На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Обзоры законодательства и арбитражной практики для хозяйственных обществ (СКРЫТ)

Апрель 2004



Аналитический мониторинг законодательства и обзор арбитражной практики
для акционерных обществ от "Консалтинг. Эмитент"
(апрель 2004 г.)



Всем акционерным обществам:
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2004 № 379-р Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Акционерным обществам, в которых совет директоров состоит менее чем из 5-ти членов и избирается простым (не кумулятивным) голосованием:

Федеральный закон от 24.02.2004 № 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"

Акционерным обществам, которые выплачивают акционерам дивиденды
Федеральный закон от 06.04.2004 № 17-ФЗ "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах»

Акционерным обществам, занимающимся подготовкой к годовому общему собранию акционеров:
Обзор практики арбитражных судов по вопросам, связанным с нарушением порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров



АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ, в первую очередь – для обществ, намеренных осуществлять выпуск ценных бумаг, и обществ, раскрывающих информацию на рынке ценных бумаг

ДОКУМЕНТ:
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2004 № 379-р Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Указ вступил в силу с 12 марта 2004 года - со дня его официального опубликования в Российской газете.
Теперь функции ФКЦБ по контролю и надзору (включая выдачу лицензий, регистрацию выпусков ценных бумаг, контроль за соблюдением порядка раскрытия информации) будет осуществлять новый орган - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), находящаяся в ведении Правительства РФ.
Причем ФСФР переданы функции не только упраздняемой ФКЦБ, но и функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздняемых Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю в сфере аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, а также функции по контролю деятельности бирж.
Пока не решен вопрос о том, какому органу будут переданы функции упраздненной ФКЦБ по принятию нормативных правовых актов, т.к. ФСФР имеет статус федеральной службы и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование. В то же время, исходя из пп."в" п.4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314, федеральная служба может быть наделена полномочиями по принятию нормативно-правовых актов соответствующим указом Президента РФ.
Однако в связи с упразднением ФКЦБ в настоящее время сложилась довольно сложная ситуация: ФКЦБ упразднена и на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для осуществления комиссией ее деятельности (принятие решений о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, о привлечении эмитентов к административной ответственности, принятие нормативно-правовых актов и т.п.). В то же время ФСФР еще не сформирована, отсутствует нормативно-правовой акт, детально регулирующий ее деятельность.
При этом Распоряжением Правительства РФ от 18.03.2004 № 379-р установлено, что работники упраздняемых и преобразуемых в соответствии с Указом Президента РФ федеральных органов исполнительной власти продолжают выполнять возложенные на них обязанности до передачи функций упраздняемых органов соответствующим федеральным органам исполнительной власти и завершения организационно-штатных мероприятий в преобразуемых органах.
Однако Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2004 № 379-р определяет порядок исполнения обязанностей работниками федеральных органов исполнительной власти, но не наделяет сами органы какими-либо временными полномочиями на период проведения ликвидационных процедур.
В связи с этим у эмитентов на сегодняшний день существуют обоснованные опасения: решения, принятые сегодня ФКЦБ и ее региональными отделениями, впоследствии могут быть обжалованы как не соответствующие законодательству и принятые неуполномоченным органом.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
1. При необходимости представить в регистрирующий орган документы по раскрытию информации – сообщения о существенных фактах и ежеквартальные отчеты (срок сдачи отчетности эмитентов за I квартал 2004 года - с 1 апреля по 15 мая) – до формирования нового регистрирующего органа подавать (направлять) документы в ФКЦБ или в то региональное отделение, в которое эмитент представлял сообщения и отчеты ранее.
Если эмитент подает документы непосредственно - следует получить соответствующую расписку должностного лица ФКЦБ (регионального отделения) о приеме документов.
Если эмитент направляет документы по почте – следует использовать заказное почтовое отправление.
Таким образом у эмитента будет документ, подтверждающий представление подлежащей раскрытию информации (расписка, квитанция об отправке сообщения), и при возникновении конфликтной ситуации (в т.ч. привлечение эмитента к ответственности за нарушение порядка раскрытия информации) эмитент будет иметь возможность подтвердить исполнение требований действующего законодательства и принятие всех мер по раскрытию информации.
2. При необходимости представить на государственную регистрацию документы по выпуску ценных бумаг эмитенту рекомендуется:
· если есть риск пропустить сроки для подачи документов на государственную регистрацию – представить (направить) документы в ФКЦБ (региональное отделение) с учетом изложенных выше рекомендаций;
· если позволяют сроки – дождаться формирования нового регистрирующего органа и представить документы уже в новый орган.

