

Арбитражный суд отменил решение общего собрания акционеров, т.к. акционер не был уведомлен о проведении общего собрания.

Ситуация 1:
Акционер обратился в суд с иском к обществу о признании недействительными решений общего собрания акционеров общества, о проведении которого акционер (владелец 17% акций общества) не был извещен. Однако общество, в свою очередь, ссылается на то, что у него отсутствовала обязанность извещения акционера о проведении собрания в связи с отсутствием почтового адреса истца, местонахождение которого было ему неизвестно.
Вывод суда:
В соответствии с п.7 ст.49 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционер вправе обжаловать в суд решение общего собрания акционеров, если он не принимал участия в общем собрании акционеров и указанным решением нарушены его права и законные интересы.
Суд пришел к заключению, что не уведомление ответчиком истца о предстоящем собрании нарушило его права как акционера, держателя 17% акций общества, поскольку он был лишен права участия в общем собрании акционеров, в том числе права на внесение предложений в повестку дня, обсуждения и утверждения новой редакции Устава общества, выдвижения кандидатур в новый совет директоров.
Доводы общества о том, что у него отсутствовала обязанность извещения истца, поскольку ему не был известен его адрес, признаны судом несостоятельными (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.04.2003 № КГ-А40/2077-03).

Ситуация 2:
Акционер обратился в суд с иском к обществу о признании недействительным решения общего собрания общества на основании того, что, являясь акционером и членом Совета директоров общества, акционер не был уведомлен о проведении собрания и не присутствовал на нем.
Вывод суда:
При подготовке общего собрания были допущены нарушения Устава общества и ст. 65 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которым вопросы о созыве годового собрания, утверждении повестки дня, определения даты, составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и т.д., относятся к исключительной компетенции Совета директоров. В данном случае, инициатива проведения собрания исходила от акционеров, проигнорировавших решение Совета директоров о переносе даты проведения собрания в связи с его неподготовленностью.
В материалах дела также отсутствуют доказательства надлежащего уведомления акционеров о проведении годового общего собрания.
Решением этого собрания был избран новый Совет директоров, в состав которого истица не вошла, чем нарушены ее права участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, предусмотренные ст. ст. 31, 51 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Правомерно суд отразил и тот факт, что несмотря на то, что голосование Б.А. могло и не повлиять на результаты голосования, но допущенные нарушения являются грубыми, поэтому ссылка ответчика на п. 7 ст. 49 ФЗ "Об акционерных обществах" является несостоятельной (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.04.2003 № А09-8158/02-20).

Арбитражный суд оставил в силе решение общего собрания акционеров, несмотря на то, что акционер не был уведомлен о проведении общего собрания.

Ситуация:
Акционер обратился в суд с иском к обществу о признании недействительным решения общего собрания акционеров, т.к. не был извещен о проведении общего собрания акционеров.
Вывод суда:
В общем собрании участвовали акционеры, владеющие в обществе долей равной 67 % уставного капитала.
Нарушение Федерального закона "Об акционерных обществах" выразилось в неизвещении истца о проведении собрания. Указанное нарушение не является существенным, поскольку голосование истца на собрании не могло повлиять на результаты принятых решений, а принятые решения не повлекли причинения убытков акционеру. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об ущемлении его прав и законных интересов, как акционера (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.05.2003 г. № А19-13608/02-17-Ф02-1323/03-С2).

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Несмотря на противоречивость арбитражной практики, несоблюдение обществом требования законодательства об уведомлении всех акционеров о проведении общего собрания акционеров может послужить основанием для отмены решений, принятых на таком собрании.
Поэтому для общества очень важно своевременно уведомлять всех акционеров о проведении общего собрания.
В реестре акционеров должны содержаться сведения как о месте жительства акционера, так и об адресе для направления ему корреспонденции - эти данные используются обществом при направлении акционерам уведомлений о проведении общего собрания акционеров.

ПОДРОБНЕЕ:

В Программном комплексе "Консалтинг. Эмитент" см. Справку "Сообщение (уведомление) о проведении общего собрания акционеров" раздела "Общее собрание акционеров".


Обращаем внимание, что в Программном комплексе "Консалтинг. Эмитент" содержатся методические материалы и электронные формы документов:
- по проведению годового общего собрания акционеров;
- по подготовке ежеквартальных отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах.

Получить методические материалы (презентация в MS-PowerPoint) по подготовке и проведению годового общего собрания акционеров и по подготовке отчетности отчета эмитента с помощью Программного комплекса "Консалтинг. Эмитент", а также ознакомиться с более подробной информацией о системе можно по адресу: www.1с.ru (фирма 1С/Главная/Каталог продуктов/Продукты 1С/Информационные продукты) или www.lin.ru.

[p]


Количество просмотров: 65





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

13.10.2021
Контролирующее акционерное общество

30.09.2021
Новое положение о Раскрытии информации

30.09.2021
Гендир

30.09.2021
Что с акциями нового общества при выделении из АО?

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group