На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Обзоры законодательства и арбитражной практики для хозяйственных обществ (СКРЫТ)

Август 2004



Аналитический мониторинг законодательства и обзор арбитражной практики
для акционерных обществ от "Консалтинг. Эмитент"
(август 2004 г.)


Всем акционерным обществам:
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

Всем акционерным обществам:
Федеральный закон от 28.07.2004 № 89-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Всем акционерным обществам:
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Акционерным обществам, осуществляющим выпуск акций с целью увеличения уставного капитала, а также выпуск иных эмиссионных ценных бумаг:
Письмо Минфина РФ от 17.06.2004 № 03-02-05/3/51 «О налоговой декларации по налогу на операции с ценными бумагами».

Специалистам рынка ценных бумаг:
Письмо ФСФР от 24.06.2004 № 04-ОВ-02/1777 «О регистрации (перерегистрации) в реестре аттестованных лиц».

Обзор арбитражной практики:

Акционерным обществам, проводящим реорганизацию в форме присоединения.

Акционерным обществам при проведении общего собрания акционеров.

Акционерным обществам при рассмотрении споров с акционерами в судебном порядке.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ.

ДОКУМЕНТ:
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Указанным постановлением определен статус Федеральной антимонопольной службы - уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере:
· конкуренции на товарных рынках;
· защиты конкуренции на рынке финансовых услуг;
· деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
· рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Перечислены полномочия службы, к которым, в частности, относится:
· согласование создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;
· согласование приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций; получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов; приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· проведение в установленном порядке проверки соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями;
· получение от них необходимых документов, информации, объяснений в письменной и устной формах.
Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности службы, в состав которых включаются отделы.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
По вопросам получения согласия антимонопольного органа в случаях, предусмотренных законодательством, следует обращаться в антимонопольные органы, которые на период ликвидационных процедур продолжают выполнять свои функции, а по окончании формирования новой системы органов Федеральной антимонопольной службы фактически станут ее территориальными органами.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 в приложении ИАС «Консалтинг. Стандарт» см. «Антимонопольный орган».

АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ.

ДОКУМЕНТ:
Федеральный закон от 28.07.2004 № 89-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Федеральным законом от 28.07.2004 № 89-ФЗ изменены определения понятий листинга и делистинга. Ранее под листингом понималось включение ценных бумаг в котировальный список, а под делистингом - исключение ценных бумаг из котировального списка (Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 29.06.2004). В указанные дефиниции внесены дополнения, и в настоящее время понятия листинга и делистинга сформулированы следующим образом:
1. Листинг ценных бумаг - включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список.
2. Делистинг ценных бумаг - исключение фондовой биржей ценных бумаг из котировального списка.
Изменения коснулись абз.6 п.4 ст.3 и абз.3 ч.9 ст.16 закона, в которых вместо формулировок об организаторе торговли на рынке ценных бумаг включены формулировки о фондовой бирже.
В принятом акте содержится указание на то, что организаторы торговли на рынке ценных бумаг, не являющиеся фондовыми биржами, вправе осуществлять листинг (делистинг) ценных бумаг до 1 января 2005 года.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
С 1 января 2005 года фондовая биржа станет единственным организатором торговли на рынке ценных бумаг, который будет вправе включать ценные бумаги в котировальный список (листинг) и исключать их из него (делистинг). Таким образом, акции, прошедшие соответствующие процедуры (листинга и делистинга), с 1 января 2005 года смогут торговаться только на фондовой бирже.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 в приложении «Консалтинг. Стандарт» см. «Фондовая биржа».

АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ.

ДОКУМЕНТ:
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
В указанном акте понятие «коммерческая тайна» формулируется как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Перечисляются типы сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Определены права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и порядок ее предоставления.
В Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» указаны меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, а также в рамках трудовых, гражданско-правовых отношений и при ее предоставлении.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
Предпринимать соответствующие меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну.

ПОДРОБНЕЕ:
См. выпуск Аналитического мониторинга законодательства «Консалтинг. Стандарт» за период с 7 по 13 августа 2004 года (мониторинг выйдет 16 августа 2004 г.).


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, осуществляющих выпуск акций с целью увеличения уставного капитала, а также выпуск иных эмиссионных ценных бумаг.

ДОКУМЕНТ:
Письмо Минфина РФ от 17.06.2004 № 03-02-05/3/51 «О налоговой декларации по налогу на операции с ценными бумагами».

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Указанным актом разъясняется, что налог на операции с ценными бумагами действует в рамках НК РФ и его исчисление, уплата в федеральный бюджет и представление в налоговый орган налоговой декларации регулируются нормами НК РФ.
Формы расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядок его заполнения в соответствии с п.3 ст.31 НК РФ утверждены МНС России (Приказ МНС России от 18.11.2003 № БГ-3-24/633 и Приложение 2 к данному акту).
В течение 3-х рабочих дней после уплаты налога плательщик представляет расчет в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Указывается, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения предусмотрена ответственность.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
При уплате налога на операции с ценными бумагами использовать формы расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами, утв. МНС России (Приказ МНС России от 18.11.2003 № БГ-3-24/633) и Приложение 2 к данному акту, регламентирующее порядок его заполнения. Следует помнить о том, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в установленный срок влечет ответственность.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 в приложении «Консалтинг. Стандарт» см. «Налог на операции с ценными бумагами».

АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Специалистов рынка ценных бумаг.

ДОКУМЕНТ:
Письмо ФСФР от 24.06.2004 № 04-ОВ-02/1777 «О регистрации (перерегистрации) в реестре аттестованных лиц».