ПОДРОБНЕЕ:
В Программном комплексе «Консалтинг. Эмитент», выпуск 3(4)2004 см. «Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иные регистрирующие органы».



АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, в которых совет директоров состоит менее чем из 5-ти членов и избирается простым (не кумулятивным) голосованием

ДОКУМЕНТ:
Федеральный закон от 24.02.2004 № 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
17 марта 2004 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в соответствии с Федеральным законом от 24.02.2004 № 5-ФЗ.
Изменения коснулись в первую очередь тех акционерных обществ, которые в структуре органов управления имеют совет директоров (наблюдательный совет) в составе менее 5-ти членов и/или избираемый не кумулятивным голосованием.
Так, Федеральный закон от 24.02.2004 № 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" установил новые требования к совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества:
- количественный состав совета директоров общества должен быть не менее 5-ти членов (при этом остаются прежние требования: для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 количественный состав совета директоров не может быть менее 7-ми членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 10000 - менее 9-ти членов);
- избрание членов совета директоров всегда осуществляется кумулятивным голосованием, независимо от количества акционеров общества;
- решением общего собрания акционеров могут быть прекращены досрочно полномочия всех членов совета директоров одновременно.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
1. Если для общества наличие совета директоров нецелесообразно – внести соответствующие изменения в устав: передать полномочия совета директоров общему собранию акционеров и предусмотреть в уставе специальный орган (лицо), который будет выполнять функции по созыву общего собрания акционеров.
2. Если общество решает сохранить в структуре органов совет директоров – на годовом общем собрании, проводимом в текущем году, внести изменения в устав в части определения количества членов (5 или более) и порядка избрания совета директоров (кумулятивное голосование), а также избрать совет директоров в составе не менее 5-ти членов кумулятивным голосованием.
При этом обществам, которые готовятся к проведению годового общего собрания акционеров, рекомендуется провести заседание совета директоров и решить ряд вопросов:
1) определение новой повестки дня годового общего собрания акционеров;
2) формирование списка кандидатов для избрания в совет директоров, если кандидатов не достаточно;
3) дополнение перечня материалов, предоставляемых акционерам при подготовке к общему собранию акционеров;
3) определение формы и текста бюллетеня для кумулятивного голосования по вопросу об избрании членов совета директоров;
4) в случае необходимости – определить новую дату проведения общего собрания акционеров.

ПОДРОБНЕЕ:
О проблемах применения новых требований Федерального закона «Об акционерных обществах» для обществ, которые:
· до 17 марта 2004 года уже провели годовое общее собрание,
· до 17 марта 2004 года уже определили повестку дня и иные вопросы подготовки к ГОСА, но собрание еще не провели,
· принимают решения по подготовке и проводят ГОСА после 17 марта 2004 г.,
- в Программном комплексе «Консалтинг. Эмитент», выпуск 3(4)2004 см. «Особенности подготовки и проведения ГОСА в 2004 году».


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, которые выплачивают акционерам дивиденды

ДОКУМЕНТ:
Федеральный закон от 06.04.2004 № 17-ФЗ "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
В статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующую вопросы выплаты дивидендов, внесены изменения:
· четко определен источник выплаты дивидендов. Таким источником является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), при этом чистая прибыль определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.
· определено, что для целей выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенных типов за счет специально предназначенных для этого фондов общества, такие фонды должны быть сформированы заранее.
Изменения обусловлены тем, что в законодательстве отсутствовало четкое определение понятия «чистая прибыль», что влекло злоупотребление со стороны обществ по отношению к их акционерам. Так, дивиденды нередко выплачивались из прибыли, оставшейся после направление ее части на развитие производства, пополнение основных фондов, осуществление инвестиционных программ и т.д. В результате акционеры получали значительно меньшие суммы, нежели те, которые они могли бы получить, если бы в качестве дивидендов распределялась вся прибыль, оставшаяся после налогообложения, а уже оставшиеся после распределения дивидендов средства направлялись бы на иные, в т.ч. производственные, цели.
Федеральный закон от 06.04.2004 № 17-ФЗ "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» вступает в силу с 1 июля 2004 г.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
1. На годовом общем собрании, проводимом в текущем году, и распределении дивидендов по итогам 2003 года, можно руководствоваться редакцией Федерального закона «Об акционерных обществах» без учета новых требований, т.к. дата вступления в силу изменений – 1 июля 2004 г., когда все годовые общие собрания акционеров уже будут проведены.
Однако в п.1.3. Главы 9 "Кодекса корпоративного поведения" от 04.04.2002, рекомендованного к применению акционерными обществами на территории РФ (Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р), обращается внимание обществ на то, что порядок определения размера дивидендов должен исключать возможность введения акционеров в заблуждение относительно их размера.
Поэтому при определении размера чистой прибыли обществу надлежит исходить из того, что размер чистой прибыли для целей определения размера дивидендов не должен отличаться от размера чистой прибыли для целей бухгалтерского учета, поскольку в ином случае размер дивидендов будет рассчитываться исходя из заниженной либо завышенной суммы, что означает существенное ущемление интересов акционеров.
Таким образом, на годовом общем собрании акционеров в текущем году обществам рекомендуется осуществлять расчет чистой прибыли в порядке, установленном действующим законодательством для целей бухгалтерского учета.
2. На последующих общих собраниях акционеров при распределении полугодовых, квартальных дивидендов, а также годовых дивидендов за 2004 год, обществам следует руководствоваться новыми требованиями закона и при определении размера дивидендов исходить из прибыли, оставшейся после налогообложения, определяемой по данным бухгалтерской отчетности.