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Указанным актом установлено, что перерегистрация аттестованных лиц в Реестре аттестованных лиц в установленные сроки либо регистрация (перерегистрация) с нарушением установленных сроков в соответствии с Положением о специалистах рынка ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 № 03-47/пс «О специалистах рынка ценных бумаг», будут осуществляться без учета факта повышения аттестованными лицами квалификации в учебном центре либо факта прохождения ими дополнительного квалификационного экзамена.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
По истечении одного года с момента вступления в силу Положения о специалистах рынка ценных бумаг, указанным аттестованным лицам необходимо представить в уполномоченную организацию (территориальный орган ФСФР), которая осуществляла прием документов на регистрацию (перерегистрацию), копию документа, подтверждающего повышение квалификации в учебном центре, либо выписку из протокола экзаменационной комиссии о результатах сдачи дополнительного экзамена.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004, в приложении «Консалтинг. Стандарт» см. «Профессиональные участники рынка ценных бумаг».


Обзор арбитражной практики


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, проводящих реорганизацию в форме присоединения.

При присоединении одного АО к другому правопреемником присоединенного общества в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его АО, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного общества сроки.

Ситуация:
Акционерные общества провели реорганизацию в форме присоединения ОАО-1 к ОАО-2.
ИМНС был предъявлен иск к ОАО-2 об уплате налогов и пеней, начисленных ОАО-1 до окончания реорганизации обществ. Требования ИМНС признаны незаконными. В кассационной жалобе ИМНС просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие правопреемства ОАО-2 по отношению к ОАО-1 в части налогов и пеней, начисленных до окончания реорганизации.

Вывод суда:
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей (п.2 ст.50 НК РФ). При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки (п.3,5 ст.50 НК РФ).
Плательщиком налогов и сборов будет являться правопреемник реорганизованного юридического лица. В случае неуплаты им сумм задолженности по налогам и пеням налоговый орган вправе применить принудительный порядок их взыскания (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2004 № А19-17095/03-18-Ф02-1579, 2067/04-С1).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
При проведении реорганизации в форме присоединения следует иметь в виду, что при присоединении одного общества к другому правопреемником присоединенного АО в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его АО.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справки «Реорганизация общества в форме присоединения», «Пошаговая процедура реорганизации общества в форме присоединения».


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при проведении общего собрания акционеров.

Если акционер при голосовании на общем собрании по вопросам повестки дня, голосование по которым влечет возникновение у акционеров права требовать от общества выкупа принадлежащих им акций, поставил в бюллетене отметку в графе «воздержался», то он считается принявшим участие в голосовании и правом на выкуп акций не обладает.

Ситуация:
Акционер обратился в суд с иском к обществу о понуждении его выкупить принадлежащие акционеру акции. В связи с проведением общего собрания акционеров, на котором принималось решение об увеличении уставного капитала общества и совершении крупной сделки, истцу было направлено предложение о выкупе принадлежащих им акций по цене в 25 раз ниже рыночной. Акционер рассмотрел такое сообщение как уклонение АО от обязанности выкупа акций по рыночной цене.

Вывод суда:
Советом директоров общества принято решение о проведении общего собрания акционеров с повесткой дня по вопросам увеличения уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций и получения согласия общего собрания акционеров на совершение крупной сделки. Акционеры АО уведомлены советом директоров в надлежащем порядке (с извещением о наличии у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций).
Истец при голосовании на общем собрании по обоим вопросам повестки дня «воздержался». Таким образом, он принял участие в голосовании (исходя из смысла п.3 ст.60 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества, совершения крупной сделки (решение о совершении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с п.2 ст.89 Федерального закона «Об акционерных обществах»), а также внесения изменений или дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам (п.1 ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Истец принимал участие в голосовании на общем собрании акционеров и не голосовал против принятия решений по вопросам повестки дня. В связи с этим у него отсутствует право на выкуп акций обществом (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.04.2004 № 1098/04).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для приобретения акционером права выкупа принадлежащих ему акций необходимо либо не принимать участие в голосовании на общем собрании акционеров по этим вопросам, либо голосовать против принятия соответствующего решения. Если он выбрал при голосовании вариант «воздержался», то считается принявшим участие в голосовании. Права выкупа обществом акций у такого акционера не возникает.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справку «Обжалование решения общего собрания акционером, который воздержался при голосовании».


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при рассмотрении споров с акционерами в судебном порядке.

Встречное обеспечение иска производится только по имущественным требованиям и не может применяться для обеспечения иска о признании недействительным общего собрания акционеров общества.

Ситуация:
Акционеры общества обратились в суд с иском о признании недействительными решений общих собраний акционеров и принятия обеспечительных мер. Иск удовлетворен, обществом предъявлено требование о предоставлении 2-мя акционерами встречного обеспечения путем внесения на депозитный счет суда денежных средств. Указанное требование общества не удовлетворено.

Вывод суда:
Арбитражный суд, допуская обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму (ст.94 АПК).
Размер встречного обеспечения может быть установлен в пределах имущественных требований истца, указанных в его заявлении, а также суммы процентов от этих требований, и не может быть менее половины размера имущественных требований.
Однако встречное обеспечение производится только по имущественным требованиям. Иск заявлен о признании недействительными решений внеочередного общего собрания акционеров, которые не являются имущественным требованием. В предоставлении встречного обеспечения АО отказано правомерно (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2004 № А68-94/ГП-16-03).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
О порядке введения обеспечительных мер см. также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 № 78 «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер».

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справку «Обжалование решений общего собрания акционеров в судебном порядке».


Обращаем внимание, что в программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» содержатся методические материалы и электронные формы документов:
- по проведению годового общего собрания акционеров;
- по подготовке ежеквартальных отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах.

Получить информацию о программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» можно по адресу: www.1с.ru (фирма 1С/Главная/Каталог продуктов/Продукты 1С/Информационные продукты) или www.lin.ru.

[p]


Количество просмотров: 66





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group