ПОДРОБНЕЕ:
В Программном комплексе «Консалтинг. Эмитент», выпуск 3(4)2004 см. «Дивиденды».



АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, занимающихся подготовкой к годовому общему собранию акционеров

Обзор практики арбитражных судов по вопросам, связанным с нарушением порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров


Существенные нарушения законодательства в деятельности общества и при подготовке к общему собранию акционеров могут повлечь серьезные негативные последствия: решения общего собрания акционеров такого общества не будут иметь юридической силы вне зависимости от того, были ли они оспорены

Ситуация:
Акционер обратился в суд с иском к обществу о признании недействительным решения общего собрания акционеров, т.к. обществом были допущены серьезные нарушения при проведении общего собрания:
· собрание проведено без извещения о проведении собрания акционеров в том порядке, который установлен законом;
· голосование осуществлялось без бюллетеней;
· отсутствовал список акционеров, имеющих право на участие в собрании.
В результате допущенных нарушений закона не было возможности установить наличие кворума на собрании и легитимность голосования.
Кроме того, в судебном заседании выяснилось, что общество вело свою деятельность с существенными нарушениями закона:
· в Обществе не велся надлежащий реестр акционеров;
· учредительные документы общества не были приведены в соответствие с требованиями законодательства;
· документы, необходимые для регистрации выпуска акций, не представлялись в ФКЦБ.

Вывод суда:
Осуществление обществом деятельности с нарушениями закона повлекло столь существенные нарушения при созыве и проведении собрания, решения которого оспариваются, что в результате эти решения не имеют юридической силы вне зависимости от того, были ли они оспорены (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2003 №А52-3141/2002/1).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
Очевидно, что акционерному обществу следует правильно осуществлять подготовку и проведение общего собрания акционеров. Однако соблюдение законодательства при подготовке и проведении общего собрания акционеров невозможно без выполнения обществом установленных требований в процессе его текущей деятельности: ведения реестра акционеров, регулярного приведения устава в соответствие с законом, регистрации выпуска акций. Таким образом, обществам, не имеющим реестра акционеров, не приводившим устав в соответствии с законодательством, не регистрировавшим выпуск акций, необходимо устранить эти нарушения.

ПОДРОБНЕЕ:
В Программном комплексе "Консалтинг. Эмитент" см. "Обжалование решений общего собрания акционеров в судебном порядке".


Обращаем внимание, что в Программном комплексе "Консалтинг. Эмитент" содержатся методические материалы и электронные формы документов:
- по проведению годового общего собрания акционеров;
- по подготовке ежеквартальных отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах.

Получить методические материалы (презентация в MS-PowerPoint) по подготовке и проведению годового общего собрания акционеров и по подготовке отчетности отчета эмитента с помощью Программного комплекса "Консалтинг. Эмитент", а также ознакомиться с более подробной информацией о системе можно по адресу: www.1с.ru (фирма 1С/Главная/Каталог продуктов/Продукты 1С/Информационные продукты) или www.lin.ru.

[p]

Количество просмотров: 58





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

13.10.2021
Контролирующее акционерное общество

30.09.2021
Новое положение о Раскрытии информации

30.09.2021
Гендир

30.09.2021
Что с акциями нового общества при выделении из АО?

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group